В Россию с любовью: Почему в Сочи мало иностранных туристов


У Сочи были все шансы стать центром притяжения мирового туризма — близость к европейским и ближневосточным странам, режим «открытого неба», выход к Мировому океану через Чёрное море, климат, реклама в виде событий международного масштаба, олимпийская инфраструктура. Но он им не стал: 95% туристов в Сочи — граждане РФ. И дело, на самом деле, в одной простой вещи, которую не раз озвучивал нынешний мэр города и другие чиновники. Обслуживать российского туриста гораздо проще, он привык к компромиссному сервису, грубости локалов, холодным хачапури на набережной и порошковому пиву. Иностранец больше видел мир, ему нужен лучший сервис, и не всегда он готов платить больше. Но мы всё же попытаемся копнуть чуточку глубже.

Когда-то курорт Сочи родился в рамках стихийной программы импортозамещения. Русские учёные, дельцы, члены императорской семьи пытались создать на берегу Чёрного моря что-то такое, что было бы весомой и адекватной альтернативой зарубежным курортам, где отечественная знать спускала состояния. Так в истории освоения побережья появились такие фигуры, как принц Ольденбургский, миллионер Смецкой, доктор Подгурский, золотодобытчик Игумнов, коммерсант Тарнопольский, издатель Худеков, купец Хлудов. Они — намеренно или подспудно — создавали курорты для своих. Когда же со страной случилась Великая Октябрьская революция, Черноморское побережье Кавказа, наряду с Крымом и некоторыми другими локациями, оказалось безальтернативным вариантом. Ни о каких иностранных туристах тогда даже не думали — отдельные личности вроде французского спелеолога Мартеля, который приехал в Сочи в 1903 году, были редкими исключениями.

 

 

Прошло время, и ситуация изменилась. Советскому Союзу для поддержания дорогостоящих строек остро понадобилась валюта. В 1929 году в СССР создаётся «Интурист» — организация, которая должна была заниматься въездным туризмом. Изначально она не располагала фактическими материальными ценностями, вплоть до 1933 года, но затем была объединена со Всесоюзным акционерным обществом «Отель» и получила в своё распоряжение гостиницы и автотранспорт. С 1930-х и вплоть до 1990 года матчасть «Интуриста» росла, а с ней и количество иностранных гостей, посетивших Советский Союз.

Среди основных направлений были Москва, Ленинград, круизы по Волге, Транссиб, Байкал, Средняя Азия и Кавказ — всего около 500 маршрутов. Сочи до 1930-х не фигурирует в этом списке, и иностранные туристы почти не приезжают сюда — первой группой иностранцев, посетивших курорт, стали пассажиры греческого лайнера «Олимпия» в 1953 году. Со временем в Сочи появляются французы, швейцарцы, немцы из ГДР, граждане других стран соцлагеря, британцы и даже финны. В 1960-м году на месте санатория «Наука» открывается комплекс «Интурист» (теперь здесь «Swissôtel Resort Сочи Камелия»), в том же году начинает работать международный молодёжный лагерь «Спутник». Уже позже при Брежневе были возведены гостиницы «Москва», «Жемчужина» и оздоровительный комплекс «Дагомыс», приближённые по сервису к западным средствам размещения.

До 1960-х иностранцы в Сочи приезжали чаще всего самолётами. С 1970-х стали развиваться круизы по Чёрному морю, в рамках которых можно было посетить курорты Краснодарского края и Крыма. Были открыты пассажирские морские линии: в 1961 году появляется маршрут Сочи – Генуя, по которому среди прочих прибыл лидер французских коммунистов Морис Торез. Среди основных достопримечательностей, которые посещали иностранные туристы в Сочи, — парк «Дендрарий», сад-музей «Дерево Дружбы», Красная Поляна, Чайные домики при совхозе «Дагомыс», выстроенные в купеческом стиле специально для гостей из-за границы в 1970-е. Только от туризма на чайные плантации с дегустацией краснодарского чая прибыль достигала 1 млн долларов США в год.

