Sochi Contemporary Art


В Москве «В будущее возьмут не всех». А в Сочи с 6 по 12 октября откроются площадки пятого «Квадролога». Марина Колыванова встретилась с его организаторами Ольгой Егоровой и Олегом Корчагиным, чтобы поговорить о фестивале, творчестве сочинских художников, «Гильдии красивых» и современном искусстве.

Квадролог

Российско-немецкий культурный фестиваль объединяет театр, музыку, литературу и изобразительное искусство. Его основатели — сочинский музыкант Алексей Соболь и председатель общественной организации Kultur Rhein-Neckar в немецком городе Людвигсхафен-на-Рейне Элеонора Хефнер. Больше 20 лет отечественные и немецкие художники, музыканты и литераторы поочерёдно встречались на площадках фестиваля в Сочи и Людвигсхафене.

Первый «Квадролог» Сочи принял в 1995 году, второй — в 1997-м. В нулевые фестиваль в России не проводился, но сочинские художники продолжали участвовать в проектах Элеоноры Хефнер в Германии. В 2010-х художник Олег Корчагин и его жена, художница и переводчица Ольга Егорова возродили фестиваль и занялись его организацией. Третий сочинский «Квадролог» состоялся в предолимпийском 2013 году, четвёртый — в 2015-м. В этом году в рамках фестиваля в Россию приедут девять немецких артистов, многие из них будут в Сочи не первый раз.

«Квадролог» и «Чёрный квадрат»

У «Квадролога» камерный характер. Его не сравнить с фестивалем Башмета, у которого совсем другой бюджет и формат. Кроме того, это проект долгосрочный: его организаторы и многие участники давно знают друг друга, поддерживают и развивают культурные связи. Чтобы фестиваль не превратился в междусобойчик, в его орбиту постоянно втягиваются новые артисты. Участники «Квадролога» стараются создавать искусство вместе. Так, в предстоящем перформансе «Сказка о том, кто ходил страху учиться» по мотивам произведения братьев Гримм будут задействованы российские и немецкие участники.

Всё началось со знакомства Алексея Соболя, гитариста из Сочи, с Петером Хефнером из Германии в начале 90-х. Они подружились на фоне музыки. Вскоре Петер Хефнер женился. Его супруга Элеонора работала в администрации немецкого города Людвигсхафена-на-Рейне по линии культуры, и у них родилась идея сделать что-то с новыми российскими друзьями. Тогда у Соболя была музыкальная группа «На одном дыхании», в состав которой входили интересные музыканты, выпускники Сочинского училища искусств. В тот же период в Сочи действовала группа «Гильдия красивых», и мы тоже пересекались с Алексеем и его друзьями. Нам всем было в районе 30 лет.

Идея назвать фестиваль «Квадрологом» принадлежала Элеоноре и её окружению. Отчасти это связано с авангардом, со знаменитой его иконой — «Чёрным квадратом» Малевича. С другой стороны, «Квадролог» — это разные стороны творчества, четыре главных грани: музыка, театр, литература и изобразительное искусство.

Свинья из синего ковролина

Художественная выставка в рамках первого «Квадролога» проходила в музее Островского. Два зала заняла «Гильдия красивых», ещё два — немцы. В 1995 году они привезли искусство, которое очень отличалось от того, чем занимались мы. Я запомнил работы одного немецкого художника: он делал маленькие татуировки своим знакомым на разных частях тела и фотографировал их. В Сочи он представил эти снимки.

Немцев также отличало абсолютно другое отношение к выстраиванию композиций выставочного пространства. Йорг Фишер, который снова приедет в Сочи в этом году, тогда вырезал из синего ковролина силуэт животного, кажется, свиньи. Это было огромное изображение, на полстены. Возможно, Фишер таким образом провёл параллель с работами знаменитого Йозефа Бойса, в которых тот использовал войлок. Это меня поразило. Вообще, немецкие артисты предпочитают взаимодействовать с публикой. Художник не просто представляет свою картину в золотой раме, чтобы к ней приходили и преклонялись перед его мастерством. Здесь совершенно другой подход, более интерактивный.

Олег Корчагин

Член Союза художников России, соорганизатор гремевшей в Сочи в 90-е «Гильдии красивых» и основатель арт-группы Sacrum. Учился в Сочинской художественной школе, затем в Минском художественном училище и Белорусском государственном театрально-художественном институте. Олег занимается живописью и графикой, преподаёт в народной изостудии «Красный квадрат» имени Казимира Малевича, учениками которой являются и взрослые, и дети.

Ольга Егорова

Художник, переводчик лирики немецкого поэта Хасана Оздемира и российского литератора Даниила Да. Занимается живописью, фотографией, мейл-артом, инсталляцией. Ольга любит создавать экспрессивные портреты. В своих работах использует лаконичные средства и не зацикливается на форме. Изобретением художницы является мягкий портрет, который имеет мало общего с традиционным. Объёмные портреты Ольги Егоровой будут представлены на выставке «Условные касания» в арт-медиа-центре «Родина» с 12 октября до 11 ноября.

