Это OldBus

Антикварная лавка, цветы в пластиковых кашпо, магазин «Рыболов», очень много автомастерских и мопедов — в этом рядке «гаражного бизнеса» в самом центре Сочи несколько лет назад оказалась и кофейня OldBus. Долгое время здесь готовили кофе чуть ли не по самой низкой стоимости в городе, пережили потоп и ремонт своими руками и создали самый большой буккроссинг в Сочи. Вместе с образовательным проектом «Мастера» узнали у Ивана и Вероники Киндишевых, владельцев OldBus, как открыть кофейню в максимально необычном месте и сделать её успешной.

 

Знакомство и возникновение идеи проекта

Иван родился в Казахстане, но большую часть жизни провёл в Белгороде. По образованию повар, поэтому почти вся его профессиональная карьера связана с общепитом. В Сочи он оказался после Олимпийских игр, летом 2014-го. Планировал остаться здесь максимум на пять лет, но, цитируя Ивана, «всё немножко подзатянулось». Работал барменом во многих местных проектах и в одном из них познакомился с Вероникой.

Вероника же, напротив, родом из Сочи, но тоже с опытом работы в общепите. В своём «карьерном списке» выделяет кофе-зал «Луч» и креативное пространство «Панама», в котором она занималась организацией различных ивентов. К моменту их знакомства, Вероника успела три года проработать в сфере красоты. А Иван разочаровался в местном общепите после случая, когда его кинули на зарплату в одном из баров адлерского Кургородка, и решил, что пора открывать что-то своё. Тем более, что он уже много лет мечтал сделать себе фудтрак. Это желание возникло после просмотра фильма «Повар на колёсах», о шеф-поваре, что променял работу в ресторане на фургончик с едой.

«Мне очень понравилось это чувство свободы. Ездишь и ни от кого не зависишь. Увы, в России это практически невозможно. У нас нет мобильного бизнеса. Само название есть, но по факту — нет. Тебе нужно регистрироваться, заключать договор аренды с конкретной точкой. Иначе ты не можешь вести торговлю. В общем, всё очень иллюзорно».

Иван Киндишев

сооснователь кофейни OldBus

Но, несмотря на все бюрократические сложности, ещё за пару лет до знакомства с Вероникой, Иван приобрёл фургончик. Это был старенький ЕрАЗик (Ереванский автомобильный завод — прим. SCAPP), который он нашёл в какой-то деревне под Белгородом, за 25 000 рублей. «Он был нормальный. Просто не ездил», — вспоминает Иван. Ещё одной причиной приобретения фургончика, по его словам, было желание занять отца, бывшего дальнобойщика, сидевшего без работы. «Я ему позвонил с предложением сделать фудтрак. Он сначала не совсем понял, что я от него хочу, но за месяц вник в этот вопрос и согласился», — рассказывает Иван. Так началась работа над ЕрАЗиком, которая затянулась на два года.

Надо было не только отремонтировать его, но и превратить в полноценный фудтрак. Так ЕрАЗик обзавёлся поднимающейся крышей и всем необходимым оборудованием внутри. Делали ремонт по проекту, который Иван заказал у своей знакомой. Правда, даже с проектом не удалось избежать непредвиденных ситуаций. «Когда всё сделали, оказалось, что два холодильника стоят друг напротив друга и дверки из-за этого не открываются. Пришлось переигрывать всё на ходу», — вспоминает Иван. На ремонт машины ушло более 350 000 рублей. Самой затратной частью оказалась покупка пищевого алюминия, которым обшили фургон изнутри. Ещё 50 000 рублей ушло на покупку оборудования. Из них 25 000 рублей заняла кофемашина.

Ремонт ЕрАЗика затянулся на два года. К его окончанию как раз и состоялось знакомство ребят. Так что Иван предложил Веронике поехать вместе с ним в Белгород за фургончиком, чтобы заодно и познакомить девушку со своими родителями. Это было лето 2020 года. Доделав последние мелочи в фургончике, решили сразу же испытать его на деле, отправившись с путешествием в Крым. Планировали готовить сэндвичи и кофе, закупили всё необходимое сырьё. Но что-то пошло не так.