 

 

Начиная с 1950-х в Сочи стали наведываться лидеры других стран — причём не только коммунистических. Сочи был одним из тех городов, которые служили фасадом коммунизма, его не стыдно было показать дорогим зарубежным гостям. Обязательный элемент программы — прививка в «Дереве Дружбы». Здесь до сих пор высится стела с несколькими десятками имён вождей народов, имевших честь оставить свой живой след в ботанической истории Сочи. Не стоит забывать и про Поляну дружбы в «Ривьере», где высокопоставленные лидеры также отметились деревцем, и аллею мэров в «Дендрарии». За несколько десятилетий Сочи посещают настоящие звёзды большой политики — автор сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю, последний шах Ирана Пехлеви, любимый президент французов Помпиду, королева Бельгии Елизавета, последний император Эфиопии и воплощение Джа на Земле Хайле Селассие, лидер кубинской революции Фидель Кастро. Это были особые туристы, их приезды широко освещали за рубежом, тем самым создавая рекламный фон города.

Большую роль в становлении въездного туризма сыграли гиды. В середине 1930-х Советский Союз начинает массовое обучение гидов-переводчиков и запускает рекламные кампании в капиталистических странах (к 1970-м «Интурист» предлагал свои услуги через 700 контрагентов). Помимо фактологии и иностранных языков, от гидов требуется хорошая идеологическая подготовка. В работе с иностранцами было необходимо создавать положительный образ Советского Союза, демонстрировать довольство системой, изобилие в магазинах и т. д. Особым образом необходимо было подчёркивать улучшение уровня жизни в Советской России по сравнению с Россией дореволюционной. У каждого, кто проходил курсы гидов-переводчиков, был список острых вопросов и приемлемых вариантов ответов — аналоги скрипт-листов, которые сейчас используют менеджеры по продажам. Так, например, на вопрос, почему граждане СССР не могли выехать за границу, они должны были отвечать, что СССР — огромная страна, и всей жизни не хватит, чтобы объехать хотя бы её. Гиды-старожилы утверждают, что все группы всегда сопровождали сотрудники органов, следившие как за компетенцией экскурсоводов, так и за поведением туристов, и не позволявшие работникам отклоняться от выверенной идеологии.

 

 

Впоследствии Госкоминтурист СССР запускает курсы изучения русского языка. Центры расположены в столицах, но также и в Сочи. Тысячи зарубежных гостей приезжают в Советский Союз изучать великий и могучий, совмещая учёбу и экскурсионную программу. Развивается пеший туризм. Широко известна история, что до войны немецкие разведчики под видом интуристов изучали перевалы через Кавказский хребет и составляли карты местности, оказавшиеся во много раз лучше советских. Тем не менее, знаменитый 30-й всесоюзный маршрут через горы к морю, а также новые маршруты вроде Теберда — Сухум, продолжают привлекать иностранных туристов. Въездной туризм активно развивается наряду с внутренним — но иностранцам предлагаются более интересные услуги, включая возможность затариваться в магазинах «Берёзка». Всё меняется с развалом Союза. «Интурист» прекращает деятельность, а интурист боится ехать в страну победившего рынка.

В конце 1980-х — начале 1990-х Сочи захлёстывает бум нового побратимства. За короткий срок курорт обретает новые связи с американским Лонг-Бич, финским Эспоо, китайским Вэйхаем, турецким Трабзоном. Казалось, это новый вектор, который откроет новую эру интуризма, но обстановка на Кавказе становится слишком напряжённой. Не помогло и строительство первого отеля международной сети Radisson в 1993 году. Инвесторы рассчитывали в том числе на зарубежных гостей, но после небольшого всплеска немецкого бизнес-туризма это направление быстро сошло на нет. Сказался и грузино-абхазский конфликт, а также война в Чечне, которые на политической карте мира выглядели слишком близкими к Сочи.

В 1990-е в Сочи заглядывал редкий интурист — чаще всего это были какие-то сугубо конкретные утилитарные цели. Например, до 2007 года (до начала олимпийской стройки) в Сочи часто приезжали зарубежные райдеры покататься на хелиски-трассах. К 2000-м годам картина постепенно, но кардинально меняется. Сочи попадает в олимпийский круговорот и оказывается в центре внимания международной общественности. Если в 2003 году информацию о Сочи на английском в интернете даже можно было не искать, то хайп Олимпиады вывел российский курорт на первый план.

