«Мы впечатляем всех концепцией и будущим проектом, а то, что вы видите в итоге, впечатляет вас ещё больше»

Реконструкция набережной «Ривьеры», обновлённый пляж «Маяк», реновация набережной реки Сочи, комплексы «Моравия», «Гранд Каскад» и «Поляна Пик» — неполный список проектов группы компаний «Метрополис». За 15 лет она построила более 225 тысяч кв. м жилья, благоустроила 27 га территорий, высадила 30 тысяч растений и создала 18 тысяч кв. м зелёных насаждений.

Сегодня группа компаний стоит на пороге больших перемен и готова выйти на новый уровень. Первый шаг — ребрендинг и смена названия. О том, что стоит за радикальными изменениями, как меняется Сочи и как продвигаются текущие проекты, мы поговорили с руководительницей «ДЕСО» Анной Невзоровой.

Уже сегодня мы наблюдаем, как стремительно меняется гигантская территория в пойме реки Сочи. Расскажите, что там строится? И когда завершится строительство?

В пойме реки Сочи идёт третий этап реконструкции набережной «Ривьера». В том числе строительство пятизвёздочного отеля «Сочи Lotte». Именно с отелей эта территория когда-то началась. Потом, как многие помнят, всё пришло в упадок, и теперь мы логично возвращаем историю на прежнее место. И хочу подчеркнуть эту параллель: так же как и в начале XX века, когда отель Кавказская Ривьера задал моду на всю курортную архитектуру, на стиль, сервис, и появились санатории, гостиницы, а в советское время, они соревновались друг с другом по своей архитектуре. Сейчас мы именно с этой территории начали эпоху Возрождения курортных комплексов в Сочи.

Само здание будет построено в стилистике постмодерн: малоэтажная архитектура, лёгкие, открытые фасады, максимально курортные оттенки. Над дизайном интерьеров работает «Бюро сестёр Сундуковых». Эти дизайнеры считаются одними из самых топовых отельных дизайнеров мирового уровня. Они создают проект неповторимой утонченности и благородства, близкий по духу русской Ривьере. Одной из главных отличительных черт комплекса станет большой видовой инфинити-бассейн на крыше. Я уверена, что это будет проект, которому нет равных.

 

По реновации набережной реки Сочи также продолжаются работы — всё ли идёт по плану? Приходилось ли вносить какие-то правки по ходу реализации проекта?

Проект реконструкции набережной идёт по плану. Уже визуально видно, что часть работ закончена: высажены растения, вымощены дорожки и тротуары. Мы полностью заменили всю инфраструктуру, инженерные сети, установили детские площадки, малые архитектурные формы, питьевые фонтанчики. В целом если и были какие-то изменения, то по большей части связанные с удобством для людей. Например, изначально по проекту был один питьевой фонтанчик, но мы добавили второй — на детской площадке. Ещё одно изменение коснулось высадки растений на набережной. По проекту высадка планировалась вдоль бордюра, но мы поняли, что людям необходимо подходить к парапетам и смотреть на реку, поэтому перенесли озеленение на противоположную часть тротуара и замостили всю площадку, чтобы было удобнее подходить к реке.

Также мы больше сосредоточились на использовании российских материалов. Например, в облицовке набережной использовали дагестанский камень. Он очень приятный, органичный, буквально светится и отдаёт хорошей теплотой; поставили его, и словно он здесь всегда был.

Пожалуй, доминанта всего проекта реконструкции набережной реки — это мост «Волшебный лист». Конструкция очень изящная, но непростая. Расскажите о технологии возведения моста. Станет ли он новой достопримечательностью города?

