Он конформист. Фильм «Лобстер»


Условный Город, каждый житель которого обязан иметь пару. Неприкаянных одиночек отправляют в условный Отель, что затерялся в условном Лесу. У каждого постояльца есть 45 дней, чтобы найти партнера или партнершу. Если им это не удается, то их превращают в животное (по выбору) и отпускают в лес. Правила Отеля строги: нельзя врать, нельзя мастурбировать, нельзя сочувствовать. Каждый день постояльцев вывозят на охоту в тот самый Лес, где обитают сбежавшие из отеля. За каждого нейтрализованного Изгоя дают дополнительный день. У кого-то уже больше сотни. Антиутопический трип.

 

lobster-movie-review-fantastic-fest

 

«Лобстер» очень жесток к зрителю. Легкое, ироничное начало, смешки в зале — все это сменяется беспросветным цинизмом, а от последних минут тридцати хочется выбежать из зала, отчаянно вертя головой. Там еще и финал, что ввергнет в ужас, а на выходе из зала никто впечатлениями делиться не спешит. Ощущения, как от острого пищевого отравления. Йоргос Лантимос натуру человека обличал и раньше, теперь же замах на общество. Вполне успешный.

Высмеивается социум. Наша зависимость от его мнения. Приняв этот тезис как основу, Лантимос создает мир абсурда, где вся внутренняя логика направлена на получение социума идеальных конформистов. Абсолютно двухполярный мир, где нет места полутонам. Что, вы бисексуал? «Простите, у нас нет этой опции. Технические неполадки, знаете ли». Индивидуальность сведена к минимуму, а разговаривают все выдержками из «Википедии». У обитателей отеля нет имен, лишь «опознавательные» характеристики: хромой, шепелявый, любит печеньки.

 

the-lobster02

 

Высмеивается институт отношений. Да, общество не особо-то воспринимает одиночек. Не презирает, но относится, как к нечто неполноценному. Быть неполноценным, возможно, главная фобия человека. Маниакальное желание обзавестись парой прорастает порой именно оттуда. Страх одиночества не так велик, как страх стать изгоем. Отношения превратились в некий долг. Долг перед обществом, перед собой. Как, ты уже второй год один? Кошмар! Что, тебе уже тридцать, а ты все еще не планируешь обзавестись семьей? Ужас! Клеймо неполноценности толкает человека на любые поступки.

В мире Лантимоса все проще. Здесь нет эмоциональной привязки, веры и единых принципов. Поводом для отношений становится наличие общего признака: жестокий ищет бессердечную, а близорукий ту, что носит контактные линзы. Хромой (Бен Уишоу) будет ежедневно разбивать себе нос, чтобы быть с той, у которой этот самый нос и кровоточит. Ведь хромых могут и не завести в Отель. 5 баллов тому, кто вспомнил «ей тоже нравятся “The Smiths”». Только здесь не шлюха-Саммер, а шлюха-общество.

 

the-lobster-movie-trailer-images-stills-transformation-room

 

Дэвид (Колин Фаррелл) хотел стать лобстером. Они живут по сто лет и сохраняют способность к размножению (отношение к сексу в этом мире очень тривиальное). Затем Дэвид попробовал стать конформистом, но неудачно. Сбежав в Лес, он встречает Изгоев, что представляют вторую полярность. В их мире все наоборот: танцуют они в одиночку, каждый в своих наушниках, за флирт могут отрезать губы, а могилу ты должен выкопать себе заранее сам, ведь никто это не сделает за тебя.

У Изгоев есть свой Лидер (Леа Сейду), у которой так же нет имени. Иногда Изгои выбираются в Город, где правят конформисты. Идеальная тоталитарная система. Но, как и в любом тоталитарном обществе, зреет бунт. Дэвид влюбляется в Близорукую девушку (Рэйчел Вайс), а напряжение нарастает. Грядет беда, последствия. В гротескных фантазиях нет места надежде. Подведет черту страшный финал. Но ты его прочувствуешь еще 5 минут назад.

 

the-lobster

 

«Лобстер» очень странный, медитативный, пугающий фильм. За миром Лантимоса наблюдаешь, будто через замочную скважину: стыдливо, но со все нарастающим интересом. «Лобстер» дает прекрасную возможность насладиться своими же комплексами и предрассудками, прекрасную возможность восхититься, ведь ты совсем не такой. Прекрасную возможность ошибиться в этом.

 

Плюсы
  • В рецензии прошел мимо технической составляющей, но ее выделить необходимо: картинка потрясающая. Пейзажи Ирландии, идеальная цветокоррекция. Каждый кадр можно вешать в рамку. Операторская работа также на высшем уровне: слоу-мо сцена затыкает за пояс высокобюджетные блокбастеры
  • Прекрасный звуковой ряд. Отлично подобранная классика, Ник Кейв. А титры прибивают к своему месту на очень долго
  • Весь каст на высшем уровне выполняет, возможно, самую сложную работу — отыгрывает безэмоциональность, шаблонность и плоскость
  • Оригинальный и незабываемый сеттинг
Минусы
  • Лес и отель, как две самодостаточные части, смотрятся немного по-разному, что может немного сказаться на цельности картины

 

Оценка: 9 / 10

 

Расписание

Фестиваль нового британского кино