Утраченные здания Сочи

SCAPP — урбанистический. Чуть-чуть. Так было всегда. Архитектура, современная и историческая, устройство города — то, что нас привлекает и интересует. Поэтому в последние годы мы находимся в постоянном сотрудничестве с Натальей Захаровой, архитектором, председателем сочинской городской организации Союза архитекторов России. Мы поддерживали её проекты, подключали в качестве эксперта для некоторых статей. Что ж, пора переходить на следующий уровень. Мы запускаем спецпроект, в котором Наталья Захарова будет рассказывать о зданиях, которые потерял Сочи. В первой части: Кавказская Ривьера, кинотеатр «Спутник», остановка «Грибочки» и ещё несколько историй.

Наталья Захарова, архитектор, председатель сочинской городской организации Союза архитекторов России

«Кавказская Ривьера»

Два слова, знакомые сочинцам с самого детства. Ещё в 1904 году министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов договаривается с российским коммерсантом А. В. Тарнопольским о строительстве на его средства курортного комплекса, для которого выделяется лучшая местность бывшего Хлудовского имения на берегу моря, примыкающая с севера к посаду Сочи.

Сооружение комплекса в стиле эпохи модерн началось летом 1906 г. по проекту архитектора-художника В. А. Иона. К моменту открытия курорта в июне 1909 г. здесь находились две четырёхэтажные гостиницы, театр на 600 мест, кафе и ресторан, имелись собственный водопровод, канализация и электрическое освещение.

На следующий год стало ясно, что курорт не может удовлетворить спроса на комнаты, и начинается строительство новых корпусов. К 1913 г. «Кавказская Ривьера» состояла из четырёх гостиниц, вмещавших свыше 250 номеров, и, кроме вышеперечисленных заведений и удобств, имела своих врачей по всем специальностям, а также располагала прекрасным парком, ваннами, купальнями, читальней, бильярдной, казино и т. д. Появляется парк автомобилей, просторная конюшня, лодочная станция со всем снаряжением для любителей подводной охоты и рыбалки. В распоряжение постояльцев предоставлялись тёмные комнаты для любителей фотографии и газеты на пяти языках. В ресторане во время завтраков и обедов играл оркестр, метрдотель владел английским, немецким и французским языками.

После революции на базе национализированного курорта «Кавказская Ривьера» открывается один из первых санаториев в Сочи с тем же названием. Санаторий до начала 1990-х годов принадлежал профсоюзам, но потом весь комплекс «Кавказская Ривьера» был приватизирован концерном «Ферейн» Брынцалова. И постепенно первое курортное учреждение города приходит в упадок. С 1998 года санаторий не функционирует.

К Олимпийским играм 2014 года была осуществлена попытка реконструкции санатория под видом восстановления, а фактически разрушения исторических зданий для строительства новых апартаментов. Реализовать задуманное не получилось и остатки комплекса вернулись государству, а территория городу. Сейчас дальнейшая судьба первого сочинского санатория остаётся под вопросом.

Кинотеатр «Спутник»

Первоначально кинотеатр «Спутник» был построен по типовому безликому проекту и был открыт 18 августа 1959 года показом фильма «Кочубей». Однако вскоре кинотеатр, расположенный в самом центре Сочи и призванный стать визитной карточкой города-курорта, был реконструирован по проекту архитектора зонального института «Южгипрокоммунстрой» Евгения Сердюкова. Новый облик кинотеатра, выполненный в стиле советского модернизма, стал более воздушным и лёгким: добавилось фойе с огромными витражами (каждое стекло размером 3х3 метра весило 163 кг). В них нашли отражения космические достижения нашей страны не только в названии, но и мозаичном панно с портретом Гагарина, выполненном сочинским художником Артуром Скрипниковым.

После реконструкции кинотеатр «Спутник» открылся 2 июня 1962 года и до 2007 оставался самым востребованным кинотеатром города. Кстати, 27 февраля 1963 года бригада электросварщиков судоремонтных мастерских Сочинского порта начала по замыслу инженера порта В. Новикова создавать двухэтажную копию полюбившегося сочинцам кинотеатра. Копия «Спутника» была установлена на мелководном причале. В ней поместился портнадзор.

На месте разобранного, несмотря на возмущение жителей города, кинотеатра предполагалось возведение 23-этажного делового центра. Однако в проекте не была учтена сложная геологическая особенность участка, поэтому сейчас на месте кинотеатра находится лишь наземная парковка.

Круглые кассы

15 апреля 1972 года завершилось строительство нового здания билетных касс железнодорожной станции «Сочи» по проекту архитектора Ф. Куютина. Лёгкое здание из стекла и бетона воплощало в себе лучшие черты советского модернизма того времени.

Конструктив здания представляет собой самонесущую воронку с большой разницей диаметров верха и низа. Таким образом, кровля здания имеет только одну точку опоры в центре. В первое время «гриб» оставался незастеклённым, но имел ночную подсветку, приводящую в восхищение не только жителей и гостей города, но и профессионалов: обтекаемый объём смотрелся очень современно. Но уже к 1980 г. было сделано сплошное остекление по периметру здания. Лёгкость и прозрачность объёма здания Круглых касс позволяло увидеть главную достопримечательность площади — железнодорожный вокзал — ещё на подъезде к ней.

