Городские конфессии: католицизм

Некоторое время назад мы в редакции задумались над тем, что Сочи, какой он есть — это ведь и про внутренний мир. Религиозный фьюжн раздутого во всех смыслах города требует детализации. Мы открыли эту рубрику большим интервью с молодым православным священником и как мир немолодыми острыми вопросами. Сегодня продолжаем эти рассуждения в христианской трактовке уже под католическим углом.

Городские конфессии: православие

Если, прогуливаясь по Завокзальному району, вы не заметили внушительных размеров костёл, не удивляйтесь. Подъезжая впервые к нему по улице Параллельной, пришлось даже уточнить у пробегающей школоты: «где здесь римско-католический приход?». После секундной оцифровки непривычного словосочетания они показали на калитку в нескольких метрах. И действительно, внизу просторного участка, прикрытый штакетником из жилых высоток, притаился такой по-европейски ладный католический храм. Внутри светло, весьма просто и оттого более атмосферно. Встречает настоятель отец Аркадиуш, вопреки шаблону не в сутане с белым воротничком, а в обычной одежде и с доброй улыбкой. Он вообще всегда улыбается, когда говорит с мягким польским акцентом. Мы проходим через храмовые кулуары в трапезную, где угощают вкусным кофе монахини-лоретанки, и ведутся душевные диалоги на любые темы.

Шесть отличий православных от католиков
С начала основания храма в 1992 году все настоятели прибывали в Сочи из Польши. Расскажите, почему именно оттуда?

В 1989 году в посёлке Лоо польские строители фирмы «Будимекс» начали возводить санаторий «Магадан». Тогда вообще было много строек, на которых трудились приглашённые иностранцы, в том числе поляки. Рабочие подолгу находились вдали от дома, семьи и, конечно, нуждались в отдушине. Особенно остро это ощущалось в рождественские и традиционные праздники, не все выдерживали, случались кризисы. Правительство Польши решило оказать поддержку строителям и прислало в помощь капеллана-священника католической церкви, который исповедовал и помогал справляться с духовными тяготами. Сначала первый настоятель отец Богдан организовал часовню в одном из помещений пансионата «Магадан». Когда всё большее число верующих людей начало её посещать, он решил построить первый католический приход святых Фаддея и Симона в Сочи, который официально зарегистрировали 21 января 1992 года.

 

Отец Аркадиуш, вы монах, расскажите, пожалуйста, о своём пути к вере и духовной жизни?

За свой путь я благодарен только Богу, который даровал мне учителей. Моя дорога веры началась благодаря бабушке. У неё я научился любви к Богу и людям. Бог всегда был мне близок, хотя страх ада тоже присутствовал, как в каждом церковном учении. Я был алтарником, всегда служил при церкви. Позже стал скаутом, занимался детьми и молодёжью, а потом отправился в Салезианский новициат — это первый этап познания монашеской жизни в нашей конгрегации. В какой-то период я даже подумывал уйти из монастыря, но в 27 лет сделал окончательный выбор пойти за Господом после изучения философии и богословия. Во время кризиса веры я понял, что без Божьей любви не смогу жить.

И первый вопрос по популярности в бытовых дискуссиях — в чём догматические различия между католиками и православными?

Православная и католическая церкви были единой семьёй, где в 1054 году случилась ссора. На разделение в первую очередь оказала большое влияние политика: Византия и Рим боролись за власть. Им очень нужен был повод поссориться и его нашли в богословии. Первое догматическое различие состоит в том, как исходит Святой дух. Православие учит — от Отца через Сына. Мы, католики, принимаем две версии: и выше представленную и то, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, поскольку Они равны. Такие представления находим в Евангелии.

Второе различие заключается в факте Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии [это полный титул догмата Католической Церкви]. В католицизме считается, что Богородица была зачата и родилась без первородного греха, была полная Божией Благодати и не совершила ни одного личного греха. В православии же говорится о том, что Богородица была обычной девушкой, которую по своей милости выбрал Бог, чтобы она выносила и родила Мессию.

