Как раньше выглядел аэропорт Сочи

Аэропорт Сочи

Компания «Базэл Аэро» регулярно отчитывается о рекордных показателях пассажиропотока в аэропорту Сочи. Значительные цифры говорят о масштабе сооружения и качестве его работы, но за всем этим массивом сложно увидеть маленькую грунтовую взлетно-посадочную полосу, которую построили 7 тысяч сочинских стариков и женщин в 1941 году.

SCAPP снова отправляется в складки истории и разбирает, с чего начинался один из крупнейших аэропортов России.

 

Аэропорт

в центре Сочи
Первое деревянное здание аэропорта Сочи

Первое деревянное здание аэропорта Сочи

 

Аэропорт Сочи находится в Адлерском районе, что иногда вызывает определенную путаницу среди прилетающих туристов, атакующих информационные стойки с вопросом, почему Адлер, я же брал билеты до «Сочей». Интересно, что 80 лет назад такого случиться не могло: тогда аэропорт находился в центре города, на правом берегу реки Сочи.

12 февраля 1929 года Сочинский райисполком рассмотрел вопрос «О строительстве аэропорта в городе Сочи», под который сразу же выделили 25 гектаров. В конце года аэропорт был готов: километровая грунтовая взлетно-посадочная полоса и двухэтажный деревянный аэровокзал, на месте которого теперь стоит дом №16 по улице Гагарина. Строительство велось под руководством бывшего летчика и участника гражданской войны Михаила Водкина.

 

  • В качестве навигации применяли самые обычные средства: для определения направления ветра использовался полосатый полотняный конус, расположенный на крыше вокзала, а для идентификации точки посадки — 15-метровый белый круг в центре летного поля

 

Михаил Водкин Сочи

Михаил Водкин на строительстве аэродрома

 

Новое здание

аэровокзала
Посадка пассажиров в Р-5 Аэропорт Сочи

Посадка пассажиров в Р-5

 

Первый рейс из Тифлиса в аэропорт Сочи. 1933 год

Первый рейс из Тифлиса. 1933 год

 

Вылет рейса в Сухуми из аэропорта Сочи

Вылет в Сухуми

 

Открытие нового здания аэропорта Сочи

Праздник в честь открытия нового здания аэропорта Сочи

 

1935 год. На месте ненадежной деревянной конструкции построили новый, более вместительный аэровокзал с фасадом, выходящим на Красноармейскую. Также на площади перед входом установили две скульптуры пилотов с парашютными ранцами.

 

  • В послевоенные годы здание аэровокзала переоборудовали в станцию скорой медицинской помощи

 

На тот момент в Сочи летали из Москвы, Ростова-на-Дону, Харькова, Сухуми и Тифлиса, используя одномоторные самолеты Р-5, максимальная скорость которых составляла 180-225 км/ч и более медлительные модели: Ш-2, У-2 и Р-1.

 

Новый

аэропорт
Аэропорт Сочи Снимок с немецкого самолета-разведчика

Строительство аэропорта в Адлере. Снимок с немецкого самолета-разведчика

 

В связи с активным развитием курорта, городу потребовался новый аэропорт, так как старый уже не мог отвечать современным требованиям авиации, а тут еще и начинается война. Вариант модернизации существующего отпал сразу, так как по новым требованиям площадь аэропорта должна быть не меньше 100 гектаров.

8 июля 1941 года состоялась знаменательная встреча председателя горсовета Алексея Федоровича Белоуса и ведущего инженера Шевкуненко Ивана Гавриловича.

 

Белоус: «Будем строить в Адлере аэропорт»

Шевкуненко: «Когда начинаем?»

Белоус: «Завтра! Срок — два месяца»

Говорят, Шевкуненко на время онемел, но возражений не высказал. На следующий день он уже осматривал место для нового аэродрома: земли ликвидированного семеноводческого совхоза «Черноморец». Заброшенные 100 гектаров не могли похвастаться подходящим рельефом: бурьян, дикие заросли и небольшие болотца. Жара (+48°), разгоравшаяся война и отсутствие рабочей силы (большинство трудоспособных мужчин ушли на фронт) — все было против масштабной стройки, но мотивационные речи, общий враг в виде фашистов и 7 000 женщин и стариков сделали невозможное. Грунтовая взлетно-посадочная полоса, одноэтажное здание штаба (20 м²), стоянки для самолетов — и все это за 50 дней, что означало перевыполнение плана.

