15 самых важных трендов 2016 года


Ныне история определяется мемами (о них чуть позже), которые постановили прошедший год чуть ли не самым кровавым в XXI веке (все эти картинки «2016-й, уходи» и прочее).  Несмотря на некоторую справедливость этого утверждения, все же прошлый год запомнился не только этим. Мы попробовали собрать все главные тенденции, тренды, явления и события, что случились в 2016-м. Хотя большинство из представленного в топе имеет общемировую значимость, мы все же постарались (частично) рассмотреть их сквозь сочинскую призму.

 

Концептуальный стрит-фуд

 

 

Тренд относительно не новый, но до Сочи только докатившийся, да и не сказавший еще последнего слова в общемировой войне с привычным фастфудом. На гурмэ стрит-фуд (качественная, но более дорогая уличная еда)  и его стремительную экспансию повлияло несколько факторов: повсеместное увлечение ЗОЖ, банальная усталость от классического фастфуда, относительная простота в открытие подобных точек питания. Последние годы тот же McDonald’s стабильно рапортует о падении прибыли и немалую долю в этом сыграло развитие локального стрит-фуда. Только в самом центре Сочи за этот год открылось несколько бургерных, бар с вафлями, кофейня с пен-се, фудтрак с очень достойным ассортиментом и, кажется, никто на этом останавливаться не собирается.

 

Кризис в киноиндустрии

 

 

Среди 15 самых кассовых картин прошедшего года всего две являются абсолютно оригинальными произведениями — китайская «Русалка», собравшая всю свою кассу на родине, и оскароносный «Выживший». Все остальные ленты — это разнообразные сиквелы, спин-оффы, комикс-адаптации и мультфильмы. Но даже такая статистика уже не гарантирует успех всевозможным продолжениям, только в этом году провалились в прокате десятки прочих сиквелов, от «Дня Независимости», до «Кода да Винчи». Из этого можно вывести три основные проблемы в киноиндустрии:

  • Решает только касса
  • Кассу составляв отнюдь не ценители кино, а люди, посещающие кинотеатр пару раз в год
  • Даже в столь благодушных условиях все дико устали от многочисленных продолжений

Об этом говорят уже не только журналисты, но и самые маститые режиссеры. Поставленное на поток создание картин по знаменитым франшизам надоело уже всем, но слезать с долларовой иглы будет очень сложно.

 

The Witness

 

 

Есть подобная проблема и в игровой индустрии: во всевозможных топах года были исключительно перезапуски и продолжения (DOOM, Battlefield 1, Dishonored 2 и прочее). Эта болячка игровой отрасли не нова, но переносится более спокойно, потому что, во-первых, регулярно появляются новые оригинальные серии (которые сами затем становятся франшизами), во-вторых, несмотря на все эксперименты, игровая составляющая все еще важнее сюжетной. Но было в этом году одно знаковое исключение — вторая игра Джонатана Блоу.

Блоу заявил о себе в 2008-м, когда шокировал общественность своим дебютным Braid. Обывательская простота, но техническое потрясение — Braid стал вехой в игровом искусстве и открыл дверь для всей инди-индустрии. Затем были 7 лет разработки и, наконец, выпуск игры-фантазии, проекта мечты — The Witness.

Что из себя представляет игра: вы оказываетесь посреди яркого, но пугающе безлюдного острова, перед вами десятки разнообразных зон и сотни экранов с головоломками. Ни сюжета, ни объяснений, ни подсказок, меню, настроек, карты, цели — нет ничего из привычных игровых экспериментов. Зато есть сотни тысяч людей, что сходили с ума над особо сложными задачами, решали их по дороге на работу, в метро, с ручкой в руках, а самые сложные тайны острова так и остались нерешенными. The Witness отказалась от всех игровых атрибутов, воздействуя напрямик, действуя на каком-то метафизическом уровне. Великолепная пресса, многомиллионная прибыль, но, кажется, человечество еще не скоро сможет полностью осознать всю величину второго творческого эксперимента Джонатана Блоу.

 

Бен Аффлек как актер года

 

 

И еще немного о кино. Мир уже привыкает к историями актерского возрождения, которую некогда инициировал Мэттью МакКонахи, но особо интересно выглядит творческий путь Бена Аффлека. Бен появился в киноиндустрии в 1998 году в арендованном смокинге на красной ковровой дорожке в Shrine Auditorium. Вместе с Мэттом Деймоном он получает Оскар за лучший сценарий («Умница  Уилл Хантинг»), но уже через пару лет кажется не более чем типичным сердцеедом из второсортных ромкомов. Будет Оскар за лучший фильм («Арго»), но с ним и репутация дубоватого реднека со смазливым лицом. Что надо будет сделать Бену, чтобы в 2016-м стать главным актером года по мнению интернета? Сняться в двух спорных картинах и меметично погрустить  во время интервью, и второе кажется более важным. Бен Аффлек — символ того, как миру нужен герой, пусть даже и созданный им же (миром) самим. Ну а Бен больший Бэтмен, чем кажется даже ему самому.