Голое тело в музее Островского

Сейчас это невозможно представить, но на открытии выставки в 1995 году на входе в музей Островского гостей встречал военный оркестр пограничников. Публика поднималась на второй этаж и там попадала на перформанс. На столике с колёсами спиной вверх лежал голый Хайо Мо. Его возили по залу, а Барбара Лар шла рядом и пела: «Я и моё тело совершаем поездку». Они, кстати, будут в Сочи и в этом году.

Перформанс мог символизировать то, что немцы приехали в Россию впервые, по крайней мере, в Сочи. Также он мог транслировать идею о том, что наши тела путешествуют в этом мире, и мы все в какой-то степени являемся путешественниками и здесь находимся временно. Но можно и вовсе не искать здесь смысла, это было просто интересное действо, которое помнят многие сочинцы. Попробуйте сейчас обнажённое тело по музею провезти, оттуда сразу попросят. В те годы общество было другим.

Человек-собака, говно в музее и доллар на «Супрематизме»

Недавно мы обсуждали подборку прошлогодних интервью значимых российских художников-акционистов и представителей contemporary art. Их всех спрашивали, что они могли делать в 90-е годы, когда был всплеск различных акций и перформансов, и что могут делать сейчас. Отвечали, что сейчас с полицией договориться не так легко, а раньше можно было сказать, что ты художник, совершаешь художественную акцию, и заплатить символический штраф. Всё было проще.

В 90-е Олег Кулик превратился в человека-собаку, Александр Бренер нарисовал знак доллара на картине Малевича в Амстердаме и совершил акт дефекации перед картиной Ван Гога в Пушкинском музее в Москве. Позже он скажет, что проводил акции исключительно в тех местах, которые очень любил. Расшифровать акцию Бренера в зале Ван Гога можно очень просто: современный художник перед мастером обосрался! В искусстве уже так много всего наработано, что для того, чтобы совершить подвиг Ван Гога, который перешагнул несколько десятилетий вперёд, нужно очень сильно постараться.

Современное искусство и акционизм в Сочи

Сейчас в Сочи всё ровно. Есть молодёжное объединение «Станция», которое проводит выставки местных художников. Но всё-таки это не акционизм, не «Гильдия красивых». «Красивые» несли идею синтеза искусств. Мы читали стихи, изобретали верёвку для поэта (натягивали леску и подвешивали на неё стихи), проводили акции в электричке и самолёте.

В 2000-е я организовал арт-группу Sacrum, в переводе с латыни — крестец. По-русски звучит даже лучше, напоминает что-то матерное, жёсткое, архаичное, не такое пафосное. Первый перформанс с Sacrum мы сделали в 2012 году на Ночи музеев. Действо называлось «Музей как воля и представление», заглавие обыгрывало знаменитый труд Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Перформанс проходил на втором этаже Сочинского художественного музея в трёх залах. В одном я читал текст Шопенгауэра на русском языке, во втором его читала на немецком покойная искусствовед Наталья Ильичёва. Рядом лежал товарищ по прозвищу Пушкин и хватал за ноги проходящих женщин. В третьем зале проецировался немой фильм. Сначала мы хотели взять фрагменты из «Олимпии» Лени Рифеншталь, но передумали, потому что это могло вызвать неоднозначные отзывы. Лени была талантливой девушкой, хоть и сволочью. Не будем забывать, что фрау Рифеншталь — настоящая фашистка, а фашизм я не люблю. Поэтому мы взяли другой фильм — «Берлин — симфония большого города» Вальтера Руттмана 1927 года, который перекликался с одной из работ Дзиги Вертова. На картинке Берлин просыпается, будто огромный механизм постепенно приводится в движение. Верхний свет был выключен. По залу ходили девушки в белых одеждах и проговаривали буквы греческого алфавита. Альфа, бета, гамма, дельта. Это звучало как дадаистская поэзия.

Перформанс решили закончить резко. Договорились, что фотограф Игорь Максименко забежит в зал и начнёт предъявлять публике: мол, что тут происходит, прекратить безобразие. В тот момент, когда он зашёл, люди внимательно слушали Шопенгауэра, кто-то смотрел фильм. Но Максименко так вошёл в роль, что не только разорался, но и сдёрнул в порыве отчаяния ткань, на которую проецировалось кино, и включил свет. Люди стали возмущаться, отбиваться от него, просить не мешать, — это был успех, потому что люди поверили!

Публика в Сочи не дура

Есть показательная история. Во время Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета на первом этаже Зимнего театра знаменитый знаток видеоарта Антонио Джеуза представляет проект «Эхо-Эко». На 15 мониторах в режиме нон-стоп транслируются работы международных художников. Однако люди, сдав вещи в гардероб, проходят мимо выставки человека, защитившего диссертацию по истории российского видеоарта. Человека, который был куратором Венецианской биеннале. Но делают они это от банального незнания. Люди привычно сдают вещи в гардероб, привычно показывают билет у лестницы, а работники театра отправляют всех в фойе и даже не предлагают обратить внимание на выставку. Типичная для Сочи ситуация. Тем не менее, сочинская публика не дура, её нужно уважать. Она чувствует, что ей может быть интересно, а что нет. Это было видно по проведённому в 2015 году «Квадрологу». Фестиваль посетило очень много людей. В основном это те, кто получает информацию более современным способом — из соцсетей. И художники приходят, которые уже знают про этот проект.