«Как только выехали, я подумал — а нужно ли нам вообще работать? Понял, что уже не помню, когда последний раз был в полноценном отпуске. Родители мои, которые поехали с нами, лет 25 точно в нём тоже не были. Так что решили просто отдыхать. Катались, наслаждались летом без забот. Максимум готовили для себя: вставали на стоянках, откидывали крышу, включали печь. К нам, конечно, подходили — и просто сфотографироваться (думали, что это у нас Volkswagen), и заказать еды порой хотели».

Иван Киндишев

сооснователь кофейни OldBus

Поиск места и аренда гаража

Вернувшись в Сочи, Иван и Вероника задумались о том, что делать дальше. Идея с полноценным фудтраком переставала казаться реалистичной. Во-первых, были проблемы с подачей энергии. Для электрических печей нужно было приобретать оборудование ещё где-то на 350 000 рублей. Поэтому в ЕрАЗик поставили бензиновый генератор. Но это сказывалось на автономности и позволяло беспрерывно работать лишь два часа. Во-вторых, другая проблема была типичной для Сочи — поиск места под аренду. Поставить фудтрак где-нибудь в районе морской набережной выходило около 100 000 рублей в месяц. «Без полноценной кухни и с простенькой кофемашиной даже в ноль выходить было бы сложно», — делится Иван. Рассматривали варианты и в Красной Поляне — похожий фудтрак стоял в районе уже закрывшегося дизайн-завода «Флакон». Так, поиски затянулись до осени. Начался период дождей и фургончик, что всё это время просто стоял во дворе, нужно было куда-то спрятать. На «Авито» нашёлся гараж, в центре Сочи, на улице Юных Ленинцев. Его сдали в аренду за 15 000 рублей. «Тут случился щелчок. Мы подумали — нам же в любом случае нужен гараж, чтобы «законсервировать» фургончик, так зачем ему стоять просто так? Ведь можно точно так же продавать из него кофе и сэндвичи, но внутри гаража», — рассказывает Вероника.

Гараж был в заброшенном состоянии. Голые стены, гора мусора в автомобильной яме. Бабушка, которая сдавала этот гараж в аренду, даже не сразу поверила, что ребят всё устраивает. «Она несколько раз переспрашивала, точно ли, посмотрите, здесь всё в подтёках от воды, крыша дырявая, сажа и копоть. Но нам было важнее наличие там света, воды и канализации», — смеётся Иван. Договорились об арендных каникулах на первый месяц, пока идёт ремонт. Это был сентябрь 2020 года.

Ремонт, разумеется, растянулся больше, чем на месяц. Значительную часть времени заняло восстановление пола. Внезапно, на помощь пришла та гора мусора, что была в автомобильной яме. В ней нашлись идеально подходящие для полка доски. «Вытащить их из ямы и разложить — тот ещё безумный тетрис», — вспоминает Иван. Делали ремонт ребята вдвоём, на руку играл строительный опыт, что был у Ивана. Оказывали помощь и их друзья. «Практически каждый что-то нам предлагал: давайте мы покрасим стены, давайте я вам барные стулья принесу, вот у меня плитка для облицовки осталась», — делится Вероника. За счёт всего этого ремонт получился вполне экономным — общие затраты не превысили 100 000 рублей. И в ноябре 2020-го, спустя два месяца, OldBus готов был открываться. Да, OldBus — название было готово ещё когда фургончик отправлялся в путешествие по Крыму.

«Мы понимали, что локация немного странная. У нас по соседству магазин «Рыболов», цветы в горшках «Фиалка», какие-то антикварные лавки, очень много автомобильных мастерских и каких-то байкеров. Контингент из-за этого максимально разный. В течение часа могли заехать на Lamborghini в антикварную лавку и зайти к нам за кофе, а после в гости приходили какие-то локальные бомжи. Первыми же нашими гостями были местные ребята «из гаражей» — Серёга и Армен. Целевая аудитория на старте — да и сейчас — напрочь отсутствовала. Но зато это центр, пусть и такой странноватый. Тут ярмарка рядом есть, где много кто из местного общепита закупается, поток всё же есть».

