Компания «Базэл Аэро» регулярно отчитывается о рекордных показателях пассажиропотока в аэропорту Сочи. Значительные цифры говорят о масштабе сооружения и качестве его работы, но за всем этим массивом сложно увидеть маленькую грунтовую взлетно-посадочную полосу, которую построили 7 тысяч сочинских стариков и женщин в 1941 году.
SCAPP снова отправляется в складки истории и разбирает, с чего начинался один из крупнейших аэропортов России.
Аэропорт
в центре Сочи
Аэропорт Сочи находится в Адлерском районе, что иногда вызывает определенную путаницу среди прилетающих туристов, атакующих информационные стойки с вопросом, почему Адлер, я же брал билеты до «Сочей». Интересно, что 80 лет назад такого случиться не могло: тогда аэропорт находился в центре города, на правом берегу реки Сочи.
12 февраля 1929 года Сочинский райисполком рассмотрел вопрос «О строительстве аэропорта в городе Сочи», под который сразу же выделили 25 гектаров. В конце года аэропорт был готов: километровая грунтовая взлетно-посадочная полоса и двухэтажный деревянный аэровокзал, на месте которого теперь стоит дом №16 по улице Гагарина. Строительство велось под руководством бывшего летчика и участника гражданской войны Михаила Водкина.
- В качестве навигации применяли самые обычные средства: для определения направления ветра использовался полосатый полотняный конус, расположенный на крыше вокзала, а для идентификации точки посадки — 15-метровый белый круг в центре летного поля
Новое здание
аэровокзала
1935 год. На месте ненадежной деревянной конструкции построили новый, более вместительный аэровокзал с фасадом, выходящим на Красноармейскую. Также на площади перед входом установили две скульптуры пилотов с парашютными ранцами.
- В послевоенные годы здание аэровокзала переоборудовали в станцию скорой медицинской помощи
На тот момент в Сочи летали из Москвы, Ростова-на-Дону, Харькова, Сухуми и Тифлиса, используя одномоторные самолеты Р-5, максимальная скорость которых составляла 180-225 км/ч и более медлительные модели: Ш-2, У-2 и Р-1.
Новый
аэропорт
В связи с активным развитием курорта, городу потребовался новый аэропорт, так как старый уже не мог отвечать современным требованиям авиации, а тут еще и начинается война. Вариант модернизации существующего отпал сразу, так как по новым требованиям площадь аэропорта должна быть не меньше 100 гектаров.
8 июля 1941 года состоялась знаменательная встреча председателя горсовета Алексея Федоровича Белоуса и ведущего инженера Шевкуненко Ивана Гавриловича.
Шевкуненко: «Когда начинаем?»
Белоус: «Завтра! Срок — два месяца»
Говорят, Шевкуненко на время онемел, но возражений не высказал. На следующий день он уже осматривал место для нового аэродрома: земли ликвидированного семеноводческого совхоза «Черноморец». Заброшенные 100 гектаров не могли похвастаться подходящим рельефом: бурьян, дикие заросли и небольшие болотца. Жара (+48°), разгоравшаяся война и отсутствие рабочей силы (большинство трудоспособных мужчин ушли на фронт) — все было против масштабной стройки, но мотивационные речи, общий враг в виде фашистов и 7 000 женщин и стариков сделали невозможное. Грунтовая взлетно-посадочная полоса, одноэтажное здание штаба (20 м²), стоянки для самолетов — и все это за 50 дней, что означало перевыполнение плана.
24 июля в аэропорте приземлился первый самолет — У-2, прилетевший из Краснодара.
1 сентября аэропорт принял первый боевой самолет ВВС Черноморского флота. В дальнейшем здесь базировались полки 5-й воздушной армии и ряд других частей ВВС Закавказского фронта.
Послевоенное
время
Аэропорт Сочи официально получил статус «аэропорта» 23 ноября 1945 года приказу № 236 Главного Управления гражданского воздушного Флота. Также аэропорт Адлер (тогда еще Адлер) был признан пригодным для полетов и обслуживания скоростных самолетов Ли-2 и Ил-12.
В 1946 году аэропорт на правом берегу реки Сочи закрыт, а вся его материально-техническая база перенесена в аэропорт Адлер.
- В 1946 году полеты осуществлялись в 6 городов страны
- В 1946 году было отправлено около 17 000 пассажиров
- В первые годы после войны командная радиостанция работала только в дневное время
В 1948 году территория аэропорта в центре Сочи передана на баланс города для строительства жилых домов.
Из-за растущего спроса в 1948 году возводится дополнительное здание аэровокзала, а в 1956 — еще одно.
