«Трансгуманизм — это подобие религии»

Работы Славы Семенюты уже не первый раз попадают на обложку нашего издания. Его неоновые цвета и страсть к киберпанку стали фундаментом стиля, который он раздаёт крупным it-брендам, музыкантам и журналам. Масштаб Thisset уже давно вышел за рамки фотографа/художника, и его философские размышления о трансгуманизме только подтверждают эту мысль. Считайте диалог ниже расшифровкой разговора в комнате клабхауса, и да пребудет с вами инвайт в киберреальность.

Трансгуманизм — философская концепция, поддерживающая использование достижений науки и технологий для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения страданий, болезней, старения и смерти.

Почему тебя интересует тема трансгуманизма?

Все мои работы сделаны в стиле киберпанк. А он связан с трансгуманизмом через улучшения себя и переход человека на новые уровни. И мне это очень интересно. Я никогда не снимал просто портреты. Через игру света и тени я добивался мистической атмосферы и показывал людей будто не из нашего времени. Сейчас я стал ещё прорисовывать на планшете детали, и изображения превратились то ли в полукиборгов, то ли в полулюдей.

 

Но не кажется ли тебе, что трансгуманизм, который про хвалёный апгрейд человека с помощью современных технологий, отдаёт немного евгеникой?

Такими улучшениями наследственных свойств человека, которые могут привести к разделению на идеальных и обычных людей. Очень наглядно о дискриминационном влиянии биотехнологий на социум рассказал фильм «Гаттака», и, честно говоря, жить в таком мире я не хочу.

Но разделение людей на классы согласно их умственным способностям происходит и сейчас. Думаю, дальше это будет только усугубляться, если ничего не изменится в политическом плане. Капитализм — это ведь про классовую разницу: всегда будут успешные и те, кто жалуются.

Тогда в чём заключается гуманизм такого явления, как трансгуманизм?

В первую очередь — это подобие религии. Ведь в условиях трансгуманизма человек находится в удивительном положении: приближаясь к Богу, он от него одновременно отдаляется.

 

Эта мысль требует пояснений.

Если принять за основу, что человек создан по образу и подобию Божьему, то, видоизменяясь, он от него отдаляется, но в плане вездесущности становится на ступеньку ближе. Только представьте, если ваш мозг будет постоянно подключён ко всемирной паутине. Это ведь настоящая вездесущность. Переход на новый уровень, который обычному человеку недоступен.

 

С учётом экспериментов Илона Маска и его нейротехнологической компании Neuralink это звучит не так уж и фантастически. Хорошо. Представим, что быть сверхчеловеком (привет, Достоевский) возможно, какую сверхспособность ты бы хотел получить?

Как художник и фотограф, я хочу максимально далеко видеть. Выберу сверхзрение. Буду этим впечатляться и конвертировать во что-то полезное. Но на себя, кстати, я тоже рассчитываю, в ближайшем будущем хотел бы лучше изучить химию и физику, чтобы детальнее понимать мир — в искусстве эти знания непременно отразятся.

Знаешь, я вот смотрю сейчас на твои работы и понимаю, что для меня они очень холодные, искусственные, и, наверное, я даже немного боюсь такого искусства.

В них я больше высмеиваю идею трансгуманизма. Я бы не хотел через какое-то время выглядеть, как панки будущего. Но с точки зрения эстетики, мне работы нравятся. Это такой утрированный стерильный киберпанк. В глобальном же плане — мечта о том, что мир станет лучше и приведёт человека не к холодному всемогуществу, а к чему-то хорошему, возможно, даже к откату технологий и возврату к природе.

 

Чем ты вдохновлялся, когда делал серию этих фоторабот?

Книгами, фильмами и научно-фантастическими статьями. Из книг могу назвать и порекомендовать «Защитника» Ларри Нивена. История про человека, который стал мутировать в расу существ, обнаруженных на другой планете. И если поначалу герой боялся изменений, то потом осознал, что превращается в более совершенную форму сознания. Ещё один источник для вдохновения — киберпанковское аниме, но только то, что делали в 80-х. Так вышло, что японцы переняли у американцев направление, раскрутили его, но не смогли сами себе его же продать. В итоге классика киберпанк-аниме — это работы 80-х и 90-х годов.

Напоследок про матрицу. Если принять за данность, что наша реальность сейчас — это уже матрица, а изображение подгружается по мере взгляда наблюдателя. Так вот, если мы сделаем киберматрицу внутри матрицы, то просто увеличим количество фигур в матрёшке.

Всё так. Но тем и интереснее, ведь так матрёшка может выдать себя слоями. И когда ошибок накопится очень много, произойдут видимые сбои. Как в фильмах показывают — кошка два раза пробегает в одном и том же месте. Кстати, я однажды такой сбой наблюдал лично. Стоял на сапе далеко в море и видел, как целую минуту самолёт буквально висел в воздухе и не двигался. Это зафиксировала камера. Когда меня качнула волна, и я на секунду отвлёкся, самолет шёл уже на посадку в другой части неба.