О самобытности Сочи можно говорить, не повторяясь долго, экзальтированно и глубоко влюблённо. Город освоил собственный бренд ещё в доолимпийскую эпоху, когда советский гражданин после ударного труда стремился на моря за ретритом. Сувенирные трофеи в стиле «привези мне пальму — веточку» впечатаны в южную эстетику кинематографом. В общем, фирменных элементов у города овер-много, а венчает их официальный герб, государем зарегистрированный, о нём же рассказываем.
Для начала немного вводных. Слово «герб» пришло от немецкого erbe (эрбе) — наследство. Если очень обобщённо — это символическое изображение, которое показывает традиции государства или города. Тотемы первобытных людей — это, по сути, прелюдия к появлению гербов. У прибрежных племён тотемами были фигурки дельфинов, черепах, у остальных — обладатели суперспособностей типа волков, медведей, змей и т. д. Сакральными смыслами наделялись изображения Солнца, Луны, воды, огня.
Позднее в средневековых Крестовых походах рыцари объединялись в общих армиях, а говорили на разных языках без основ грамоты, да и костюмчик с вооружением сидел примерно одинаковый на всех. Узнавать своих оказалось невозможно. На помощь пришли визуальные знаки – эмблемы, которые далее трансформировались в гербы по правилам геральдики. Она изучает гербы как системы знаков, их роли в умонастроении людей исторических эпох, традиций, политических пристрастий и т. д.
История герба Сочи недолгая, но весьма занятная. В свои неполные 50 лет символика менялась 4 раза. Первый вариант был принят в 1967 году и продержался ровно 30 лет. После изменения в дизайне утверждались в 1997, 2003 и 2005 годах.
Впервые о необходимости городского герба заговорил в середине 60-х руководитель Сочи Пётр Бажанов. Объявили конкурс среди художников и любителей, и внезапно — на него никто не откликнулся. Банально не было знакомо такое направление творчества. Логотип, как явление маркетинга в советах, видимо, ещё не запрыгнул 25 кадром в креативные умы.
Бажанов не сдался и поручил эту задачу директору худфонда. Художниками назначили Елизавету Травинову и Михаила Воротынцева. В ленинградской библиотеке выписали книги по той самой неизвестной науке — геральдике, труды переправили в центральную библиотеку, где прямо в читальном зале их изучала Елизавета Викторовна, создавая зарисовки гербов. Первоначально Травинова задумывала девиз «Всё для народа», а Бажанов поправил, «Здоровье — народу». За полтора года создали 30 эскизов, но выбрали вариант под номером один. Дуэту авторов была выписана премия в 700 рублей — примерно 5 ежемесячных средних зарплат. И вот 15 марта 1967 года официально утверждён герб города-курорта Сочи.
Елизавета Травинова
Михаил Воротынцев
Официальное описание герба закрепили решением городского собрания и звучало оно так: «Главный щит герба разделён на четыре четверти. В первой четверти на серебряном поле лазоревые горы. Во второй — в красном поле золотая пальма. В третьей — в красном поле золотое солнце. В четвёртой — в серебряном поле лазоревое море. В центре основного щита размещён маленький щит, в лазоревом поле которого помещена серебряная чаша с «огненной водой», символизирующая целебный источник Мацеста. Боковое обрамление состоит из символических ветвей благородного лавра и чая, а в основании щита имеется золотая лента с девизом «Здоровье народу!». Сверху по центру щита размещена эмблема «Серп и молот» золотого цвета. Изображение в третьей четверти основного щита символизирует восходящее солнце развивающегося курорта».
Сегодня на гербе мы видим следующее: три горы в первой части символизирую вершины Кавказского хребта: Чугуш, Аибгу, Ачишхо с отсылом к горнолыжным курортам. Пальма во второй части про основное богатство города — его субтропическую растительность. Солнце в третьем поле щита является, внезапно, символом жаркого солнца. Синие волны в четвёртом прямоугольнике — Чёрное море, точка сбора курорта. Чаша в центральной части символизирует минеральные источники Мацесты с дословным переводом «огненная вода».
В 1997 году в честь юбилея городского звания «Посланец мира», серп и молот на гербе заменили на летящего голубя. В 2003 году решением горсобрания голубь улетел. В 2005 исчезли чай с лавром. Солнце сократилось до минимальных размеров. И символично вместе с санаториями исчез девиз «Здоровье — народу».
– В настоящее время герб не такой, каковым он был создан в своё время, — отмечала автор герба, Елизавета Викторовна Травинова, — сначала убрали серп и молот, потом ленту, обрамляющую щит, в петли которой были вплетены ветви лавра и чая как символы нашей экзотической растительности. Но главное — в центральной части этой ленты был девиз «Здоровье — народу», который тоже убрали.
Поменялась и интерпретация Мацесты — чаши с пламенем. Теперь это не «Мацеста — огненная вода», а чаша без подставки. Как полагается, обо всех изменениях создатель сочинского герба Елизавета Викторовна узнавала последней и с сожалением отмечала, что символ курорта лишился своего истинного смысла.
Грядут перемены и пересмотр генплана Сочи. С момента последней версии герба от 2005 года город сильно изменился и, безусловно, это должно найти отражение не только в сувенирной продукции, но и в официальной символике. Казалось бы, такая незаметная в повседневности деталь, а ведь она и есть то самое erbe — наследие эпохи.