И третье различие связано с пониманием чистилища. В Библии Ветхого и Нового Завета показана разная участь, которая постигнет праведника (Небо) и грешника (Ад). В книге пророка Даниила читаем: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:2). Однако Библия не напрямую говорит о чистилище. Иисус Христос утверждает: «Не освободят тебя оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта — пока не отдашь всё до последней полушки» (Матфей 5:26). Это означает, что перед вступлением во спасение мы должны очиститься. Действие вождя Иуды Маккавея из Ветхого Завета, 1200 драхм пожертвованных на храм за грех падших в битве воинов, указывает нам на какое-то место, несходное с Небом и Адом, из которого они могут выйти (2-я книга Маккавейская 12:43). Молиться и жертвовать за пребывающих на Небесах не нужно – они уже во славе Божией. За пребывающих в Аду — не имеет смысла, поскольку они оттуда уже не выйдут. Если человек жил на земле по законам Царства Небесного, он удостоится Неба. Те, кто жил против Святого Духа, не жил по истине, такие люди уходят в Ад, к сожалению. А большинство отправляется в чистилище, где душа очищается от грехов. Поэтому, когда человек умирает, молясь за него, на самом деле мы молимся за тех людей, которым он когда-либо сделал плохо, чтобы они его простили и тем самым помогли поскорее попасть на Небо. В православном мире есть такое понятие, как «мытарства», которые после смерти должна пройти душа, чтобы ответить за все свои грехи и чтобы осознать — хочет ли она быть с Богом в вечности, что она выбирает Небо или Ад? Это и есть Суд перед Богом.

 

Если человек в детстве не был крещён и, будучи взрослым, осознанно ищет вероисповедание, на что бы вы рекомендовали ориентироваться на этом пути, есть ли какой-то «правильный» выбор, обусловленный, например, официальной религией государства?

Каждый человек, живущий на этой земле, сотворён Богом и для того, чтобы быть по-настоящему счастливым, нуждается в общении с Ним. Мы наделены разумом и волей, поэтому имеет смысл рассуждать: а нужно ли верить в Бога? Вера — это дар Всевышнего, но только разумом можно оценить и выбрать веру, а потом волей следовать за ней. Об этом говорил святой Павел. И ни государство, ни родители не могут заставить человека верить в Бога. Это должно быть личное решение каждого. Но своим примером и поступками другие люди могут зародить в нас желание жить верой. Особенно важную роль здесь играют родители, призванные передавать детям то, что есть самое лучшее в жизни.

Резонансная тема. В западном мире сейчас происходят непонятные вещи. с духовной точки зрения. Популяризация ЛГБТиК, раннее сексуальное просвещение детей, нумерация родителей вместо папы и мамы и т. д., что часто характеризуется термином «загнивание». Большая часть западного мира является католической, почему церковь не вмешивается и не отстаивает христианские заповеди, которые как бы нарушаются таким образом?

Если обратиться к истории, такие проявления в обществе всегда существовали со времён Ветхого Завета. Они нужны «левым» политикам для обнищания человеческих ценностей, чтобы сделать управляемых манекенов — старые схемы. Как правило, люди с природным неприятием не афишируют себя. Гей-парады поддерживают проплаченные актёры. Конечно, это неприятно, т. к. у них большое влияние в социуме, они развращают детей подобной пропагандой. По сути, это демон, который пытается уничтожить неокрепшие души. К счастью, на смену «левым» сейчас к власти приходят консерваторы и есть надежда, что мы вернёмся к традиционным законам и образу жизни. Большинство граждан Европы не поддерживает подобное. Папа Франциск высказался: «Только брак между мужчиной и женщиной — это брак, всё остальное — разврат».И сразу люди, продвигающие идею ЛГБТ, начали выступать против Папы. Это логично. Сексуальный разврат — одна из сильнейших зависимостей, из которой человек просто так сам выйти не может. Эти меньшинства болеют, они хотят, чтобы их признали, потому что сами себя не признают. Нужно молиться и противостоять такому порядку вещей, но также, как призывает наш Папа Франциск, нам нужно уважать тех, которые не справляются со своими трудностями в этом плане, и ждать их обращения.