 

Мода на 90-е и 2000-е

 

 

Шок-контент, но нулевые были уже так давно, что стали объектом модных излияний. Если же учесть, что 90-е не заканчивались и в начале нового столетия, то получается вот такой вот более-менее устоявшийся тренд. Чокеры, стразы, оверсайз, латекс, прозрачные материалы, да тот же российский стритвир — все это только будет наращивать темп и выльется в боевую единицу моды, которой будут следовать все. Пока все это сыро, в начале пути, существует лишь в виде одного-двух атрибутов в луке, так что сейчас лишь можно констатировать.

 

Безмодие

 

 

Да, безмодие. Немного противоречиво с предыдущим пунктом, но чокер на шее не делает тебя «герлой из 90-ых» (хотя, кажется, школьницы и не знают, из какой эпохи пришел этот атрибут), а телефоны-раскладушки можно увидеть лишь на концептуальных фотосессиях. Помните все эти мемчики с хипстерами-лесорубами, парня на gn или техвире в углу вечеринки или «ол блэк лук из зары»? Сейчас ничего этого нет, нет какого-то единого образа, к которому стремился бы каждый. И прежде чем снобистски приводить в пример каких-то говнарей из «концептуальной» тусы в Бирюлево, которые «шарят», просьба вспомнить, что речь в подводке шла о призме, которая направленна на Сочи. Да и вообще мы говорим о массовой моде. Которой нет. И, знаете, это, наверное, круто. Люди могут быть теми, кем хотят. Пусть и буквально год-полтора.

 

Выборы в США

 

 

Удивительно (нет), но самым ярким, зрелищем и информационным аттракционом стали именно президентские выборы в США. Поток информации о них был беспощаден и захватывал любого. В какой-то момент перестало быть важным — Трамп или Клинтон — лишь шоу, что создавалось вокруг. Да, шоу — эти президентские выборы стали самым дорогим реалити-проектом в истории телевидения. И очевидно, что тренд на подобную телегеничность будет лишь сохраняться. Забавен был и факт особого интереса к этим выборам на просторах России. Остается лишь один вопрос: как быстро страна, где «пиндосы во всем виноваты», после победы Трампа станет самым проамериканским государством?

 

Окончательный тоталитаризм

 

 

Россияне столь активно интересовались американскими выборами во многом из-за отсутствия такой возможности в своей стране. Россия за 2016 год перекочевала из стран с рейтингом «слабой» демократии в стан стран с тоталитарной диктатурой. Пакет Яровой, частичное возвращение ГУЛАГов, выход из Международного уголовного суда, фейк-выборы в 76%, массовые порицания прав человека, многократное увеличение судимостей за шпионаж (можно почитать, например, про сочинку, что получила семь лет за смс) и прочее, прочее, прочее — Россия всеми силами пытается догнать Северную Корею. Можно, конечно, верить в эпическую битву добра со злом в 2018-м, но стоит признать, что в прошедшем году последние остатки надежд на светлое и мирное будущее были окончательно похоронены.

 

Русский рэп

 

 

С рэпом в России всегда случались забавнейшие метаморфозы, но последний год переплюнул, наверное, все. Да, были моменты, когда у каждой второй московской школьницы можно было встретить в аудиозаписях таких титанов складного слога, как Трагедия Всей Жизни, а Паша Техник стал мейнстримовым персонажем, но Versus и вся околобатловая тусовка вышла на новую орбиту. Теперь Саша Ресторатор и забытые питерские MC появляются в гостях у Урганта, ваш брат-пятиклассник (да и ваша мама) фанатеют от Оксимирона, в школах дерутся (батлятся) из-за положняка «Versus vs Слово», а товарища Гнойного, срифмовавшего колготки с колготками, считают текстовым гением. А еще ведь есть кавказский аул Black Star, Баста, ездящий на тур-экскурсию в Кемерово, и топ-MC Хованский. Да, русский рэп, наконец, стал популярен. К сожалению, для этого ему пришлось стать зашкваром. Прости, Раскольников, мы все просрали.

 

Ресторанизация Сочи

 

 

Вернемся к локальным трендам. Спортивные мероприятия и всеобщая модернизация города не могла пройти без появления разнообразных ресторанов, баров и прочих заведений.  Когда-то города вырастали около источников воды, сейчас же централизируются около источников еды. Ресторанизация в городе протекала плавно все последние годы, но именно в 2016-м сделала качественный скачок, притянув к себе множество именитых московских рестораторов. Новиков, Раппопорт, Левицкий — все они открыли в Сочи свое заведение (а порой и не одно) в 2016-м году. Да, до статуса гурмэ-столицы Сочи еще далеко, но, наконец, вопрос «где поесть» получает сразу несколько достойных ответов.

