Ретро-рейв


Софья Икрамова — матерь клубного бизнеса в Сочи. Эта стройная женщина с игривой копной кудряшек и энергетикой китайского дракона открыла «Галерею» и «Буржуй», работала с проектами «Посольство Ямайки», «Африканская деревня Мамбуко», «Колизей». 10 лет назад она переехала в Москву, где ведёт новые проекты и воспитывает дочерей. Мы встретились на Китай-городе за несколько дней до старта ЧМ-2018. На Маросейке, заполненной весёлыми фанатами со всего света, сгущались сумерки, а разговор шёл о рассвете клубной культуры Сочи в начале XXI века.

 

Софья Икрамова

Клубная культура в России в последние годы ушла в тень. Иногда пробиваются ростки техно-тусовок, но всё это заканчивается разовыми вечеринками на заброшенных заводах, а потом опять погружается в тину. Ни в Москве, ни тем более в Сочи я не вижу какого-то действительно громкого, интересного проекта, хотя пристально слежу за новостями индустрии. Постоянно открываются новые места в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Мадриде. А в России — тишина, будто бабка отшептала.

 

Первый клуб закрытого типа в Сочи

Такая же ситуация царила в Сочи в начале 2000-х. Клубная культура была совершенно не развита. И тут открывается Gallery — первый клуб закрытого типа в городе. Проект мы полностью перевезли из Москвы — с командой, аппаратом, мебелью, барными стойками и картинами. Политика закрытости была намеренно строгой, но на первых порах это было очень важно — так формировалась наша публика и одновременно костяк городской тусовки тех времён. Иногда у входа стояло полгорода, а в клубе было пусто. Жёсткий фейсконтроль был необходим для того, чтобы гости чувствовали себя в «Галерее» абсолютно свободно, не опасаясь пьяных потасовок, разборок и прочих неприятных ситуаций. Такой же политики придерживался открытый позже клуб «Буржуй».

 

 

Фейсконтроль

«Галерея» и «Буржуй» — мои дети. Я их развивала, взращивала, там же тусовалась. И пока я вела эти проекты, у нас никогда не было платного входа на вечеринки. Для хороших клубов вход за деньги — табу. При этом никто не отменял строжайший фейсконтроль. На входе стоял Заяц — крупный парень. Несмотря на грозный вид, очень милый человек. У Зайца был талант — он будто чувствовал, кого можно, а кого нельзя пускать в клуб. Ещё один фейсконтрольщик от бога — Наташа Бидра, крепкая девушка, вся в татухах, работала в «Буржуе». Профессионал своего дела: не раз наблюдала, как она, когда люди не проходили в клуб и негодовали, умудрялась свести негатив на нет, да так, что ей говорили спасибо и спокойно уходили искать счастья в других заведениях.

 

Рассвет хаус-музыки

В 2000-е мы наблюдали рассвет хаус-музыки: что не DJ, то очень интересный продукт. Иногда можно было часами сидеть выбирать, кого заказать на вечеринку. Из звёзд мы привозили Dr Alban и Chrystal Waters. В «Галерее» часто играли московские диджеи, резидентом был Housekeeper. Из привезённых музыкантов у нас регулярно играли DJ Kolya, Фонарь, Полина Сухова. Из сочинских резидентов — Georgi Poliaskas (DJ Ice), а также Base, Prost, Lesha Speedy, Suhov, DJ Юта из Краснодара.

 

 

Первые тематические вечеринки

Gallery стал первым клубом, который начал делать в Сочи тематические вечеринки. За год до открытия я побывала на диджейском фестивале в Италии, посмотрела на опыт лучших зарубежных команд и вернулась домой с багажом самых разных идей. В Сочи мне помогал воплощать их талантливый дизайнер Филипп Василенко, сейчас он живёт в США. Я всегда уделяла и уделяю много внимания оформлению событий: от коктейлей и закусок до инсталляций и костюмов для персонала. Если гости шли на гавайскую вечеринку, они попадали в Гонолулу, если на вечеринку в честь дня Святого Валентина — их встречала армия ангелов с крыльями в пол и огромное сердце в центре танцпола. Самым маленьким ангелом была моя дочь Сара, она танцевала на колонках. Многим сочинским тусовщикам запомнился первый Хэллоуин в «Галерее». Большую половину гостей мы развернули на входе — они пришли без костюмов, а дресс-код был строгим. Люди на ходу сочиняли образы, накладывали грим или, кто жил поближе, ехал домой переодеваться. Ко второму Хэллоуину все подготовились на 100%, а целая компания и вовсе подъехала к клубу в неотложке.