 

Как бы вы прокомментировали благословение к заключению однополых браков со стороны других христианских (некатолических) церквей, например, в Германии, США, Великобритании и ещё очень многих странах?

Святое писание нам ясно говорит об этом. В книге Бытия мы находим слова о том, что мужчина соединяется с женщиной — такую программу задал Бог, сотворяя мир. В 20-й главе есть пример Содома и Гоморры, где смерть настигает их жителей за распутство. Святой Павел учит: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»(Первое послание к Коринфянам 6:9-10).

 

Расскажите о финансировании церкви. РПЦ, например, отделена в этом вопросе от государства. За счёт чего содержатся католические храмы?

Католические храмы содержатся только на пожертвования, мы не можем зависеть от государства. Если церковь зависит от государственных денег, начнётся поддержка власти. А если власть управляет церковью, она может менять моральные устои.

Интересное наблюдение: в некоторых костёлах установлены электроподсвечники вместо живых свечей, кидаешь монетку и зажигается фонарик. С материальной стороны, конечно, рачительно, а как же символ живого огня как божественного присутствия во время молитвы?

Никакая свеча ещё никого не спасла, будь она электрическая или живая. Свеча лишь помогает сосредоточиться и является элементом пожертвования церкви. Священник молится за живых и за усопших, свеча лишь жертва. Лично я против такого изобретательства, хотя видел это много раз на западе. Не могу дать оценку этому.

 

В большинстве церквей различных конфессий есть внешние требования к посещению храма: покрытие головы, прикрывающая одежда и т. д. У католиков всё с этим проще, почему? Есть ли какие-то правила для посещения мессы?

В нашей церкви одежда допускается по общим нормам приличия, чтобы не отвлекать других людей от молитвы. Раньше, например, в Коринфе, во время св. Павла, покрытие головы было принципиально, чтобы верующих женщин не путать с женщинами лёгкого поведения, которые носили яркие украшения на волосах для соблазнения мужчин. А сейчас общая просьба к внешнему виду — одеваться так, чтобы никого не смущать, помня, что в храм идём для особой встречи с Богом, которого мы должны любить и уважать.

 

Отец Аркадиуш, расскажите о вашей жизни вне храма. Есть ли у вас обычные увлечения, где любите бывать в нашем городе? Хотелось бы вам уехать из России в сложившейся сегодня ситуации?

Священник послан общине и «приклеен» к храму, мы должны быть отцами и «скорой помощью» для прихожан. Я монах, помогающий развитию молодёжи. Спорт, гитара, было несколько вело-паломничеств из Нижнего Новгорода в Казань, это хорошая возможность и помолиться, и помузицировать вместе. Здесь у нас есть театр, ставим сценки, устраиваем детские лагеря. Все мои увлечения лишь помогают сеять в молодых душах любовь к Богу. Раз в неделю стараюсь отправляться в горы, отлучиться от дел и пообщаться с Господом. В прошлом году с другими священниками катались на лыжах, вместе молились, делились опытом. А вообще не особо люблю развлечения, они расслабляют дух. Смысл жизни нахожу в служении. На счёт России Господь когда-то подшутил надо мной. Россия была последней страной, которую я тогда хотел посетить. А когда сюда приехал, узнал, что здесь живут обычные добрые люди, с которыми можно молиться, общаться, сотрудничать. По поводу сегодняшней ситуации — мне сложно об этом говорить. Молюсь только, чтобы Сам Господь помог её разрешить, потому что, если будут решать люди, может стать только хуже.

 

В чём для вас заключается смысл нашего земного пребывания?

Без Божьей воли никого бы из нас не было на Земле. Как говорится в псалме: «Ты соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Псалом 138: 13-14). Мы здесь, чтобы познать Бога, полюбить Его и когда-то быть с Ним в Царстве Небесном. Как говорит святой Павел в Послании к римлянам: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Послание к Римлянам 10: 9-10). И когда человек принимает этот дар, и ощущает Божию Любовь, то начинает сам служить людям. «Бог есть Любовь» скажет св. Иоанн, значит смысл жизни в том, чтобы любить Бога и людей. Любить и уважать каждого человека, знать, что Бог твой отец — это всё, что нам нужно.