«В Сочи можно сделать искусственные острова, сеть марин и набережную без бун»

Этой весной в Сочи стартовал конкурс на разработку концепции центральной морской набережной. Дождавшись момента, когда её визуальный облик перестал жениться со всеми приличными словами русского языка, власти решили покончить с невыразительными бунами, не находящимися ни у кого на балансе, и провести международный кастинг концепций. Накануне возможных трансформаций редакция SCAPP пообщалась с экспертом научно-экспертного совета Морской коллегии Правительства РФ Николаем Гришиным и выяснила, что вообще происходило с береговой линией и набережной Сочи за последние 30 лет.

Николай Гришин — коренной житель Сочи и специалист высочайшего класса. Окончил Новороссийское высшее инженерное морское училище, работал в Институте берегозащиты ЦНИИС им. Жданова, сейчас является советником Российской академии архитектуры и строительных наук по отделению градостроительства, экспертом научно-экспертного совета Морской коллегии Правительства РФ и главным инженером архитектурного бюро «Гор-Проект».

Ещё в 1998 году вы с командой разработали концепцию набережной по просьбе администрации Сочи, и в ней уже тогда не было никаких бун. Почему они существуют до сих пор?

В 98-м, когда главным архитектором города был Игорь Ярошевский, стало понятно, что нужно срочно что-то делать с центральной набережной. На тот момент она была ещё хуже, чем сейчас, а тут Владимир Шиянов (руководитель управления ЖКХ) заявил, что готов профинансировать концепцию на 400 000 рублей — по тем временам (сразу после дефолта) немалые деньги. Когда встал вопрос о руководителе проекта, коллеги предложили меня. Так, вместе с большой и профессиональной командой была проделана совершенно инновационная на тот момент работа. Например, я предложил сделать пляжи бухтовых очертаний, которые помогли бы избавиться от бун, уродующих береговую линию. Дело в том, что их установка оправдывает себя только в том случае, если есть вдольбереговой поток наносов, как, допустим, в Дагомысе. Во всех остальных местах, где естественного пополнения пляжей галькой нет, сооружения из бун не оправданы. Зачастую они даже усиливают волну при косом набеге. Также в концепции был предложен прерывистый волнолом. Прелесть его заключается в том, что он может уменьшить потери пляжеобразующего материала в два или даже три раза. К сожалению, всё, что касается моря, стоит очень дорого, и на реализацию этого проекта просто не хватило денег. Зато мы получили за него высшую российскую архитектурную награду «Хрустальный Дедал» как показатель того, что наши идеи разумны, интересны и красивы.

Очевидно, что город просто не должен терять свои пляжи, но почему это уже происходит в Имеретинской низменности?

Строительство порта на левом берегу устья реки Мзымты перед Олимпиадой просто перекрыло транзит гальки к пляжам. Её вынос уходит сейчас в каньон, а первые пляжи от порта вдоль Олимпийского парка уже практически исчезли. Это было предсказуемо: море очень быстро выявляет неграмотные решения и разрушает их с огромной скоростью. Безусловно, я давал свои советы, но, видимо, нашлись более убедительные доводы у кого-то ещё. Обиднее другое: сейчас и пляжи исчезают, и порт этот никому не нужен. Он ведь изначально был грузовым. И для безопасного ма нужны большие вложения. Заниматься этим будет уже «Сириус», вопрос только один: «Когда?».

 

Вас называют главным идеологом строительства марин в Сочи. С чего всё началось?

Я увлёкся яхтингом ещё в середине 80-х и стал яхтенным капитаном. То есть в ту пору, когда на черноморском побережье марин не было в принципе. Тогда все мои идеи по этой тематике встречались с иронией. Но в начале 90-х происходила очередная корректировка генплана развития Сочи, и я предложил внести раздел по яхтингу и водному туризму. В истории современной России этого никто ещё не делал. Я предложил создать сеть марин, которые помогли бы повысить привлекательность нашего города и обеспечить безопасность морского пассажирского сообщения. Первые серьёзные переговоры начались только в конце 90-х, когда мы разработали предложение по развитию сочинского парусного центра, ныне ФГБУ «ЮгСпорт». На тот момент это было акционерное общество, и нашим проектом заинтересовались немецкие бизнесмены, связанные с яхтингом. Представительная делегация из Германии всерьёз рассматривала вариант инвестиций, чтобы держать свои яхты в Сочи, ведь для них это было привлекательно. Во Франции — дорого, на Балтике все марины заполнены, и зимой там не самые лучшие погодные условия. А у нас субтропики и близко к средиземноморью. К сожалению, проект так и не удалось реализовать, поскольку государство решило, что акционирование парусного центра незаконно, и вернуло его в госсобственность. Но зато возник прецедент, и на наши идеи обратили внимание. К сожалению, реализовать пока получилось только одну марину, и то спустя много лет.

Речь идёт про реконструкцию сочинского морпорта и появление первой марины в центре города?

Именно. Я занимался авторским надзором по ведению реконструкции сочинского морского порта с 2011 года. В акватории, где раньше швартовались круизные суда «Нахимов», «Молдавия» или «Иван Франко», современные круизные лайнеры уже просто не помещались, поэтому на «старой» акватории решили создать марину по нашим проектным решениям, а для крупных судов дополнительно возвести новую круизную гавань с терминалом. Кстати, при их строительстве был создан искусственный остров площадью семь гектаров.

 

Получается, все разговоры про то, что в Сочи можно сделать искусственные острова, как в Дубае, — это не выдумка?

Смотря какие. Например, проект острова «Федерация» — это, конечно, сказка, но вот островная марина, которую мы предлагаем сделать в Хостинском районе, вполне реализуема. В центре обоснования возможности создания этого острова лежит изучение естественного режима берега и структуры подводного склона. И если построенные гидротехнические сооружения круизной гавани порта Сочи вышли на глубины до 14 метров, то островная марина в Хосте будет расположена на глубинах до 11 метров. Как это создать с гарантией устойчивости, мы знаем точно, более того — проводим математическое моделирование и учитываем шторма такой силы, которые обрушиваются на город, пожалуй, раз в столетие.

И если у этого проекта появится инвестор, будет просто замечательно. Хоста — самый проблематичный район с точки зрения создания набережной: почти весь берег там принадлежит ведомственным санаториям, и люди попросту гуляют вдоль забора. А если соединить островную марину с берегом мостом в створе существующего причала, получится набережная протяжённостью до четырёх километров.

Проектно-архитектурное бюро, в котором вы работаете, разработало для Сочи ещё несколько пилотных проектов марин и набережных. Расскажите о них подробнее.

Развивать туризм и привлекать крупные инвестиции в регион позволяют не одна-две марины, а полноценная сеть. И у нас для её появления имеется всё необходимое: достаточная протяжённость города вдоль берега моря (95 километров), хороший климат и инвестиционная привлекательность проектов.

Помимо существующей марины в центре Сочи и планируемой марины островного типа в Хосте, в концепции развития инфраструктуры яхтенного туризма предусмотрены также морской рекреационный комплекс «Южный риф» в районе адлерского ж/д вокзала, марины «Водопадная» в Совет-Квадже и «Каньон Прохладный» в Головинке. Пока об инвесторах говорить рано. Всё-таки решения по таким крупным объектам принимаются на федеральном уровне. Но уже сейчас идёт разработка предпроектной и планировочной документации, и она учитывает все возможные последствия, которые вызовет строительство: как положительные, так и отрицательные. Кроме того, идёт работа над концепцией развития центральной набережной. Это очередной проект, в котором участвует наша команда, и на этот раз по обращению бизнеса и администрации города.

По сравнению с набережными других черноморских городов России — Геленджика, Новороссийска и Анапы — центральная морская набережная Сочи хуже всех. Я побывал в 40 странах, и в поездках по миру всегда изучал марины и набережные. Считаю, что у нас можно создать такую, которая станет качественно новым общественным пространством, и не только украсит город, но и станет визитной карточкой юга России. И тогда все будут получать удовольствие от морского променада, а сравнение с Promenade des Anglais в Ницце будет исключительно в нашу пользу.