Иван Киндишев

сооснователь кофейни OldBus

Начало работы и цены на кофе

Первые несколько месяцев OldBus работал в максимально тестовом режиме: по два — три часа утром и вечером. Это было необходимо, чтобы Иван и Вероника могли совмещать с основными работами — ни о каких наёмных сотрудниках, разумеется, и речи не шло. На старте в OldBus своим гостям предлагали сэндвичи и кофе. Сэндвичи — четырёх видов — делали сами, без каких-либо заготовок. С кофе же помогло то, что у Вероники был небольшой опыт работы бариста. Первое время (периодически и сейчас) работали с компанией Tasty Coffe. Зерно — смесь арабики (80%) и робусты (20%). «Мы понимали, что к нам не будут ходить кофейные гурманы за кислинкой и фильтром, поэтому поначалу использовали более «народную» смесь с робустой», — рассказывает Вероника. Стартовые затраты на продукты и прочее сырьё вышли примерно в 30 000 рублей. Кофе в OldBus продавали по чуть ли не самой низкой стоимости в городе: американо за 50 рублей, капучино за 100 рублей. По словам ребят, в тот период накрутка была в районе 80%. Поставить ценник сильно ниже рынка позволяла низкая стоимость аренды. Но находились и те, кому даже такой прайс казался завышенным.

«К нам зашёл мужчина, одетый в рабочий комбинезон. Спросил стоимость американо. Узнав, что 50 рублей, он поднял глаза: «Вы что, обалдели! В Москве что ли?». Ушёл. Затем вернулся. Мокрый весь. Заказал всё же американо. Рассказал, что в соседнем доме квартиру затопило, а там никого не было — пришлось вскрывать. Собственно, такой вот контингент, особенно на первом этапе, у нас и был».

Иван Киндишев

сооснователь кофейни OldBus

В таком режиме OldBus проработал до марта 2021-го. Оборот в тот период был минимальным, не получалось даже полностью отбить затраты на аренду. Но, несмотря на это, Иван и Вероника решили взять первого сотрудника. «Нам это было нужно, чтобы люди понимали — мы работаем», — рассказывают ребята. С тех пор OldBus работал уже полноценно. Наёмный сотрудник — им оказалась девушка Анна — работала 5/2, а по выходным её подменял Иван c Вероникой. Анна проработала в OldBus год и, как признаются ребята, внесла огромную долю в становление проекта.

«У нас порой в голове не укладывалось, почему она вообще работала в этих условиях. Мы не могли предложить ей высокую оплату, тяжёлый график, да и к тому же, у нас долгое время не был застеклён вход — в гараже было очень холодно. Приходилось иногда работать в куртке. Но ей нравился наш вайб. Она вообще очень необычной была. Жила в каком-то частном отеле по бартеру, ездила с Мамайки иногда на самокате, при этом, вроде бы, у неё две машины были. Аргументировала желание работать тем, что у нас классный автобус. И мечтала улететь на Ямайку».

Вероника Киндишева

соосновательница кофейни OldBus

Работа «в плюс» и буккроссинг

Уже к лету 2021 года OldBus стал работать в небольшой плюс. Оборот кофейни тогда был чуть больше 100 000 рублей в месяц. К сэндвичам и кофе добавились панкейки. По словам Вероники и Ивана, очень помогала близость рынка и ярмарки, а также не самый большой оборот продуктов. «По идее, правильно заказать напрямую у поставщиков. Но у нас была возможность бегать по рынкам и искать продукты по ещё более выгодной цене», — вспоминают ребята. Мрачными же моментами того периода стало сразу два потопа: в первый раз прорвался один из шлангов на насосе с давлением, а второй раз OldBus попал под традиционные сочинские ливни. По воспоминаниям Ивана, затопило весь подвал. К счастью, почти ничего не пострадало. Кроме нескольких десятков книг.

