Zero Waste — это концепция осознанного потребления. По-другому — жизнь в режиме «ноль отходов» и планомерный переход к их отрицательным значениям. Для последней парадигмы аналитическое агентство WSGN уже и название придумало — sub-zero waste. Звучит вычурно, но поколение Z термин подхватит, растиражирует и Землю спасёт. Это хороший сценарий, но, к сожалению, утопический. В таком же ключе создавался и самый известный монолог Джорджа Карлина про то, что планете нужен пластик, а люди лишь средство его производства. Но, если серьёзно, то Земля при любом раскладе останется. А вот продолжение жизни на гигантском намагниченном камне уже сейчас стоит под вопросом. Редакция SCAPP, равно как и все жители Сочи, не хотят повторять Пальмиру на Транспортной или генерировать ещё один мусорный континент в Мировом океане, поэтому вспоминает пять R-принципов осознанного потребления:
Refuse — отказ от одноразовых вещей
Reduce — сокращение потребления ресурсов
Reuse — повторное использование вещей и органики
Recycle — переработка отходов
Rot — компостирование органических отходов
И раз уж в России год экологии, а масса хэштегов #zerowaste в инстаграме стала критической, разберёмся, кто и как в городе подхватывает тренд на сокращение экологического следа человека.
Bodhi Art Cafe
В переводе с санскрита «бодхи» — осознание. И именно осознанный метод организации пространства был положен в основу Bodhi Art Cafe. За 10 месяцев существования креативная локация с вкусным кофе и вегетарианским меню обросла сторонниками zero waste. Совместно с сочинским штабом некоммерческой организации «РазДельный Сбор» здесь проводится «Дармарка» (бесплатный обмен вещами) и акция по сбору вторсырья в первый день каждого месяца. Экотема плотно включена в жизнь Bodhi Art Cafe. Резидентами являются концепт-стор «Без упаковки» и художница Ольга Торопова. Среди прочих техник письма она выбирает эко-арт. «У Оли есть салон красоты, где используются резиновые перчатки. Поскольку они не разлагаются 300–400 лет, то идут в ход для создания экообъёма. Например, 3D-цветы на картине — бывшие перчатки, хотя поверить в это сложно», — с энтузиазмом рассказывают Оксана и Михаил, основавшие кафе. Эскалируя тему, стоит добавить, что в заведении на Войкова не используют пластиковые трубочки, а эспрессо наливают в биоразлагаемые кукурузные стаканчики (такое есть только здесь). Плюсом ко всему — скидка 10% за кофе в свою тару.
Михаил, Bodhi Art Cafe
Экологические инициативы бизнесменов должны поддерживаться на уровне государства. Сейчас «зелёные» темы для малого предпринимателя очень затратны. Любой локальный продукт, получая приставку «фермерский», становится в два раза дороже магазинного аналога. В этом свете дотации бизнесу с природосберегающими установками весьма резонны.
Магазин «Без упаковки»
Это первый проект Сочи, который полностью посвящён осознанному отказу от одноразовых вещей. Идеолог Ксения Лаврентьева превратила свой образ жизни в бизнес и популяризирует отказ от гиперпотребления и загрязнения планеты. В магазине можно купить аналоги вещей, которые столетиями распадаются до микропластика и возвращаются в пищевую цепь планеты. Например, восковые салфетки (многоразовый аналог пищевой плёнки), вечные мимикаки (стальные ухочистки, заменяющие тысячи пластиковых), а также крупы, орехи, сухофрукты и специи на развес. Хит продаж — экочашки с бамбуковым волокном и силиконовой крышкой для холодных и горячих напитков. Есть бутылочки Klean Kanteen из высококачественной нержавеющей стали для воды, таблетки для чистки зубов, бамбуковые щётки и многоразовые средства женской гигиены. А чтобы не копились пресловутые полиэтиленовые пакеты с пакетами — экошоперы, добротные льняные мешочки или сумки-бананки из бывших рекламных баннеров.
Ксения, «Без упаковки»
Осознанность любит точность. Давайте считать: одна чашка кофе навынос стоит в среднем 250 рублей. В неделю вы тратите 1 250 рублей, а в год — 60 000. Ужасает не только сумма, но и 240 стаканчиков, которые оказываются на свалке от одного человека. В среднем ёмкость для take away используется 10 минут. А технологии для переработки целлюлозы, покрытой плёнкой, в России до сих пор не существует.