24 июля в аэропорте приземлился первый самолет — У-2, прилетевший из Краснодара.

1 сентября аэропорт принял первый боевой самолет ВВС Черноморского флота. В дальнейшем здесь базировались полки 5-й воздушной армии и ряд других частей ВВС Закавказского фронта.

 

Послевоенное

время
Первый ИЛ-18 в Адлере. Сентябрь 1959 года

Первый ИЛ-18 в Адлере. Сентябрь 1959 года

 

Вертолетное сообщение аэропорта с городом Сочи

Вертолетное сообщение аэропорта с городом

 

Аэропорт Сочи Аэропорт Сочи Аэропорт Сочи Аэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт Сочи

 

Аэропорт Сочи официально получил статус «аэропорта» 23 ноября 1945 года приказу № 236 Главного Управления гражданского воздушного Флота. Также аэропорт Адлер (тогда еще Адлер) был признан пригодным для полетов и обслуживания скоростных самолетов Ли-2 и Ил-12.

В 1946 году аэропорт на правом берегу реки Сочи закрыт, а вся его материально-техническая база перенесена в аэропорт Адлер.

 

  • В 1946 году полеты осуществлялись в 6 городов страны
  • В 1946 году было отправлено около 17 000 пассажиров
  • В первые годы после войны командная радиостанция работала только в дневное время

 

В 1948 году территория аэропорта в центре Сочи передана на баланс города для строительства жилых домов.

 

Футбольные поля на месте первого аэропорта Сочи. 1947 год

Футбольные поля на месте первого аэропорта Сочи. 1947 год

 

Из-за растущего спроса в 1948 году возводится дополнительное здание аэровокзала, а в 1956 — еще одно.

 

  • В 1957 году было отправлено около 35 000 пассажиров
  • В 1959 году создано вертолетное подразделение для связи с горными поселками Красная Поляна и Аибга
  • В 1959 году аэропорт впервые принял Ил-18

 

Аэропорт

в эпоху застоя

Аэропорт Сочи

Аэропорт Сочи

Никита Сергеевич Хрущев прилетел в Адлер

 

Никита Сергеевич Хрущев в аэропорту Адлера. 1960 год

Никита Сергеевич Хрущев в аэропорту Адлера. 1960 год

 

Диспетчерская Аэропорта Сочи 1969 год

Диспетчерская. 1969 год

 

Аэровокзал Сочи. 1971 год

Аэровокзал. 1971 год

 

 

Здание аэровокзала Сочи 1948 года

Здание аэровокзала Сочи 1948 года

 

Аэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт Сочи

Здание аэровокзала Сочи 1956 года

Здание аэровокзала Сочи 1956 года

 

Аэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт Сочи

 

Эпоха «развитого социализма» не слишком сильно отразилась на Сочи. Самый популярный советский курорт привлекал все больше и больше туристов, что сказывалось на пассажиропотоке аэропорта. Поэтому аэровокзалу требовалась постоянная модификация. В итоге с 1964 по 1983 годы было построено: три пассажирских павильона, гостиница на 200 мест, багажный павильон, радионавигационные и посадочные системы. Также в 1964 году стартовали первые международные рейсы: Сочи-Берлин, Сочи-Прага и Сочи-Варна. В 1981 году их стало еще больше.

 

  • В 1961 году аэропорт впервые принял Ту-134
  • В 1965 году было отправлено более 902 000 пассажиров

 

Качество работы сочинского аэропорта отметили в 1966 году, наградив его орденом Трудового Красного Знамени.

В 1967 году аэропорт Адлер переименовали в более привычный нам аэропорт Сочи. А если официально, то в «Аэропорт Сочи Северо-Кавказского управления гражданской авиации».

 

Снова новый

аэропорт
Аэропорт Сочи

Строительство нового аэропорта. 1989 год

 

Аэропорт Сочи5

 

Когда пассажиропоток стал приближаться к отметке в 2 млн, пришло понимание, что никакие реконструкции уже не помогут, поэтому было решено построить новый современный аэровокзальный комплекс. Подрядчиком стала словенская фирма SCT-International, которая в октябре 1989 года начала возводить новый аэропорт недалеко от действующего. К концу 1991 года объект был готов на 90%, что съело $110 млн бюджетных средств. В этот момент рушится Советский Союз, а вместе с ним и стройка. Объект забросили и забыли все, кроме местных бомжей, нашедших себе новое пристанище.

