Две реки — одно море

Текст: Екатерина Кайгородова

 

От «МореМолла» до Старой Мацесты неспешным шагом можно прогуляться за четыре часа. По аллеям парка «Ривьера», мимо шпиля Морского вокзала, от парка к парку, от музея к памятнику архитектуры, вдоль ясного морского горизонта доходим до Мацестинской ротонды (бывшее здание портопункта). А дальше — вверх, по аллее Челтенхема и набережной реки Мацесты вплоть до смрадных и целебных источников, на которых стоит первый и самый знаменитый курорт Большого Сочи.

Таков пешеходный маршрут, который появится в Сочи согласно концепции «Две реки — одно море». Концепцию придумали сочинские архитекторы Татеос Бардахчиев (архитектурное бюро «МОА») и Александр Амиров (Amirov Architects) и взяла на вооружение администрация города. В ноябре прошло уже несколько совещаний в мэрии и на Градостроительном совете при главе города, в том числе выездное ­— члены совета прогулялись по маршруту и на месте посмотрели, как его улучшить.

Однако авторы вкладывают в концепцию нечто большее, чем просто приятный способ добраться из пункта А в пункт Б. Фактически это ось, на которую нанизан весь город с его старыми и новыми достопримечательностями и общественными пространствами. Такое понимание концепции меняет не только облик города, но и его «смысл», способы взаимодействия горожан и туристов с территорией.

Татеос Бардахчиев

Александр Амиров

Распределённый линейный центр города будет связывать существующие и новые центры городского и районного значения.

Город как театр

Идея концепции — собрать город как приключение, где за каждым поворотом путешественника ждёт что-то интересное: красивый сквер, необычный музей, новый вид на забытый санаторий или ландшафтная инсталляция. Центральный Сочи идеально приспособлен для пеших путешествий, расстояния и климат позволяют.

 

Татеос Бардахчиев:

«Город — это пазл, который нужно сложить. Театр, движение по которому открывает разные мизансцены. Так устроены старые города: человек видит арку, заходит в неё — открывается угол здания со скульптурой; он идёт смотреть на неё, замечает новый вид, и так далее. Город должен вовлечь жителя или гостя в игру, и для этого недостаточно выложить плиткой дорожки. В работу должно включиться всё городское пространство, все памятники архитектуры. А это, конечно, не так просто».

 

Проблема вот в чём: сейчас территории, которые предполагается объединить в связное пространство, расчленены на отрезки, плохо согласованные между собой. Отдельно – набережная реки Сочи, выйти от которой к морю хоть и можно, но тот ещё квест. Отдельно — терренкур, когда-то живописная пешая тропа от Бытхи до Мацесты, сегодня представляющая собой бетонную дорожку среди зарослей. Отдельно – территории здравниц, многие из которых являются памятниками архитектуры и садового искусства, но не то что попасть внутрь, а увидеть их с дороги очень сложно. Даже спуститься к морю во многих местах — непростая задача. Приходится то преодолевать подземный переход, то пробираться мимо заборов.

Новый пешеходный маршрут — это непрерывный ландшафтный променад, пересекающий весь город, это музей под открытым небом, проходящий сквозь исторический ландшафт, это площадка контактов и обмена, столкновения культур, которое обогащает все взаимодействующие стороны, расширяет горизонты.

Слои на карте

Концепция «Две реки — одно море» должна связать районы центра Сочи в единое полотно, в котором могут разворачиваться разные культурные сценарии и возникать множество тематических маршрутов. Она и представлена её авторами как карта с разными слоями.

 

Слой зелёный

Зелёный каркас состоит из примерно 30 зелёных зон — при желании они складываются в полноценный ботанический маршрут. От самого окультуренного парка «Ривьера» можно догулять до «Дендрария» и дальше до Мацестинского лесопарка — фактически дикого леса. Таким образом, за один день человек может побывать в трёх совершенно разных парках, не говоря о многочисленных и часто не менее интересных зелёных островках между ними.

 

Слой культурный

Второй вариант организации маршрута — культурный (ничто не мешает комбинировать его с предыдущим — зелёным — в любых пропорциях). Жители и гости убедятся в том, что Сочи — это не просто город, где есть море и горы, но и большой культурный кластер со своей историей, создававшийся на протяжении XIX–XX веков. Маршрут откроет новый взгляд на затерянные архитектурные жемчужины, как при строительстве моста в парке «Зарядье» открылась панорама забытых храмов в центре Москвы.