 

Техника как финансовое вложение

 

 

Еще один тренд последних лет, окончательно сформировавшийся, наверное, все же сейчас. Надежды на лучшее пропали даже в самых оптимистично настроенных массах (мягкая замена термина «вата»), а с этим появилась пусть и негативная, но стабильность. Можно назвать это финансовой депрессией, но обойдемся более мягкой экономической дальновидностью. Речь идет не о скупке техники на 13 зарплату или непредвиденный доход, как это было в самом начале кризиса, а скорее небольшой корректировке при приобретении электроники. Покупатели больше обращают внимание на долговечность и возможность перепродажи, делая ставку на, парадокс, более дорогую и брендовую технику. Иными словами, покупать Apple теперь еще и выгодно.

 

Тотальная меметичность

 

 

Мемы за последние лет 5 прошли увлекательный путь от имиджбордов до использованиях их в локальной рекламе. В 2016-м они окончательно захватили мир: общество не только генерирует их чуть ли не ежедневно, но и вспоминает абсолютно старые и забытые мемы («ееее, рок», мистер дудец и прочее), предавая им удивительную актуальность. Ведущие издания вспоминают в итогах года своим любимые «мемасы», на дваче сидит даже твоя собака, а главным критерием популярности клипа/сериала/фильма является именно его меметичность, возможность порезать его на картинки, гифки и веб-ки. Но этого было мало, поэтому мемы решили перейти и в полный офлайн, сделав из лягушонка Пепе символ ультраправых Америки, да и всей околовыборной шумихи. Мемологию как урок в школе ждать пока не приходится, но, кажется, массовый переход в реальную жизнь уже произошел. Kappa.

 

Киберспорт

 

 

После инвестиций Алишера Усманова в киберспортивную организацию Virtus.Pro $100 миллионов, о киберспорте не стал говорить только ленивый: стремительно развивающаяся индустрия с многомиллионным оборотом и пугающе  перспективным потенциалом. Если в наиболее современных странах киберспортом никого не удивить (популярность игроков в Южной Корее сравнима со славой голливудских звезд), то в России комплексов и стереотипов оставалось еще много. Но в 2016-м было сделано гигантское количество шагов по их устранению: серия отличных материалов от «Медузы», развитие киберспортивного отдела на «Спортсе», какое-никакое, но освещение «Интернешенела», проведение вполне достойного «Эпицентра» в Москве (финал по CS:Go транслировался по Матч ТВ) и, как венец, совместная работа на Бостонском «Мейджоре» от студии RuHub и того же Матч ТВ (дебютный показ Дота 2 на российском телевидении). И в 2017-м будет только круче: Матч уже показал игры ESL (далеко не самый крупный турнир по Доте), а в близком для нас Киеве весной пройдет новый «Мейджор». «Интернешенел 2017» в прайм-тайме? Почему бы и нет.

 

Фестивали в Сочи

 

 

И снова о локальности. Фесты, опен-эйры и прочие ярмарки уже давно захватили мир, но до Сочи доползли только сейчас. Прошедший год местным жителям запомнится несколькими успешными ивентами: Усадьба Jazz в Роза Хутор, которую мы увидим и в 2017, Rosa Test Fest с возможностью опробовать горнолыжные новинки, высокогорный карнавал от «Бугель Вугель», Lenovo Moto Fest в Олимпийском парке, куча ярмарок от Полянки и Арт-дворика. Особо, конечно, выделяется (минутка саморекламы) Scapp Sochi Fest с попыткой (и удачной) объединить все лучшее, что есть в городе, а также Урбанистический форум, который заставил, наконец, поговорить о самых важных проблемах, на которые принято закрывать глаза. Да, были, конечно, и провальные попытки (Ресторанный день, Терка фест), но важно, что Сочи начинает привыкать к подобным мероприятиям и останавливаться никто не собирается.

 

Популяризация космоса

 

 

На самом деле очень важная и приятная тенденция: космическая отрасль после затянувшегося анабиоза, наконец, радует приятными новостями. Прошедший год, возможно, лучший для индустрии в XXI веке: удачные испытания Falcon 9 от Илона Маска, начало подготовки к полету на Марс, завершение нескольких удачных полетов спутников, обнаружение гравитационных волн (тех самых, что предсказывал Эйнштейн). Космос становится объектом для мемов, появляется чуть больше картин, так или иначе связанных с космосом, набирают популярность научные паблики и каналы, связанные с космическими исследованиями — космос вновь стал популярным. А именно с массового энтузиазма и начиналась первая космическая эра.