Технологически «Волшебный лист» — это навесной мост, который перекинется с берега на берег без дополнительных опор в водном пространстве. Для его возведения мы использовали специальный опорный кран, который держал всю многотонную конструкцию моста и был основной опорой, пока мост висел. Сам мост возводили специальными сегментами, и кран зашёл в тот момент, когда смонтировали половину моста и конструкции была необходима какая-то поддержка. По плану, мост должен открыться в 2024 году. Мы стараемся идти с опережением графика, но для нас важны безопасность и качество, поэтому всё делаем с учётом технических требований, проводим испытания.

Станет ли мост новой достопримечательностью города? Мне кажется, этот вопрос можно снимать. Конечно станет! Плюс мост свяжет две популярные набережные: Центральную, со стороны «Гранд Марины» и Морского порта, и обновлённую «Ривьеру» — получится такая гармоничная непрерывная пешеходная история.

 

Ещё одна долгожданная городская премьера — это сквер «Стерео». Рендеры всех впечатлили. Реальные результаты будут такими же выразительными? На каком этапе сейчас работы?

Любой наш проект делается по такому плану: мы впечатляем всех концепцией, а то, что вы видите потом в итоге, впечатляет вас ещё больше. Потому что мы всегда решаем сверхзадачи, которые даже не были заявлены изначально. И в сквере всех тоже ждёт небольшой сюрприз.

До открытия «Стерео» остаются буквально считаные дни — к концу октября мы завершим все работы. Сейчас закончен монтаж инженерных сетей, начинаются высадки растений, обновляются ливнёвки, продолжается мощение, практически готовы водоёмы. Мы отошли от неудобной тактильной плитки, об которую спотыкаются даже здоровые люди, не говоря уже о слабовидящих, и использовали инновационную плитку для маломобильных граждан — применили новые технологии там, где это эстетично, удобно и понятно слабовидящим людям. Будет и отсыл к истории, к Островскому памятник которому является центром сквера, — считаю, что его цитаты не устареют никогда, и мы их делаем частью дизайна. Также люди смогут узнать, какие растения там растут, по табличкам. Там можно будет и отдохнуть, и напитаться силой природы.

 

Перенесёмся в горы. Недавно завершилось масштабное анкетирование о смыслах и идентичности посёлка Красная Поляна. Помогли ли его результаты при выборе стилистики будущего въездного знака посёлка?

Нами была инициирована большая исследовательская работа — специалисты института урбанистики «Импульс Сочи» во главе со Святом Муруновым выявили смыслы и подняли большие пласты истории, изучены результаты опроса по Красной Поляне. В нём приняло участие свыше 100 человек. Мы распространяли его очень широко, но, как обычно, на вопросы отвечают только те, у кого активная гражданская позиция, неравнодушие и, наверное, настоящая, а не потребительская любовь к Поляне. В результате и выявлена потребность в смене знака.

И сейчас, после изучения всех данных, мы с коллегами пришли к выводу, что необходимо объявить творческий конкурс на создание въездного знака. Пусть дизайнеры и общественность дадут возможность жителям определить будущий символ посёлка, выразить его идентичность, его характер и черты жизни жителей, присущие только этому месту. Конкурс будет публичный, открытый и позволит через участие всех заинтересованных выявить наилучший результат.

При выборе дизайн-кода Красной Поляны были ли ориентиры на какой-то мировой опыт — возможно, принимались за основу примеры оформления европейских горнолыжных курортов?

Конечно, любой горнолыжный курорт уникален, но в то же время все они чем-то похожи друг на друга. И Красная Поляна изначально задумывалась как место, которое войдёт в дружную семью горнолыжных курортов мира со схожей, где-то даже идентичной стилистикой. Потому что именно стилистика определяет настроение людей. Попадая в определённую архитектурную стилистику, атмосферу, люди понимают, что они на горнолыжном курорте. Уже есть отличное предложение от нашего известного архитектора Красовского, который проработал уникальный краснополянский стиль шале, непохожий на альпийские или другие курорты.

