Архитектура Сочи: 8 мостов города-курорта


Кем, когда и при каких обстоятельствах — Наталья Захарова, наш главный историк архитектуры, рассказала о строительстве сооружений, связывающих разные районы Сочи или просто сильно сокращающих путь.

Зубовский

 

Один из самых распространённых сочинских мемов: длина города 145 км. Но это не протяжённость с севера на юг, с запада на восток или вдоль Чёрного моря. Это длина автодороги М-27 в черте города. Единственный въезд в город заставляет сначала петлять по крутым поворотам с постоянными подъёмами на перевалы и спусками в долины многочисленных сочинских рек. Поэтому спрямление дороги и сокращение её хотя бы на 4 км посчитали достаточным основанием для строительства самого высокого в России моста, соединившего борта Зубовой щели по кратчайшему расстоянию. Проект виадука с максимальной высотой опор 80 м и длиной эстакады 576 м был разработан несколькими проектными институтами России и Болгарии, главный инженер проекта Ю. М. Вдовин. Движение по мосту открыто в декабре 1999 года. На момент постройки это было первое в России мостовое сооружение, конструкция которого рассчитана на девятибалльное землетрясение.

Вантовый краснополянский

 

Когда проектировалась совмещённая автомобильная и железная дорога Адлер – «Альпика-Сервис» (именно так именовалось новое краснополянское шоссе во время строительства), о вантовом мосте не было и речи. Однако при сооружении одного из тоннелей в районе посёлка Кепша обнаружился гигантский оползень, который потребовал от проектировщиков нетривиального решения. Было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. Наиболее целесообразным и самым красивым из них стал уникальный вантовый мост протяжённостью 810 м и высотой пилонов 86 м. Проект сооружения разработали инженеры ОАО «Институт Гипростроймост». Строительство завершено в 2013 году. За его состоянием следят 250 датчиков. Первый вантовый мост на юге России и единственный в России вантовый мост с двумя поворотами бесспорно является украшением совмещённой дороги.

Пешеходный подвесной

 

Вантовый краснополянский — не первый висячий мост в городе. Почти на 60 лет раньше, 14 мая 1957 года был открыт пешеходный мост через реку Сочи в продолжение улицы Северной, соединивший новый микрорайон Цветной бульвар, возводимый на месте аэродрома, с Центральным рынком. Мост длиной 75 метров подвешен на элегантные каменные пилоны при помощи стальных тросов. До сих пор в качестве покрытия используется деревянный настил, меняемый по мере надобности.

Светлановский виадук

 

Верещагинский (Светланинский) виадук соединяет не только два борта долины реки Верещагинка, но и два района Сочи: Центральный и Хостинский. Сооружён во время грандиозной реконструкции курорта 1930-х годов для спрямления Курортного проспекта, ставшего планировочной осью города. Строительство моста арочной конструкции по проекту архитектора Н. Б. Соколова было завершено в 1935 году. Длина виадука 220 м, максимальная высота — 80 м. Является памятником архитектуры федерального значения. Иногда зовётся мостом самоубийц, так как часто для сведения счётов с жизнью выбирают именно его.

Мацестинский виадук

 

Второй виадук, построенный в рамках реконструкции Сочи – Мацестнского курорта, раскинулся над долиной реки Мацеста. Над его проектом трудился коллектив архитекторов, в который вошли В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, А. П. Великанов и А. Ф. Хряков. Чтобы не закрыть вид на море с Новой Мацесты, для опор виадука была выбрана максимально облегчённая арочная конструкция из железобетона длиной 411 метров. Тротуары имеют выступы, которыми удобно пользоваться в качестве видовых точек. Сооружение виадука велось с 1936 по 1938 год. Ввод его в эксплуатацию позволил освободить Мацестинскую долину от транзитного транспорта. Является памятником архитектуры федерального значения. В 2012–2013 годах была произведена реконструкция всех старейших мостов города, в том числе и Мацестинского, в ходе которой эксперты попытались определить изначальный цвет, чтобы воссоздать оттенок. Считается самым красивым мостом Сочи.

Скайбридж

 

Ещё один висячий мост проложен над глубоким Ахштырским ущельем, по дну которого протекает река Мзымта. Мост длиной 439 метров висит на восьми канатах предварительного натяжения и является частью многофункционального спортивно-туристического комплекса Skypark AJ Hackett Sochi. Максимальная высота над землёй — 218 метров. Идея его создания принадлежит сочинскому путешественнику и предпринимателю Дмитрию Федину, который ещё в 2001 году побывал в Новой Зеландии, где впервые прыгнул с банджи. Он пригласил в Россию новозеландскую компанию во главе с путешественником и экстремалом Аланом Хаккеттом, который уже реализовывал подобные проекты в Австралии, Германии, Франции, Сингапуре и Китае. Комплекс в Сочи был открыт в 2014 году.

Ривьерский

 

Прокладка новой магистрали Сочи–Мацеста внесла коррективы в движение автотранспорта в районе устья реки Сочи: потребовалось строительство нового автомобильного моста в продолжение Платановой аллеи, тогда как старая дорога подходила к реке по улице Дагомысской (ныне Парковая). Задача осложнялась тем, что новый мост необходимо было разместить не под прямым углом к руслу реки. Именно поэтому для перекрытия основного пролёта моста были запроектированы редко применяемые косые арки и балочная клетка. Проект разработал академик архитектуры И. В. Жолтовский. Железобетонная конструкция моста была облицована местным тёсаным белым камнем, что также является уникальной характеристикой. Строительство велось 14 месяцев, и 1 мая 1936 года движение по Ривьерскому мосту было открыто. Является памятником архитектуры федерального значения.

Новый автодорожный через реку Сочи

 

Образ висячих мостов настолько притягателен, что иногда хочется и простой автодорожный мост украсить канатами. Так случилось с новым мостом через реку Сочи в составе Дублёра Курортного проспекта, построенного по проекту ЗАО «Институт «Стройпроект». Для соответствия образу над промежуточными опорами лёгких арочных металлических пилонов в плоскости оси моста укрепили канат. Благодаря этому конструкция получилась ажурной, несмотря на всю основательность сооружения. Ещё одной особенностью нового моста стало размещение под основным автодорожным полотном пешеходного перехода через реку длиной 75 м, отвечающего всем требованиям по организации доступной безбарьерной среды. Он был открыт в августе 2013 года (до этого жители и гости курорта вынуждены были подниматься на железнодорожный мост), а движение по Дублёру было запущено за месяц до Олимпийских игр.

Фото: Светлана Сергунцова, Артём Ронин