С 2007 года иностранцы сюда ездят в основном с рабочими визитами: сначала пристально оценивают заявку, потом строят и контролируют стройку. Начиная с 2012 года, когда начнутся тестовые соревнования, сюда потянутся спортсмены, а за ними и болельщики. Пиковым событием станет, разумеется, Олимпиада, но главный поток польётся уже после неё. В 2015 году запускает чартеры крупная иранская компания, которая возит туристов на Новруз в конце марта и с июля по сентябрь. С этого же года постепенно появляются израильские туристы, в Сочи их привлекают комфортные цены и условия проживания. Наибольшего пика израильское паломничество достигает в 2017–2018 годах: «Уральские авиалинии» запускают прямые рейсы между Сочи и Тель-Авивом, которыми израильтяне пользуются с большой охотой: кто-то ради природы, кто-то ради лечения, а кто-то ради развлечений — особенно прельщает казино, поскольку в Израиле нет игорных заведений.

 

 

Зато всплеск китайских туристов, обещанный в 2015 году, так и не произошёл. Профессионалы рынка утверждают, что китайцы если и стали приезжать чаще, то делают это самостоятельно. Бум европейских туристов, наиболее состоятельных и
тратящих, тоже так и не случился: здесь сказались как визовые проблемы, так и геополитические: начиная с 2015 года в Сочи фактически перестали заходить круизные лайнеры, хотя в 90-е и 2000-е они часто наведывались в город. В отрицательном тренде и группы по обмену студентов (особенно сильно это сказалось после закрытия Британского совета). Кроме того, в российском интуризме (Россию ежегодно посещают 22 миллиона туристов из-за границы) очень сильные конкуренты — Москва и Санкт-Петербург. В другую Россию люди ехать боятся — те же самые британские газеты раздувают истерию. Зачастую иностранцы привозят с собой свою еду — боятся отравиться в местном общепите.

Сочи всегда так или иначе привлекал международный конгрессный туризм, поскольку, помимо комфортабельных гостиниц с конференц-залами, здесь приятная температура воздуха в наиболее интенсивные осенние месяцы и потенциально богатая культурная программа. В 1969 году в Сочи прошла XIX Пагуошская конференция, на которой учёные выступали за мир во всем мире. Из 100 крупных международных симпозиумов, проведённых в СССР в 1985 году, около 10 прошло в Сочи. С ростом событийных мероприятий, связанных с окончанием Олимпийских игр и введением в эксплуатацию ряда 4- и 5-звёздочных отелей, в Сочи стали частыми гостями международные конференции. И хотя такой конгресс-туризм не позволяет ощутить во всей мере красоту города, MICE, как отмечают профессионалы рынка, — наиболее перспективное направление.

Изменилась география мест проведения мероприятий (сейчас большинство из них проводится в Красной Поляне и Имеретинской низменности), но слишком медленно меняются сочинцы. Вопросы на английском больше не повергают людей в шок, но всё равно часто не находят ответа. Запущенная мэрией к Олимпийским играм программа по изучению иностранных языков хоть и не принесла большого толка, но хотя бы всколыхнула отложенные на дальние полки сознания школьные знания. Да, сейчас даже в сувенирных лавках на Ахуне сносно проговаривают цифры на английском, а в крупных сетевых магазинах хоть один человек да говорит на ломанном инглише — но за этими уникумами часто приходится гоняться, поэтому иностранцы по-прежнему жалуются, что за пределами отелей и дорогих ресторанов их никто не понимает.

А вот ещё одно непопулярное мнение. Иностранцы часто говорят, что Сочи безлик — он одновременно похож на французскую Ривьеру, горную Швейцарию, на Дубай, но не
похож сам на себя, нет в нём какой-то исконной самобытности, а всё, что есть, есть где-то ещё, но в лучшем качестве. С этим мнением можно спорить, но цифры говорят сами за себя. Интуристов в Сочи относительно мало. Хотя, возможно, они здесь просто не нужны.

 

Автор выражает благодарность Сочинской лиге переводчиков за помощь в создании статьи.