Благодаря героям из Сочи границы возможного во времени и пространстве постоянно отодвигаются. Александра Штаркова рассказала SCAPP, как жить в своё удовольствие на парусной яхте, переходить от марины к марине и не переживать об отсутствии квартиры.
Я дочь морского капитана. За 30 лет карьеры отец провёл вне суши 23 года. Так сложилось, что моим мужем тоже стал морской волк — большую часть жизни он проводил корпоративные регаты за границей. Мы познакомились с Пашей на работе в Имеретинке. Проект просуществовал сезон, и после него мы запустили бизнес в горах. Могли, конечно, купить квартиру, но построили Snowbar в Красной Поляне. Это было отличное место, но нам существенно подняли аренду, и пришлось закрыться. Посчитав убытки и распродав имущество, мы отправились в путешествие — Шри-Ланка, Индия и, наконец, Греция, где и находилась на тот момент яхта Паши. Мой муж владеет Dufour Atoll 43 уже 15 лет, на ней он даже учился выходить в море. К сожалению, последние годы судном никто активно не занимался, поэтому по прибытии на ярд мы ещё месяц приводили яхту в порядок.
Ярд — это такая большая парковка кораблей вне сезона, у которой есть целые улицы. Мы с одной стороны находились в Греции, а с другой — на поле из щебёнки, где из ближайшего пункта только аэропорт. Изначально мы планировали нанять службу, которая приведёт яхту в порядок, но потом поняли, что это дорого, и решили всё сделать сами. Месяц физической работы на ярде я запомню навсегда. Для начала пришлось снимать несколько слоёв краски. И выглядело это приблизительно так: мы стояли в воздухонепроницаемых скафандрах, масках и перчатках в +35°C, слой за слоем счищая краску крохотным скребком, больше похожим на шпатель. Труднее всего было работать под самым дном, там нужно было стоять на полусогнутых ногах и наваливаться на скребок всем телом. Чтобы окончательно спустить яхту на воду, пришлось ещё зашпаклевать киль, покрасить дно, отшлифовать борта, разметить ватерлинию, отремонтировать паруса, мотор и убрать все каюты. Если у вас нет большого количества денег, можете смело оставлять мечту о том, что после зимовки вы придёте на белоснежную яхту, разложите вещи и начнёте безмятежно болтаться в море.
Яхта Dufour Atoll 43 олдскульная, но довольно комфортная. На ней мы побывали в Лефкасе, Кефалонии, Итаке, Меганисии, Паксосе, Антипаксосе, острове Корфу, добрались до каблука Италии, побывали в Черногории, а следом и в Хорватии — там в августе проходит немыслимое количество музыкальных фестивалей, и пропустить Sonus Festival мы, конечно, не могли.
В нашей яхте четыре двухместные каюты, два туалета, кухня, просторный салон плюс свободная зона на крыше и носу. Большую часть времени мы путешествовали вдвоём, но иногда принимали на борт друзей. Муж капитанил, а я вела хозяйство — готовила, стирала и убирала. Оказывается, наличие стиральной машины на среднестатистической яхте — большая редкость. Но даже наличие двойной king size — кровати и стиралки не сглаживало факта отсутствия в должном объёме горячей воды, полноценного душа и кнопки слива на бачке. Несмотря на то, что конфигурация нашей лодки предусматривала довольно вместительные баки, расходовать воду всё равно приходилось экономно. Так же как и электричество. На судне вся электрика работает от 12 вольт, а для зарядки девайсов требуется гораздо больше. В итоге для экономии мы ходили на моторе три-четыре часа в день — только так энергия, генерируемая двигателем, полностью заряжала батареи.
Важно понимать, что когда дело касается яхтенного бизнеса, дорого абсолютно всё. Всегда нужно иметь ресурсы на обслуживание, дозаправки и стоянки в марине. Причём цены очень сильно варьируются. Например, в греческом Превезе стоянка на центральной набережной стоит всего 16 евро. Шесть евро необходимо докладывать на карту, чтобы рассчитываться за электричество и воду. В Черногории стоянка в марине обходилась уже в 40 евро за сутки, а в Хорватии — 100 евро. Хотя та же Греция гораздо интереснее для яхтинга. Там отличные бухты, много островов, а значит, встать на якоре, растянуться на верёвке и организовать свой личный пляж можно на любом мысе.
Долгих переходов у нас не было. Один раз шли 1,5 суток, попали в шторм и поняли, что на длительные дистанции пока не хотим выдвигаться. Яхтинг для нас — стиль жизни. Мы заходим в марины, берём на прокат автомобиль и едем исследовать местность. Например, в Тивате отправились на несколько дней в горы — бродили по национальному парку Дурмитор и любовались горными пейзажами. Кстати, сама жизнь на яхте лишена скуки. У нас был интернет, но мы использовали его преимущественно для навигации и проигрывания музыки. Вокруг постоянно менялась картинка — дельфины, черепахи, бухты и бесплатный бассейн с морской водой на 360 градусов.
Как же можно было уехать в бархатный сезон из такой красоты? Я считаю, что приедается абсолютно всё. В конце третьего месяца я поняла, что скучаю по своим друзьям. В Сочи у нас с Пашей нет своего жилья, мои вещи частично находятся здесь, частично в Москве, а теперь ещё и на яхте. Но я не переживаю — я радуюсь моменту, к тому же у нас есть дом на воде. Конечно, мы думали перевезти его на берег Чёрного моря, но есть несколько обстоятельств. Во-первых, судно находится под мальтийским флагом, и ему пришлось бы проходить перерегистрацию. Во-вторых, стоянка в Сочи очень дорогая. В месяц выходит 80 000 рублей. В европейских маринах зимовка на девять месяцев обходится в 4 000 долларов. В нашей этой суммы хватило бы только на три месяца парковки. Хочется верить, что яхтенная культура в Сочи будет развиваться стремительнее и многие вещи станут более доступными. Как бы сильно мы ни любили путешествия, виза большинства стран не позволит быть за границей больше 90 дней. А значит, всему своё время, и к жизни на яхте мы вернёмся только в следующем году.