Кстати, архитекторы уверены, что культурных объектов в городе не хватает либо они не отвечают запросам образованного человека. Создание новых музеев, концертных и театральных площадок заложены в требования к конкурсу на проект центральной набережной — о нём ниже.

Пешеходный маршрут «Две реки — одно море» можно рассматривать как новый линейный центр города — общегородскую гостиную — ось, концентрирующую различные виды активности.

Слой оздоровительный

По всей территории, которую охватывает концепция, разбросаны санатории и бальнеологические здравницы. В основном, они закрыты для самостоятельного посещения. Наверное, это совершенно справедливо с точки зрения сохранения покоя отдыхающих, но всё же их можно сделать чуть более доступными — в определённые дни или в составе организованной группы.

Наконец, территорию держит спортивный каркас. Здесь расположены объекты для занятий разными видами спорта — от теннисных кортов до яхтенной марины. Велосипедные дорожки сейчас фактически есть только на набережной Сочи и немного в центре. Концепция предусматривает создание дорожек для двухколёсного транспорта длиной 8,5 км в Сочи и 5 км в Мацесте, а затем и объединение их в большой веломаршрут.

 

Александр Амиров:

«Всё начиналось с того, что мы захотели связать центр города с морской набережной. Потом появилась идея соединить её с набережными рек, с терренкуром и создать маршрут, по которому можно было бы гулять продолжительное время. Затем в маршрут добавилась культурная составляющая и так далее.

Получился каркас, на который нанизывается дальнейшее: развитие прибрежных территорий, транспортные и пешеходные артерии города, интересные объекты. Мне ужасно обидно, что в городе много классных архитектурных объектов, санаториев, про которые никто не знает. Единый маршрут мог бы открывать новые точки обзора и работать как дополнительный маркетинг. В итоге это послужит развитию Сочи не просто как места, где можно поесть шашлыки на набережной. Это крутой в прошлом город, его можно восстановить и сделать ещё лучше».

Протяжённый разнообразный маршрут станет также копилкой градостроительных идей.

SoCo: новое имя центральной набережной

Центральная морская набережная — элемент, который держит на себе всю концепцию. Останется набережная такой, как сейчас, узкой и неудобной для входа, — она не пропустит достаточное количество людей. И хотя это только один из этапов создания единого пространства, также как обустройство пляжа «Ривьера» или набережной Мацесты, но очень важный и даже принципиальный.

В Сочи несколько раз предпринимали попытки обустроить морскую набережную. В 50-е годы отсыпан пляж «Маяк», и таким же образом планировали обустроить остальные пляжи — но не сложилось. Ещё одну попытку привести в порядок пространство предприняли накануне Олимпиады — тоже без особого успеха. Третья попытка происходит прямо сейчас.

В 2021 году ГК «Метрополис» провела Международный архитектурно-градостроительный конкурс на разработку концепции Центральной набережной. В нём участвовало 38 архитектурных бюро, а победителем стал консорциум во главе с голландской мастерской UNStudio. Членами консорциума были Spectrum Group, Amirov Architects, JTP, European Cultural Academy, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». SCAPP писал о конкурсе и концепции набережной в августе 2021 года, так что остановимся на ней очень коротко.

Концепция набережной называется SoCo: Sochi Connection (Coast, Competition, Coctail, Consert etc.). В ней отражены те же идеи, что и в большой концепции «Две реки — одно море»: баланс урбанизированной и естественной среды, гибкая вариативность сценариев использования территории, разделение потоков людей за счёт зонирования по интересам и так далее. И, конечно, не будет уродливых бун и высоких подпорных стен. Вместо них — мягкий, естественный, дружественный человеку рельеф.

До воплощения идеи в проект, а тем более в готовое решение ещё далеко. Нужно получить массу согласований, в частности, о создании искусственного земельного участка, разработать и утвердить проект, провести через необходимые экспертизы.

Приблизительно так же будет вестись работа над преобразованием остальных территорий, включённых в горизонт концепции «Две реки — одно море». Конкурс на концептуальное решение, создание проекта организацией — победителем конкурса, градостроительная экспертиза, общественные обсуждения, создание сметы и так далее, вплоть до благоустроительных работ.

Важно, чтобы за этим множеством шагов, которые будут делать самые разные люди и организации, не потерялась первоначальная концепция, и город вновь не рассыпался бы на множество фрагментов, связанных лишь названием и пешеходной дорожкой.

Редакция выражает благодарность сотрудникам архитектурного бюро «MOA»: Артуру Кожевину, Павлу Желяускасу за разработку концепции «Две реки — одно море» и помощь в создании материала.