Да, книги. Иван и Вероника любили читать, поэтому с самого старта проекта у них было желание сделать в кофейне и буккроссинг. Начали с того, что принесли из дома где-то 30 своих книг — в основном классика — которые разместились на трёх полочках. «У нас тогда вообще почти ничего не было из интерьерных штучек. Стол, который мы привезли из Белгорода, да эти три полки с книгами», — делится Вероника. Через некоторое время к пополнению книжной коллекции присоединились и гости. Полок явно стало недостаточно, поэтому в кофейне появился книжный стеллаж. Затем ещё несколько полок. И ещё. Сейчас в OldBus хранится несколько сотен книг. Для некоторых уже просто не места. OldBus зарегистрирован на сайте для буккроссинга, и некоторые гости находят кофейню именно через сайт.

«Книжные гости — самые интересные. Кто-то приходит за определённой книгой, а однажды нам принесли томик прозы 1937 года. Некоторое время у нас даже была книжная война с бабушками, которые подворовывали томики, чтобы потом их продавать. Или обменивали условного «Золотого телёнка» на «Аптечный справочник 2011 года». В общем, бизнес такой у них был».

Вероника Киндишева

соосновательница кофейни OldBus

Через год после открытия у OldBus сломалась кофемашина. По словам Ивана, из-за того что не поставили смягчитель воды. Новая машина — двухгруппная, фирмы Magister — обошлась в 160 000 рублей. Её приобрели в рассрочку. Дополнялся OldBus и интерьерно — появился старенький проигрыватель (его потом заменили на современный), а некоторые гости принесли виниловые пластинки. На стенах появились картины — почти все из них были подарены. Например, каллиграфию своего авторства в OldBus отдал художник из Венесуэлы с русским происхождением и именем Иван. К зиме 2022 года, по словам ребят, они подходили комфортно.

Затем случилось 24 февраля. Финансово OldBus просел моментально, месяцы стали «минусовыми». Из-за взлёта цен на зерно и прочее сырьё, пришлось поднимать ценник на кофе. Американо в OldBus стал стоить 90 рублей, капучино — 150 рублей, авторские напитки (их ребята придумывают сами) — от 250 рублей, сэндвичи — 210 рублей, а панкейки — от 190 рублей. Но это по-прежнему было ниже, чем у других кофеен города. «Минусовые» показатели сохранялись вплоть до лета. Обратно к небольшому плюсу получилось выйти только к осени. Когда началась мобилизация. Тогда, признаются Иван с Вероникой, у них были мысли выставить кофейню на «Авито». Но решили продолжать.

Сейчас ежемесячный оборот OldBus в районе 150 000 рублей. Средний чек — от 220 до 250 рублей. Количество используемого зерна — 15–20 килограмм за месяц. Если учесть затраты на ремонт ЕрАЗика, то OldBus всё ещё не окупился. За день в кофейню приходит в среднем 30–40 гостей. При этом ребята признаются, что всё ещё не понимают свою целевую аудиторию. Вернее, по их словам, её будто и нет.

«90% наших гостей — постоянники. Это абсолютно разные люди. Некоторые к нам приходят практически каждый день. Дождь, снег, что угодно — они всё равно придут. Если кого-то нет дня три, начинаем переживать. Спасибо им большое, без них этого проекта не было бы».

Вероника Киндишева

соосновательница кофейни OldBus

Сочи, ул. Юных Ленинцев, 14/А

БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ОТКРЫТЬ КОФЕЙНЮ»

Курс охватывает основные этапы создания кофейни: от разработки концепции и анализа среды до поиска поставщиков и набора команды. Вы узнаете, как правильно составить меню, какое оборудование нужно в кофейню и какими компетенциями должны обладать сотрудники. Эксперты курса помогут выбрать наиболее удачное место для кофейни, разобраться в сортах кофе, найти свою нишу и сделать заведение любимым местом жителей города.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»

БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ОТКРЫТЬ КОФЕЙНЮ»

Курс охватывает основные этапы создания кофейни: от разработки концепции и анализа среды до поиска поставщиков и набора команды. Вы узнаете, как правильно составить меню, какое оборудование нужно в кофейню и какими компетенциями должны обладать сотрудники. Эксперты курса помогут выбрать наиболее удачное место для кофейни, разобраться в сортах кофе, найти свою нишу и сделать заведение любимым местом жителей города.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»