Но мы с вами должны понимать, что дизайн-код — это не только архитектура, но вся среда посёлка: малые архитектурные формы, входные группы, пункты сборы отходов, ограждения и многое другое, те детали, за которые мы и будем ценить посёлок. Важно, что принципы оформления можно внести в нормативные документы, чтобы далее всё, что появляется, от торговых точек до новых отелей, было подчинено дизайн-коду, не нарушало его и чтобы этот особенный стиль сохранялся.

 

Пешеходный маршрут, который соединит курорты Красной Поляны, — тоже ваш проект. Расскажите, как продвигаются дела в этом направлении.

Пешеходный маршрут — так получилось, что в олимпийскую стройку он не был реализован, о жителях и туристах, которые хотели бы передвигаться между посёлками пешком, не подумали. Много лет эта проблема существовала на поверхности, но почему её никто не поднимал — мне непонятно. А пришли мы и сразу начали искать решение. Мы разработали траекторию, по которой можно соединить Красную Поляну и туристическую зону посёлка Эстосадок в единое целое, объединить все курорты. И не просто соединить тротуаром и велодорожкой, а сделать зоны активности и отдыха — обустроить полянки, где люди могут замедлиться, полюбоваться природой, приятно провести время. Открыть маршрут планируем к юбилею Олимпиады — к 2024 году.

 

Город в целом сейчас очень меняется. Обновлённая городская среда Сочи — какой она должна быть?

Сочи должен снова стать курортным городом с очень благоприятной средой, чтобы люди могли почувствовать всё богатство местной природы: с реками, морем, воздухом, субтропической растительностью и бальнеологией. Скверы, парки, променады, набережные и курортная недвижимость в том числе — всё должно быть подчинено этой главной цели. В наших проектах мы всегда выводим на первый план курортную, природную составляющую. Но помимо визуального наполнения, конечно, нужны правильные материалы: удобные в использовании, достаточно долговечные, органичные и гармоничные, которые дополняют природную красоту, а не идут с ней вразрез.

Эпоха стихийной точечной застройки уходит и в городе реализуются только проекты комплексного развития и наша компания первая пошла по этому пути в Сочи, впрочем, мы привыкли быть первопроходцами.

Все новые комплексы, которые сейчас появляются в Сочи, уже учитывают архитектурные особенности города, необходимость компенсационного озеленения.

Собственно, поэтому у компании идёт большой ребрендинг? Что изменится? Помимо визуального наполнения, вы планируете как-то сменить и общую философию компании?

Мы поняли, что за 15 лет накопили достаточно большой портфель проектов и готовы перейти на новый уровень. Мы с благодарностью оставляем в прошлом «Метрополис» и, опираясь на свой опыт и свои результаты, двигаемся дальше. Поэтому и появилось новое имя — нам хотелось, чтобы оно было уникальным и отражало нашу деятельность в Сочи. В итоге название родилось само по себе: «ДЕСО» — Девелопер Сочи — по первым двум буквам каждого слова. Это отвечает нашей философии: мы любим Сочи, занимаемся его развитием, полностью отдаёмся этому процессу и делаем всё для наших будущих поколений.

Но ребрендинг — это не только смена имени, это ещё и качественное расширение, новая миссия. Наша главная задача — многогранное развитие Сочи и преображение городской среды. И новое название отражает не только визуальные изменения, но и новую концепцию позиционирования. У нас высокие, исключительные требования к проектам, есть понимание того, что мы хотим получить от них в будущем, как ими управлять, какие там должны оказываться услуги и на каком уровне. И всё это мы готовы делать самостоятельно.

Поэтому в экосистему «ДЕСО» войдут четыре направления: «Проект» — строительство жилой коммерческой и гостиничной недвижимости; «Метры» — продажа недвижимости; «Среда» — комплексное благоустройство и развитие территорий; «Курорт» — управление жилыми и гостиничными комплексами. На основе этой экосистемы мы будет создавать город будущего, новый стиль жизни и через знаковые проекты возрождать курортный образ Сочи.