Raw Свет
«Raw Свет» — сыроедческий ресторан Сочи, который из локальных и экзотических продуктов готовит действительно интересные блюда. Его основатели — сыроеды и практикующие преподаватели йоги. Насколько это было возможно, они построили бизнес на сваях Zero Waste. Так, в продаже есть авоськи ручной работы, экологические зубные щётки, губки из джута для мытья посуды, а в скором времени появятся и многоразовые трубочки. Повара «Raw Свет» активно используют принцип Reuse и сводят органические отходы к минимуму. Многие овощи, которые не были израсходованы за день, превращаются в дегидраторе в хлебцы и снеки. Перерабатывается даже кожура от ананасов. Сам фрукт уходит на фреши, а на очистках настаивается ананасовый квас. Вместо того, чтобы покупать готовые продукты в таре, «Raw Свет» часто производит их самостоятельно. Ресторан делает сыры, растительное молоко, закваски, маринады и соления. Сыпучие продукты приобретаются только на развес и в свою тару.
Для сокращения энергопотребления в ресторане не используются электрочайники и термопоты, а вода для горячих напитков нагревается на индукционной плите ровно в том количестве, которое требуется. Чтобы меньше загрязнять сточные воды и почву химикатами, персонал моет посуду экологичными средствами фирм Synergetic и Greenway. Не так давно в заведении полностью отказались от пластиковых трубочек, а доставку еды осуществляют исключительно в бумажной таре. Кроме того, центр притяжения сыроедов и людей, неравнодушных к экологии, часто проводит лекции и мастер-классы.
Wood Coffee
Ещё одно эко- и дог-френдли кафе этого города расположено напротив Центральной библиотеки имени Пушкина. Внутри Wood Coffee не работает wi-fi, зато имеется много книг. Осознанность связана с высоким интеллектом, и за чашкой сырного кофе об этом хочется размышлять больше, чем скролить ленту инстаграма.
В плане Zero Waste одна из самых самобытных кофеен города находится в авангарде. У ребят можно приобрести многоразовые чашки, трубочки из бамбука с ёршиками и тамблеры. Скоро там появятся стаканчики из кофейной шелухи! Wood Coffee во многом пионер. Например, команда кофейни закупила многоразовую тару для своих поставщиков и стала первой в городе готовить холодные напитки в стекло, в том числе навынос. При возвращении тары — скидка на следующий напиток. При заказе кофе в свою кружку — минус 10% от цены в рамках движения My cup, please (Сочи).
Для экономии ресурсов на ночь ребята обязательно выключают кондиционер и бойлер. Кофемашину не выключают никогда, так как при запуске тратится больше энергии, чем в режиме постоянной работы. Wood Coffee также постоянный участник акции «Час Земли».
Тамара, Wood Coffee
В наших планах заменить крышки для стаканчиков на тростниковые, трубочки на бумажные и ещё много чего, но, к сожалению, сейчас экоаналоги намного дороже пластиковых, и пока мы финансово не совсем готовы к таким затратам.
Тема Zero Waste постепенно становится одной из приоритетных задач для бизнеса. Так, «Краснополянская косметика» уже давно принимает тару, оставшуюся после использования средств. Каждый покупатель в праве сдавать пластик и получать скидки или приобретать продукцию на развес в стеклянную бутылочку. Совсем скоро на участке рядом с Форелевым хозяйством появится лавандовая ферма и аптекарский огород. Это исключит фактор загрязнения биосферы выхлопными газами в ходе транспортировки сырья из Крыма и упаковки растений в бумажные и пластиковые контейнеры.
Лидером движения Zero Waste среди крупного ритейла является H&M. Уже давно их магазин в «Моремолле» принимает ветошь и поощряет людей бонусами. Недавно к экодвижению присоединился и Rendez-Vous. Теперь на кассе магазина можно отдать продавцу сколько угодно пар старой обуви, которую превратят на Дмитровском заводе РТИ в мелкую крошку и сделают из неё безопасные резиновые покрытия для стадионов, кортов и детских площадок.