 

Сочинская тусовка

В начале 2000-х в Сочи сложилась самобытная домашняя тусовка. Это была большая дружная семья. Среди нас не было откровенных фриков, времена тогда были другие. Костяк — человек 150. Гости, которые обожали качественную танцевальную музыку, выгуливали свои новые наряды. Среди них была и богема: артисты, музыканты, художники и танцовщики. Также завсегдатаями сочинских клубов были люди из шоу-бизнеса. В «Галерее» зависала Яна Рудковская, в «Буржуе» — «Иванушки», Дибров, основатель журнала «ОМ» Игорь Григорьев.

Евгений Кузин, нынешний участник «Дома-2», в 2000-х служил в армии в Сочи. Как-то он зашёл в «Африканскую деревню». Этот проект открыла моя подруга Яна Скорина. Женя попросил микрофон — попробовать вести шоу-программу. У него это настолько здорово вышло, что в скором времени я уже ехала в военную часть договариваться о том, чтобы его отпускали работать в моих трёх клубах. Так он стал популярным ведущим в «Буржуе», «Колизее» и «Мамбуко».

 

 

Карта тусовщика

Мы постоянно перемещались между разноплановыми клубами — «Галереей», «Посольством Ямайки», «Сеньором Помидором», «Б-52», «Восьмым небом», «Экипажем» и «Волной». Любители музыки потяжелее, кто хотел попасть на лёгкий рейвик или послушать хаус, ехали в «Плюш». Ценители R&B шли в «Ямайку», кому не хватало пафоса и свежего воздуха — отправлялись на веранду «Малибу». Не было обычной злой конкуренции между заведениями. Когда я делала тематические вечеринки и ребята из других клубов подхватывали — это было здорово. Я всегда за развитие, ведь неинтересно тусоваться только у себя в клубе, хочется посидеть где-то ещё.

Gallery находился в подвале LaScala (бутик Яны Рудковской на Парковой, 2), «Буржуй» — в бомбоубежище под сочинским маяком, вход был за «Рисом». Дальше по Орджоникидзе — «Восьмое Небо». За Летним театром — кафе-клуб «Волна», заведение для курортников, но мы очень любили туда заезжать. Там, кстати, играл один из моих любимых диджеев — Лёник из группы «Абры», он до сих пор занимается музыкой и очень много сил вкладывает в развитие нашего города. На торговой галерее на втором этаже было «Посольство Ямайки», чуть ближе к фонтанам — «Б-52» со стеклянной диджейкой. «Колизей» располагался на набережной, рядом с рестораном «Тинькофф» (ныне «Старгород»). Одним из первых клубов, где в Сочи собирались секс-меньшинства, был «Андеграунд», но его быстро прикрыли. В районе луна-парка работала «Лакомка», ещё одним ЛГБТ-шным заведением была «Вишенка», позже открылся «Маяк».

 

 

Рецепт хорошего клуба

Клуб — в первую очередь имиджевая история. От владельца тут нужны мешки денег и амбиции. Человек, который хочет открыть модное место и может в это вложиться, хочет в первую очередь что? Рисануться перед друзьями. Владелец не должен разбираться в музыке, знать, как устроить классную тусовку (за это отвечаю я), но он должен искренне любить веселиться и быть в центре внимания. И, конечно, гордиться своим детищем. Жизненный цикл клуба исчисляется тремя-четырьмя годами. После его необходимо обновлять, переосмысливать концепцию, иначе гости просто перестанут туда ходить. Всё упирается в финансирование, так как вкладываться нужно в каждую деталь, не только в аренду, персонал и музыкантов, но и в оформление любой вечеринки. Патимейкер — тяжёлый труд. От тусовок можно быстро устать, выгореть, если перестараться. Тем не менее, клуб — это практически всегда позитивная работа, эликсир молодости, огромная площадка для нетворкинга и место встречи старых друзей.