Если раньше пешеходов всё больше вытесняли, ставя во главу стола нужды автомобилистов, то сейчас города наоборот минимизируют парковочные зоны и проезжие части в угоду общественным пространствам и паркам. Одним из первых городов, где вплотную занялись созданием пешеходных зон, был Мюнхен, а вслед за ним в 70-х подтянулся французский Руане, задав тон на прогулочные пешеходные зоны всей Франции.
Позже под такие изменения всё чаще стали попадать центральные части исторически сложившихся городов, не приспособленных к автомобильному движению. Поэтому именно там в первую очередь начали образовываться пешеходные улицы и зелёные зоны.
За последние 10 лет «пешеходная» лихорадка настолько разрослась, что дала толчок для появления нового термина «пешеходный город». Это один из ключевых тезисов современного урбанизма, который пророчит динамичное изменение городских пространств, перестройку экономических моделей, а также трансформацию повседневности горожан.
За примерами «пешеходного» переворота далеко ходить не надо. Из последнего — городской совет Барселоны собирается превратить каждую третью улицу в районе Эшампле в пешеходную до 2031 года. 21 улица и 21 перекрёсток района перестроят в небольшие парки и пешеходные зоны общей площадью 33,4 гектара. К счастью, Сочи не стал исключением из новых правил. Мы решили посмотреть, как с такими изменениями справлялись другие города и что же ждёт нас.
Париж
Летом 2002 года левый берег Сены превратился в городской пляж, а в 2006-м эту практику перенял на себя и правый. Но только в 2014 году набережные были полностью отданы пешеходам и велосипедистам на постоянной основе. Вместо автомобильной трассы появились плавучие сады, игровые площадки для детей и закрытые беседки на манер грузовых контейнеров для взрослых. На улице установили огромные колонки, которые играли городское радио или джаз. Дополнили картину городской идиллии места для активных и настольных игр, открытые кино- и театральные показы и спортивные площадки.
На тот момент мэр Парижа Деланоэ яростно сражался за уменьшение количества машин в городе и очень хотел, чтобы у парижан было место, где они могли бы наслаждаться красотой реки и просто получать удовольствие от жизни. К счастью, его преемники продолжили такую политику.
Швеция
В Швеции велопешеходные улицы решили «заполучить», убрав автомобильные парковочные места с помощью самых обычных деревянных парклетов, которые можно возвести за несколько часов. Такая тактика не вызвала гнева автомобилистов (хотя такое и пророчили), а наоборот привела к обоюдному восторгу. Количество пешеходов на улицах увеличилось в пять раз, не говоря уже о том, как от этих нововведений выиграл малый бизнес, на который обрушился этот поток гуляющих. Шведы применили методы тактического урбанизма, но мыслили при этом стратегически, ведь парклеты значительно дешевле, чем «полноценное» общественное пространство с плиткой. Кроме того, их легко демонтировать в случае ухудшения дорожно-транспортной ситуации.
Тбилиси
Но не только в далёкой Европе уделяют внимание пешеходным улицам. Изменения происходили и в двух шагах от нас. Тбилиси уже давно стал Меккой для всех любителей побродить по улочкам и проникнуться аутентичностью грузинской столицы. Но одной аутентичности для туристической привлекательности недостаточно. Бродить ведь хочется по красивым улицам, не уворачиваясь от машин.
Так, в далёком 2016-м состоялась реставрация проспекта Давида Агмашенебели, который начинался у побережья Куры и упирался в стадион «Динамо». Часть проспекта, примыкающая к площади Марджанишвили, в какой-то момент даже получила прозвище «грузинский Париж». Начали эту реставрацию в феврале и закончили уже к сентябрю. Здесь восстановили фасады 47 жилых зданий и обновили коммуникации и дворы. Но самое главное — часть проспекта Агмашенебели стала пешеходной! До сих пор таких больших пешеходных зон в Тбилиси не случалось, была лишь улочка Шардена. Работы велись в рамках проекта мэрии «Новый Тифлис» и стоили около 13 млн долларов. А первая масштабная реставрация пришлась ещё на эпоху Саакашвили.
Сочи
Мы уже насмотрелись на рендеры, закреплённые на заборах возле строительных работ. Кто-то восхищается, кто-то возмущается будущими проектами, но в одном эти два лагеря согласны — пешеходной прогулочной зоны в Сочи ой как не хватает. Все уже устали наматывать круги по бедной Навагинской и хотят лицезреть море в красивом пространстве, не упираясь взглядом в кафе и палатки. Группа компаний «Метрополис» уже реализовала первый этап проекта — реконструкцию морской набережной и пляжа «Ривьера».
Но это, конечно, было только начало. После сноса шашлычного мастодонта — кафе «Ромашка», вокруг которого по ощущениям Сочи строился, — стало понятно, что всё действительно серьёзно, а не сводится к просто красивым картинкам. Так начался второй этап реконструкции набережной «Ривьера». Именно на этом этапе мы наконец сможем воочию увидеть пешеходный мост «Волшебный лист» длиной 50 метров. Мост по диагонали соединит улицу Круизная Гавань и переулок Ривьерский, а мы перестанем делать крюк, пытаясь добраться от «Ривьеры» до «Гранд Марины».
Ещё из прекрасного — вечерняя подсветка, встроенная в напольное покрытие моста, и современное оснащение пандусами для микромобильности и маломобильных граждан.
Мост станет ключевым объединяющим элементом, формирующим прогулочный маршрут от набережной «Ривьера» до пляжа «Маяк». Что касается последнего, то эскизный проект реконструкции территории центральной набережной пляжа «Маяк» — первые и исторически наиболее значимые 500 метров — предполагает прежде всего расширение тела пляжа от существующих трёх до 30 метров. Для двухколёсного транспорта масштабный проект предусматривает не только визуальную красоту, но и безопасное разделение путей движения пешеходов и велосипедистов, которые в нашем городе находятся в достаточно обделённом положении. Проект также примет участие в закрытом международном конкурсе на разработку концепции приморской набережной, где собрались практически все сливки архитектуры и урбанистики.
Из технического задания конкурса понятно, что основным критерием оценки станет насколько тонко и органично удастся соединить в проекте природу, культуру, историю и комфорт человека.