- В 1957 году было отправлено около 35 000 пассажиров
- В 1959 году создано вертолетное подразделение для связи с горными поселками Красная Поляна и Аибга
- В 1959 году аэропорт впервые принял Ил-18
Аэропорт
в эпоху застоя
Эпоха «развитого социализма» не слишком сильно отразилась на Сочи. Самый популярный советский курорт привлекал все больше и больше туристов, что сказывалось на пассажиропотоке аэропорта. Поэтому аэровокзалу требовалась постоянная модификация. В итоге с 1964 по 1983 годы было построено: три пассажирских павильона, гостиница на 200 мест, багажный павильон, радионавигационные и посадочные системы. Также в 1964 году стартовали первые международные рейсы: Сочи-Берлин, Сочи-Прага и Сочи-Варна. В 1981 году их стало еще больше.
- В 1961 году аэропорт впервые принял Ту-134
- В 1965 году было отправлено более 902 000 пассажиров
Качество работы сочинского аэропорта отметили в 1966 году, наградив его орденом Трудового Красного Знамени.
В 1967 году аэропорт Адлер переименовали в более привычный нам аэропорт Сочи. А если официально, то в «Аэропорт Сочи Северо-Кавказского управления гражданской авиации».
Снова новый
аэропорт
Когда пассажиропоток стал приближаться к отметке в 2 млн, пришло понимание, что никакие реконструкции уже не помогут, поэтому было решено построить новый современный аэровокзальный комплекс. Подрядчиком стала словенская фирма SCT-International, которая в октябре 1989 года начала возводить новый аэропорт недалеко от действующего. К концу 1991 года объект был готов на 90%, что съело $110 млн бюджетных средств. В этот момент рушится Советский Союз, а вместе с ним и стройка. Объект забросили и забыли все, кроме местных бомжей, нашедших себе новое пристанище.
В декабре 2003 года, после долгих переговоров, контракт с компанией SCT-International расторгается и недостроенный аэропорт падает на баланс к правительству РФ. После этого был сделан громкий прогноз, что аэровокзал достроят к концу 2005 года и все будет прекрасно.
В 2006 году правительство выставляет недострой на аукцион, который выигрывает компания «Стратегия ЮГ» (совладелец — Олег Дерипаска), заплатившая 5,5 млрд рублей. Начинается долгожданная разморозка стройки, которую Олег Дерипаска отдал сербской строительной компании «Путеви Ужице». В этом же году мэр Сочи Виктор Колодяжный проверил начинания сербов и заявил, что новый аэропорт будет открыт 18 февраля 2007 года — к дате приезда комиссии Международного Олимпийского комитета.
Тем временем аэропорт продолжают реанимировать: для ускорения процесса, в 2008 году, к реконструкции подключились австрийцы (Strabag) и турки (Renaissance Construction).
16 сентября 2010 года аэровокзальный комплекс Международного аэропорта Сочи площадью 62 000 м² официально открыли, спустя 21 год после начала строительства. Реконструкция на этом не закончилась и продолжалась вплоть до 2013 года, чтобы удовлетворить олимпийские потребности.
- В 1990 году было отправлено 2,3 млн пассажиров
- В 1993 году аэропорт впервые принял Боинг-737, а в 2013 — Боинг-777
- В 2012 году было отправлено 2,1 млн пассажиров
- В 2013 году было отправлено 2,4 млн пассажиров
- В 2014 году было отправлено 3,1 млн пассажиров
- В 2015 году планируется перевезти более 4 млн пассажиров
15 февраля 2012 года в аэропорту запустили «Аэроэкспресс» (сейчас заменен на «Ласточку»). Также под Олимпиаду аэропорт Сочи обзавелся солнечными батареями, телетрапами, посадочной галереей (длина 420 метров) и VIP-терминалом площадью 4 000 м², что позволяет обслуживать до 2 500 пассажиров в час.
Фото: sochived.info, blogsochi.ru, privetsochi.ru, sovsport.ru, fotoserg.livejournal.com, bescker.livejournal.com, new.bescker.ru, ree4.livejournal.com, sochi-express.ru, gaz21volga.com, agaa.ru, pastvu.com
Последнее время все больше информации в интернете про Сочинский аэропорт. А ведь действительно аэропорт с с насыщенной событиями историей. Такие инфраструктурные объекты имеют важное значение не только для развития региона, а и государства в целом. Отсутствие современного аэропорта приводит к оттоку инвестиций. Заморозка же его строительства свидетельствует про негативные тенденции в экономике. Покупка недостроя компанией, совладельцем которой является Олег Дерипаска, фактически дала новую жизнь аэропорту.