 

Аэропорт Сочи

Аэропорт Сочи

Начало 2000-х

 

Аэропорт Сочи

Природа начинает забирать аэропорт. 2001 год

 

В декабре 2003 года, после долгих переговоров, контракт с компанией SCT-International расторгается и недостроенный аэропорт падает на баланс к правительству РФ. После этого был сделан громкий прогноз, что аэровокзал достроят к концу 2005 года и все будет прекрасно.

 

Аэропорт Сочи 2006 год

2006 год

 

Аэропорт Сочи

13 июня 2006 года

 

Аэропорт Сочи

Декабрь 2006 года

 

В 2006 году правительство выставляет недострой на аукцион, который выигрывает компания «Стратегия ЮГ» (совладелец — Олег Дерипаска), заплатившая 5,5 млрд рублей. Начинается долгожданная разморозка стройки, которую Олег Дерипаска отдал сербской строительной компании «Путеви Ужице». В этом же году мэр Сочи Виктор Колодяжный проверил начинания сербов и заявил, что новый аэропорт будет открыт 18 февраля 2007 года — к дате приезда комиссии Международного Олимпийского комитета.

 

Мужик сказал — мужик сделал. 18 февраля 2007 года, нагнав в недостроенный аэропорт таксистов, продавцов цветов и работников бюджетной сферы, Виктор Колодяжный разыграл настоящее представление, организовав псевдо-открытие аэропорта. Прилетевшую комиссию встретили, спешно проводили до транспорта через снующих туда-сюда бюджетников и увезли показывать более реальные объекты.

 

Аэропорт Сочи

2007 год

 

Тем временем аэропорт продолжают реанимировать: для ускорения процесса, в 2008 году, к реконструкции подключились австрийцы (Strabag) и турки (Renaissance Construction).

16 сентября 2010 года аэровокзальный комплекс Международного аэропорта Сочи площадью 62 000 м² официально открыли, спустя 21 год после начала строительства. Реконструкция на этом не закончилась и продолжалась вплоть до 2013 года, чтобы удовлетворить олимпийские потребности.

 

Аэропорт Сочи

2010 год

 

Аэропорт Сочи

2011 год

 

  • В 1990 году было отправлено 2,3 млн пассажиров
  • В 1993 году аэропорт впервые принял Боинг-737, а в 2013 — Боинг-777
  • В 2012 году было отправлено 2,1 млн пассажиров
  • В 2013 году было отправлено 2,4 млн пассажиров
  • В 2014 году было отправлено 3,1 млн пассажиров
  • В 2015 году планируется перевезти более 4 млн пассажиров

 

15 февраля 2012 года в аэропорту запустили «Аэроэкспресс» (сейчас заменен на «Ласточку»). Также под Олимпиаду аэропорт Сочи обзавелся солнечными батареями, телетрапами, посадочной галереей (длина 420 метров) и VIP-терминалом площадью 4 000 м², что позволяет обслуживать до 2 500 пассажиров в час.

 

Аэропорт Сочи Аэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт СочиАэропорт Сочи

Аэропорт Сочи

Запуск аэрокспресса в аэропорту Сочи

 

Аэропорт Сочи

Новый Контрольно-диспетчерский пункт

 

Аэропорт Сочи

Аварийно-спасательная станция

 

Аэропорт Сочи

VIP-терминал Аэропорт Сочи

VIP-терминал

 

VIP-терминал Аэропорт СочиАэропорт Сочи Аэропорт Сочи

 

Фото: sochived.info, blogsochi.ru, privetsochi.ru, sovsport.ru, fotoserg.livejournal.com, bescker.livejournal.com, new.bescker.ru, ree4.livejournal.com, sochi-express.ru, gaz21volga.com, agaa.ru, pastvu.com

1 комментарий

  • Последнее время все больше информации в интернете про Сочинский аэропорт. А ведь действительно аэропорт с с насыщенной событиями историей. Такие инфраструктурные объекты имеют важное значение не только для развития региона, а и государства в целом. Отсутствие современного аэропорта приводит к оттоку инвестиций. Заморозка же его строительства свидетельствует про негативные тенденции в экономике. Покупка недостроя компанией, совладельцем которой является Олег Дерипаска, фактически дала новую жизнь аэропорту.

Комментирование закрыто