Лига неоднозначности. Фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»


Зак Снайдер сидит в своем режиссерском кресле, позади уже несколько месяцев съемок, на рабочем экране первые полчаса фильма, до дрожи напоминающие продолжение «Хранителей» — эффектные рапиды, обескураживающе мрачная тональность, театрализация кадра — как вдруг в офис входит один из топ-менеджеров Warner Brothers. «Слушай, Зак, мы тут решили, что надо бы побольше отсылок к Лиге Справедливости сделать, всех персонажей хорошо бы представить, а Бэтмена потом сам Аффлек в сольном проекте «добьет». Ах да, мы еще одного каноничного злодея решили добавить, ну что бы два сразу, и нам нужен рейтинг PG-13. Удачи». На улице шел дождь, где-то в мире плакал Зак Снайдер.

 

18c2bdd0b2180434e4e611131378ea48

 

«Бэтмен против Супермена», с одной стороны, самый предсказуемый фильм последних лет. Все грабли, любезно предсказанные еще 2 года назад, сработали безупречно. Парадокс, но этих ошибок избежать было, скорее всего, невозможно. Marvel (без этих сравнений, увы, никак) десяток лет выстраивал историю вокруг удачных персонажей, перезапуская или, вовсе, избавляясь от франшиз менее успешных. Боссы из DC и Warner Brothers не могли спокойно наблюдать за проплывающей мимо безмерной кучей денег, приказав сократить разрыв в экстренном порядке.

В то время, как одни завершали второй сольный цикл, Заку Снайдеру предстояло в два с лишним часа экранного времени уложить продолжение линии «Человека из Стали», полноценно представить Бэтмена (самого важного и сложного персонажа всей мифологии DC), сделать наброски будущей Лиги, создав из всего этого самодостаточную и цельную картину. Невыполнимая задача, поставленная во имя денег. Только вперед и ни шагу назад, дезертиров расстреливать на месте!

 

these-brand-new-images-of-batman-v-superman-dawn-of-justice-will-get-you-even-more-hype-893607

 

Сумасшедший и рваный темп, на каждую мизансцену не более пары минут, скачки в повествовании — все это следствие неверных установок. Вместо мерного, нуарного, сверхмрачного раскрытия сути конфликта (какие были ожидания после пробирающего «tell me, do you bleed?»), к зрителю выкатывают неповоротливую и скрипящую конструкцию. Скрежет и тяжесть, с которой все сюжетные линии наконец начинают двигаться, ощущаются физиологически.

На создание хлипкого фундамента всего грядущего уходит добрая часть картины, к грубым и топорным методам приходится прибегать повсеместно, раскидываясь флешбеками, флешфорвардами, «вещими» снами. Вся эта монструозность помножается еще и на непривычно жесткое обращение со зрителем. Обленившиеся умы, что привыкли к тщательно разжеванной подаче, не стесняющейся карикатурно прямолинейных обращений, вдруг получают поток никем неотфильтрованной информации. У неподготовленного зрителя «БпС» попросту вызывает дискомфорт и отторжение.

 

sam_r7_v6_1_150331_06rl_g_r709f.616311.tif

 

Удивительно, но именно за это Заку Снайдеру стоит похлопать. Фильмы подобного жанра не привыкли разговаривать со зрителем, как с абсолютно равным оппонентом. Снисходительный тон отправлен на свалку, взамен приходит нечто новое, нечто требующее своего подхода. Если мы ждали нового подвида комикс-муви — то это он. Мрачный, бескомпромиссный, жесткий. Не знакомы с первоисточником? Ваши проблемы. Не поняли суть происходящего? Вам никто не повторит и не объяснит. «БпС» требует уверенной ориентации в канонах и оригиналах, без которой железная треть просмотренного пройдет мимо.

Постоянные отсылки, пасхалки, да целые сцены — «БпС», как никто раннее, проникнут любовью к комиксам. Там, где одни видели лишь диалог, другие восхищались дословным цитированием «The Dark Knight Returns» (комикс серия, что легла в основу фильма). При хорошем воображении в этом стремительно и коротком монтаже можно углядеть самозабвенное копирование тех самых сценок-картинок со страниц комиксов. Только что говорят персонажи не в «пузырях». Сами персонажи картине удались более чем. Помните тот жесткий хейт в адрес Галь Гадот (Чудо-женщина)? Забудьте. Смесь эстетики Селины Кайл из заключительной работы Нолана и громоподобного оркестра Ханса Циммера, что так эффектно обрамил ее появление.  Лекс Лютор из Джесси Айзенберга вышел спорным (переигрывание, цукербергообразие), но как минимум не скучным и громилоподобным.

 

QfJri

 

Что-то говорить о самих фигурах Бэтмена и Супермена было бы преступно. Начинается все с буквального вознесения юного Брюсса Уэйна, задавая темп всей картине — христианский символизм будет повсюду. Тема (ложного) обожествления Супермена (Генри Кавилл) подается сквозь все — социальные, мифологические, политические, моральные — фильтры, поднимая сам поединок на чуть более высокую точку, чем обычное супергеройское мессилово. Напротив же седеющий и непривычно жестокий Бэтмен (Бен Аффлек), чьей движущей силой стала бескомпромиссная злость и пугающий ужас. Первый идет на смерть с тоскливой грустью, другой — с непримеримой агрессией. Это не Бог против человека, это боль против страха. Фильм про супергероев, где один с этим геройским статусом никак не смирится, а второй от него давно отказался. Уставшие и виноватые. Закат и рассвет.

Кому смотреть
  • Все фанатам DC. Это ваш пир
  • Любителям красивой картинки, театрализованной «снайдеровской» постановки под потрясающую музыку Циммера
  • Тем, кто устал от ярких «марвеловских» картинок

 

Посмотреть

Люксор IMAX Сочи

 

Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор»