Урбанист Сочи: кто он и что думает о городской среде


В Сочи появился урбанист. Архитектор, который решил заговорить о проблемах города без прикрас, по-прежнему остаётся инкогнито, но его желание просвещать, менять среду и создавать сообщество неравнодушных горожан редакция SCAPP посчитала достойным распространения. Мы задали 10 важных вопросов и получили профессиональные, местами смелые и нетривиальные ответы.

Кто вы и какие ставите цели, называя себя урбанистом Сочи?

Я архитектор во втором поколении, у меня есть своё архитектурное бюро и большой опыт в профессии. Профильное образование я получал не в Сочи, но живу здесь уже давно. Знаю все проблемы города, его ошибки, слабые и сильные стороны, знаю его особенности и уникальные качества. Именно поэтому я решил поставить перед собой цель просвещать горожан в области урбанистики.

Я уже давно заметил, что гражданская активность по сравнению с другими городами здесь ниже. А люди должны понимать, что они могут влиять на чиновников и формировать запросы для преображения городской среды, которая в свою очередь влияет уже на их собственную личность и даже на здоровье. Очень важно показывать примеры того, как Сочи может выглядеть.

Я много путешествую и вижу разные подходы. А если 72% россиян действительно не имеют загранпаспорта, то подобное постобразование просто необходимо. Кроме распространения знаний, я хочу действовать. Например, сейчас собираю с помощью подписчиков незаконные рекламные указатели — буду их направлять в администрацию. Если не получу удовлетворительный ответ, напишу письмо в ФАС. Также сейчас думаю над созданием арт-объекта в существующем общественном пространстве. Со мной уже связалась девушка, которая может сделать мозаичную лестницу на Эллинском спуске. Буду искать инвестора для этого проекта.

 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Урбанист Сочи (@urbanistsochi)

 

Назовите три главные проблемы Сочи, которые имеют отношение к урбанистике.

Я считаю, что не стоит зацикливаться на том, что у нас есть пляжи и Навагинская (хотя и она не идеальна). Проблем критически много. Это стихийно брошенные автомобили, опасные и не продуманные пешеходные переходы, отсутствие хороших общественных пространств, тротуаров и решений физического ограничения скорости в городе, не развитая система общественного транспорта, странный общепит, кричащая аудиореклама в центре города, которая насилует уши гостей и жителей Сочи, — проблемы можно перечислять бесконечно.

Что касается архитектуры, то это большой и очень сложный вопрос. Если отвечать коротко, почему она такая в Сочи, то, скорее всего, из-за пробела в качественном архитектурном образовании в 80–90-х годах. Ну и тяжелой экономической обстановки. Многие здания возводились согласно простейшему проекту и с использованием самых дешёвых материалов. Керамогранит, вентилируемый фасад, а под ним плоский бетон. О какой высокой архитектуре здесь можно вообще говорить.

 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Урбанист Сочи (@urbanistsochi)

 

Как вы оцениваете те изменения в городской среде, которые происходят при новом мэре, — снос павильонов у ж/д вокзала, проект Ривьерской набережной?

Конкретно эти изменения напрашивались давно. И сейчас они так активно внедряются для поднятия рейтинга нового мэра. Это не плохо и не хорошо, просто факт. Гораздо больше меня волнует качество проектов. Например, сделать вместо павильонов паркинг — так себе решение. А то, что я увидел на баннерах, которые распечатаны и закрывают стройку на пляже «Ривьера», вызывает массу вопросов: не понятно, как такой рендер вообще могли согласовать. И дело не только в некачественной картинке, это в принципе странные визуальные решения: пешеходный переход, который уходит в никуда, уровень тротуара ниже уровня земли. Если мэру действительно нужны рейтинги, то лучшее решение — снести все павильоны на набережной, закрывающие море. У многих были надежды на молодого мэра (не может же, в конце концов, образованный современный человек разрешать строить такое), но все надежды испарились с проектом новой школы на Ландышевой и проектами набережных и зон отдыха в Лазаревском районе и на Донской.

 

Почему в Сочи нет главного архитектора. Как его появление могло быть изменить город?

Такой должности действительно нет. Но есть сотрудники в Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства с теми же функциями. Своими решениями они как раз и влияют на облик города. Стоит признаться, я против того, чтобы архитектурой заправлял один человек. Он может оказаться коррумпированным или иметь дурной вкус. Градостроительные решения не должны приниматься в одиночку, нужна комиссия и согласования в несколько этапов. К слову, та же Наталья Машталир в Краснодаре имеет официальную должность — заместитель Департамента архитектуры, а не «главный архитектор». В Сочи тоже есть человек с такой должностью, и это Наталья Клеймёнова, а за внешний облик города отвечает Елена Попова.

 

1
2

Здание администрации Красной Поляны до и после реконструкции

 

Какие здания в Сочи вызывают у вас эстетическое наслаждение, а какие попадают под понятие архитектурных ошибок?

Я всегда выделяю советские санатории. Когда смотришь на величественные постройки, понимаешь, что буквально каждый метр тех зданий был на контроле у вождей. Например, в санатории Орджоникидзе можно найти сводчатые потолки, расписанные палехскими мастерами. Это добротная советская неоклассика с помпезными элементами барокко. Если бродить по городу со знанием дела, можно найти образцы модерна, конструктивизма и даже неоромантизма. Но проблема в том, что зачастую красота теряется в гуще зданий, которые облеплены вентфасадами, стекляшками, баннерами, спутниковми тарелками и кондиционерами. Да, мне нравится старый Морпорт, ж/д вокзал Сочи, автовокзал, Скайпарк, стадион Фишт. Но глаз не может не замечать Моремолл и всю современную архитектуру, если это вообще можно назвать архитектурой.

 

Что не так с Адлером и как его спасти?

Я начну с хорошего. У Адлера есть точки притяжения, на которые можно делать упор. Это аэропорт и споты для наблюдения за самолётами. Это сады киви, набережная Мзымты, рынки и современный железнодорожный вокзал. Если их сделать более дружелюбными, сохраняя за ними право на аутентичность, может получится что-то вроде рынка Бокерия в Барселоне. Например, «Апельсин Базар» облагородили внутри, а снаружи всё оставили без должной инфраструктуры — вокруг здания одна парковка.

Плавно я подхожу к тому, что центр Адлера — это пересечение потоков людей, которые ходят от одного торгового центра к другому. И исправить это, например, дизайн-кодом просто невозможно. У меня на эту тему был пост в соцсетях — я стирал все вывески и рекламу и показывал, что ничего глобально не меняется. Это грубо, но сарайчики нужно сносить бульдозером. И ужас в том, что сделать это по решению города за раз невозможно, — муниципальной земли в Адлере очень мало. Тот же рыбзавод, который стоит прямо на набережной в ужасающем состоянии, находится в частной собственности, и это колоссальная проблема. В таких очень сложных обстоятельствах нужно действовать поэтапно. На федеральном уровне нужно отбирать такую собственность и приводить всё в порядок. Нужно больше работать с жителями, собственниками мини-гостиниц, запрещать использовать пластик, поликарбонат и профлист, заниматься озеленением и создавать общественные пространства нового уровня.

 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Урбанист Сочи (@urbanistsochi)

 

Что вы думаете про дизайн-код Сочи. И почему его до сих пор не ввели?

Мало придумать дизайн-код, его нужно внедрить. Например, невозможно взять универсальные правила, разработанные Институтом «Стрелка», и наложить их на любой полис. С каждым бизнесом нужно долго и много работать. Плюс работать должны профессионалы с хорошим вкусом. Почему я вообще делаю на этом акцент, потому что знаю, что перед прошлым летним сезоном приводили в порядок улицу Воровского. Заметно? Думаю, нет.

И, конечно, важно понимать, что дизайн-код отлично работает в городах с хорошей архитектурой. В той же Москве студия Артемия Лебедева прорисовала каждый дом. Она показала бизнесу, какой должна быть вывеска, аншлаг (указатель адреса). Ну и привести в порядок сталинский ампир — не тоже самое, что навести красоту среди адлерских шалманов.

 

Какие улицы ещё можно сделать пешеходными? Реально ли это и что для этого нужно сделать?

Прямо совсем пешеходными — сложно. Но расширить, например, улицу Роз возможно. Убрать оттуда парковку, добавить тротуар, сделать интересные локации, чтобы был не только пешеходный транзит, но и какой-то интертеймент. Важно понимать, что средоточие людей — это сразу возрастающая привлекательность для бизнеса. Не для ларьков «Гослото», а для уютных кофеен. Лелею мысль, что однажды аллеи между Роз и Воровского станут уютными европейскими улочками, а пока сам продумываю схему превращения некоторых улиц в красивые пешеходные зоны.

 

 

Почему Сочи потерял звание города-сада. Как это можно исправить и что для этого нужно сделать?

Зелень в городе есть, но над ней издеваются и зачастую не ухаживают. Не нужно, например, вешать на пальмы новогодние украшения на 365 дней в году — пальмы самодостаточны. Не нужно сочетать с цветущим краем дешёвые строительные материалы. Например, подпорные стены в Адлере закрыли плитами. Уверен, даже школьник скажет, что зелень лучше смотрится с фактурой натурального камня. А мой любимый пример недостаточной работы озеленителей — территория возле гостиницы «Москва». Если сейчас посмотреть на неё сверху, вы вряд ли заметите какую-то композицию. Но изначально она там была! Просто за ней перестали ухаживать. То же самое и с живой изгородью — если за ней не ухаживать, она превратится в сонмище некрасивых деревьев. Ну и возвращать звание города-сада нужно с замены торговых ларьков набережной на растения в кадках.

 

Какие у Сочи градостроительные перспективы?

У нас город с уникальной природой и ландшафтом. И перспективы развития у него определённо есть. В первую очередь, необходимо наконец-то принять скорректированный генеральный план и начать ему следовать. На сегодняшний день властям выгодно, чтобы он не был утвержден, потому что в этом случае всё будет как на ладони — где и что построено с нарушениями. А генеральный план очень чётко отражает высотность застройки и зонирование. Например, в нашем городе есть территории, которые не должны застраиваться из-за оползневой зоны, немало и охранных зон, где необходимо сохранять так называемую «зелёнку». Есть водоохранная зона вблизи русел рек и даже ошибочно намеченные зоны. Генплан — это задача номер один. И для его разработки я бы пригласил иностранцев с большим опытом работы в курортных городах Европы.

Дальше нужно работать над тем, чтобы возведение коммерческого жилья сопрягалось с постройкой инфраструктуры, чтобы возникали деловые офисные районы в духе Москва-Сити. Территория возле Донской для этого как раз подходит, нужно только разобраться со старыми резервуарами очистных сооружений. Конечно, проблем много — нужен экологический транспорт, важно разобраться с мусором, ливнёвками и нечистотами. Но мы не в безвыходном положении. Вспомним хотя бы, как изменился город перед Олимпийскими играми. Возлагаю большие надежды на цифровизацию и прозрачность всех процессов. Думаю, что приложение по типу «Активный гражданин» изменило бы Сочи к лучшему.