Судьба здания хорошо демонстрирует неразрывность трёх составляющих архитектуры: пользы, прочности и красоты. С уходом пользы (главной функции), для которой строилось, здание так и не смогли приспособить под что-то иное. В декабре 2011 было принято решение о сносе здания ради строительства отеля на его месте. В феврале 2012, не дожив немного до своего 40-летия, здание Круглых касс перестало существовать. Однако о нём вспомнили в августе 2020, когда архитектурный журнал ArchDaily опубликовал проект магазина Apple Central World в Бангкоке, выполненный британской архитектурной компанией Foster + Partners. Нельзя сказать, что это доскональная копия, но аналогия форм явно прослеживается.

Торговая галерея

Торговая галерея Сочи была задумана автором проекта — столичным архитектором Е. Б. Анцута — как синтез магазинных комплексов, общественного питания, бытового обслуживания и прогулочных зон. Поход за покупками можно было совместить с отдыхом в тени зелёных двориков, расположения торговых павильонов было удачным: они не закрывали проход на улицу Навагинскую. Единый ансамбль застройки главной улицы города образовывали и четыре 14-этажных жилых дома, расположенные за галереей по улице Островского. Проект был поддержан руководством города и общественностью.

Галерея была спроектирована из 6 блоков, соединённых между собой переходами в уровне эксплуатируемой крыши, которая на протяжении всей длины галереи служит как бы вторым пешеходным уровнем главной улицы. Но построить удалось только пять. Эти блоки протянулись от знаменитой Платановой аллеи, Поющих фонтанов до железнодорожного вокзала станции Сочи.

В архитектуре блоков применены декоративные элементы: мозаичное панно Зураба Церетели и цветные витражи. Дендроуголок у «Дома кинофотолюбителя» (теперь магазин «Зенит») был сделан под руководством агронома-декоратора С. И. Венчагова.

Строительство Торговой галереи растянулось на несколько десятилетий: первый блок был открыт в 1972 году, второй — в 1978, а последний (магазин «Трек» в 5 блоке) — аж в 2005. В 1996–1998 галерея была модернизирована, начинается активная застройка зелёных зон и фонтанов. Последние здания, закрывшие большую часть Торговой галереи от пешеходной улицы Навагинская, были возведены перед олимпиадой 2014 года. Сейчас можно признать архитектурную идею авторов Торговой галереи утраченной.

Китайская беседка в Ермоловском парке

Земли Петра Верещагина, уступленные казне по скромной цене, были поделены на небольшие дачные участки и очень выгодно распроданы на торгах с 15 сентября 1900 г. по 1901 г. Таким образом был сформирован Верещагинский капитал, который пошёл на благоустройство Верещагинского парка — участка земли между морем и рекой Верещагинкой, приобретённого сочинскими властями для устройства городского парка. Тогда это место было покрыто остатками лиственного леса из дуба, граба, бука.

Лес был расчищен, проложены дорожки. Вдоль морского побережья заложили главную аллею, на которой высадили магнолии, пальмы, бананы, розы и другие декоративные растения, а в центре возвели китайскую беседку со скамейками и смотровой площадкой, с которой открывался великолепный вид на Адлерский мыс. Украшенная белыми каменными вазами беседка стала популярным местом отдыха в парке, получившим ещё одно название — Ермоловский, по фамилии министра земледелия и государственных имуществ, внёсшего большой вклад в освоение Черноморского побережья Кавказа. Долгое время у парка сохранялось двойное название, пока в 1930-х его не переименовали в парк им. Фрунзе.

Лестница и бульвар с Китайской беседкой были разрушены оползнями и снесены в море в 1920-30-х гг.

Остановка «Жд вокзал» (Грибочки)

Во второй половине 1970-х ветхая застройка между сочинским универмагом и улицей Московской была снесена и было принято решение на её месте разбить сквер, который станет частью пространства Привокзальной площади. Разработать проект нового сквера было поручено архитектурной конторе при горисполкоме, куда перешёл работать сочинский архитектор Ованес Задикян. По воспоминаниям зодчего, было это в году 1980-м. Именно тогда были запроектированы существующие и ныне диагонали сквера, сходившиеся возле существовавшей и ранее автобусной остановки.

Так как территория сквера находится несколько ниже уровня улицы Горького, то по центральной поперечной оси сквера предполагалось обустроить каскадный фонтан. Такое решение требовало иных подходов к проектированию остановки, и родилась идея сделать её прозрачной в сторону сквера. За аналог была взята форма находящегося рядом здания Круглых касс. Так появились знаменитые и любимые сочинцами «Грибочки».

Конструкция каждого элемента остановочного павильона была пустой, что позволило разместить внутри ствола водопроводные трубы, отводящие дождевую воду с чаши, служившей кровлей через три дождеприёмника. В советские годы воронки время от времени чистили. В 1990-е, когда старое городское хозяйство развалилось, а новое ещё не было создано, чистить воронки перестали, вода отводилась всё хуже и хуже. Конструкции сгнили, а бизнес, старавшийся занять выгодное место на пешеходных потоках, предпочёл снести старые конструкции ради строительства двух магазинов.