«Are you f***ing kidding me?». Фильм «Марсианин»


Совсем недалекое будущее, начало освоения человеком Марса. Миссия «Ares 3», направленная для пробы грунта, вынуждена спешно эвакуироваться во время песчаной бури, оставив на планете ботаника Марка Уотни (Доктор Манн/Мэтт Дэймон). Все NASA считает, что их коллега погиб, однако Марку «всего лишь» пробило биометрический монитор, от чего тот потерял сознание. Очнувшись, Уотни понимает, что до ближайшей экспедиции на Марс 4 года, а выживать как-то надо.

Именно такая завязка у оригинального романа Энди Уира, на котором сюжет «Марсианина», собственно, и зиждется. Казалось бы, вот сейчас нам покажут душевные терзания одинокого и брошенного Марка, введут пару обязательных «слезодавительных» сеансов связи с семьей Уотни, а команда, что ненароком бросила коллегу, будет страдать от повсеместного комплекса вины. Нет. Не в этот раз.

 

matt-damon-martian

 

«Марсианин» (что фильм, что сам герой) удивительно жизнерадостен и весел. Все эти, казалось бы, немыслимые трудности возникают лишь для того, чтобы в следующий момент с легкостью и задором их преодолеть. Что там, еды не хватает? Пф, вырастим! Заканчивается вода? Не беда! Замерзнем, говорите? РИТЭГ вам в кузов! Рецепт успеха очень прост — создаем трудность, находим легкое и элегантное решение, повторяем до окончательного усвоения.

«Марсианин» по структуре очень напоминает олдскульный текстовый квест. На самом низком уровне сложности. Сам Марк, возведенный в абсолют гика, не унывает ни на секунду. Даже когда все, ну вот прям все, идет под откос, все эмоции на которые сподобится Уотни — это пара сочных матов (куда более «упрощенные» из книжного варианта плюс разбавленные отечественным дубляжем), да пинок ни в чем не повинной техники. И вот тут, возможно, и есть главное достоинство ленты. Когда даже в самый убогий ситком впихивают «драматический момент», а «глубокомысленные» диалоги есть нечто необходимое, «Марсианин» выглядит прям бунтарем, идущим наперекор всем трендам.

 

The-Martian16

 

И дело тут даже не в первоисточнике (в книге Уира Марк был именно таким), а, скорее в сфере/области/жанре, что выбрал Ридли Скотт. Космическая драма? Трудно, сценарий «плосковатый», да «Интерстеллар» вышел всего год назад. «Твердая» НФ? Слишком долго, слишком сложно, да и в книге Уира технических ошибок предостаточно. Робинзонада в космосе? Вот! То, что надо! Да, была недавно глупая, но яркая «Гравитация, но то мелко и поверхностно, на орбите лишь. То ли дело целая планета!

Буквально уже на десятой минуте ловишь себя на сравнении «Марсианина» не с самыми известными space-movie, а с книгами Верна и Дефо. Только что Пятницу не завезли. И как же это работает на руку картине! На все обилие научных неточностей (неправдоподобная буря в самом начале, клеенка вместо обтекателя, отсутствие гигантского слоя пыли в кратере Скиапарелли и так далее) не обращаешь внимание, а зашкаливающий оптимизм Марка воспринимается на ура. В мире, где заправляют комикс-герои и неприкрытый пафос, за такого вот «несломленного» просто хочется переживать.

 

Matt Damon portrays an astronaut who faces seemingly insurmountable odds as he tries to find a way to subsist on a hostile planet.

 

Если все же откинуть эту заражающую оптимизмом атмосферу, то недостатков у картины можно найти достаточное количество. Поклонники оригинального романа найдут кучу несоответствий, а любители астрофизики в некоторые моменты выпадут в осадок. Скептически выглядит и представление самой NASA, как компании, где решение рисковать жизнями и состояниями ради всего одного человека, принимается столь легко, а все сотрудники готовы сгенерировать очередную гениальную идею, дайте только повод.

И если на сюжетные ошибки, при должном подходе, глаза закрываешь охотно, то некоторые «технические» решения вопросы все-таки вызывают. Зачем столь потрясающий каст, если все персонажи лишь направляют сюжет? Шон Бин, Джессика Честейн, Кейт Мара, Аксель Хенни, Кристен Уиг, Маккензи Дэвис — на всех этих, в той или иной степени, звездных актеров наберется лишь пару десятков фраз, да одна-две яркие сцены. Да, Мэтт Дэймон даже в столь плоской роли неплохо солирует, но «Марсианину» катастрофически не хватает второго плана.

 

z9pc2oc6jqogm6cqphvs

 

Если подвести, то «Марсианин» — это здравая такая пропаганда (если таковая вообще может быть здравой). Пропаганда науки и космоса. Подается она легко и непринужденно, относясь к зрителю довольно-таки лояльно. Если для понимания этой составляющей «Интерстеллара» нужно было штудировать не один учебник по астрофизике, да и вообще, было как-то не до того, то простота и поверхностность «Марсианина» заряжает позитивом на все сто. Уже за это старине Ридли Скотту хочется сказать спасибо. Он его, бедняга, давно уже не получал.

 

Плюсы
  • Простая подача столь интересной истории
  • Роли, конечно, никакие, но смотреть на такой подбор актеров просто приятно
  • Шикарная сцена с РИТЭГом под «Hot Stuff». Самая тонкая шутка картины
  • Пропаганда науки и освоения космоса
Минусы
  • Обилие научных неточностей
  • Визуально картина проигрывает всем своим «конкурентам»
  • Отсутствие хотя бы одной мощной роли второго плана. Персонажи-триггеры — это не очень
  • Возможно, самое адовое объяснение гравитационного маневра в истории кино. Любителям астрофизики лучше заткнуть уши на этом моменте

 

Оценка: 8 / 10

 

Посмотреть

City Stars Сочи

 

Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Монитор»