Как выживает локальный бизнес в Сочи

Утром 24 февраля жизнь практически каждого из нас изменилась. Масштаб последствий сейчас не могут оценить даже самые лучшие эксперты (от политических до экономических). Но ощущаться новая реальность начала буквально с первого дня. Мы поговорили с основателями локальных проектов о том, как на них уже сказалось происходящее. Задали им следующие вопросы:

  • Как на вас уже повлияла текущая ситуация? 

Насколько вы зависели от поставок из-за рубежа и от курса доллара?
  • Есть ли аналоги на российском рынке?
  • Насколько уже изменилась стоимость производства и ценник при реализации вашей продукции и насколько изменится в будущем?
  • Как сказалась блокировка инстаграма*?
  • Как оцениваете свои перспективы?

 

Мы не стали разделять информацию на формат вопрос-ответ, а дали её в виде истории. Осторожно, очень много не самой приятной информации.

Yogurt Shop
Анна Литвинова

Нам с 1 марта подняли цены абсолютно все поставщики. Стоимость крышек и заквасок (у нас она привязана к курсу евро) выросла больше чем на 75%. Коровье молоко — на 20%, кокосовое молоко — на 70%, джемы — на 40%, семена чиа — на 35%. Мы не успели подготовиться, складских запасов у нас нет, поэтому пришлось закупать уже всё по новым ценам. С чем-то вышло особенно сложно. Например, кокосовое молоко, цена на которое буквально взлетела (и вообще неизвестно, будет ли оно и вовсе поставляться). В качестве альтернативы мы проработали йогурт на соевом и миндальном молоке. Их цена осталась пока ещё на уровне кокосового до повышения, но что дальше будет тоже не известно. Также подорожала упаковка: стекло и крафт. Если что-то станет в дефиците, будем искать альтернативы или менять.

Но самое тонкое место — это закваски. Они у нас из Италии, Франции и Дании. Запас у нас есть на три месяца, дальше придётся что-то придумывать. В России заквасок подобного качества я не знаю, но если совсем будет не вариант провезти, придётся менять.

Конечно же, нам пришлось поднять цены, иначе наша юнит-экономика не сойдётся. Но основные партнёры — «Перекрёсток», «Магнит», «Табрис», OZON — не принимают это повышение. Ссылаются на свои правила по максимальному росту стоимости. Поэтому нам пришлось очень сильно ужимать свою маржу, и боюсь, что для нас это может стать критичным.

С блокировкой инстаграма* мы, как и многие, лишились основного рекламного инструмента. Планируем подключать рекламу в VK, создали телеграм-канал. Контекстную рекламу тоже не списываем со счетов.

Других вариантов у нас нет — либо адаптироваться, либо закрываться.

yogurtshop.online

Обжарка кофе Second Wave Roasters
Станислав Красиков

Сразу же появились небольшие сложности с оборудованием, так как мой техник — парень из Украины. Если что-то с оборудованием случится, то придётся разбираться самому. К тому же, все запчасти производятся не в России.

Сырьё на все сто зависит от курса доллара. Аналогов в России очевидно нет. Пришлось заморозить покупку зерна на два — три месяца, пока не спадёт ажиотаж из-за очень высокой волатильности курсовой разницы. Только тогда будет понятна стоимость зерна. Конечно, подорожает, но насколько — вопрос. Сейчас же стоимость производства увеличилась на 40% относительно сырья, а продукция подорожала на 20%.

Блокировка инстаграма* сказалась не так сильно. Повезло, что занимался и другими рекламными площадками. Тяжело скорее эмоционально. Надеюсь, что рынок перестроится и появятся новые варианты развития и продвижения. Но пока могу сказать, что в марте продажи зерна даже немного выросли.

secondwaveroasters.com

Кондитерская Madama Cake
Анна Прядко

Сразу же упал весь наш рынок. Пришлось закрывать несладкое направление кухни. Со сладким ситуация не легче: все основные ингредиенты — шоколад, миндальная мука, какао, пюре — выросли в два раза и больше. Аналогов на российском рынке просто нет. Да, пока мы можем сохранять цены на прежнем уровне, но это временно. Повышение неминуемо. Пострадали мы и от блокировки инстаграма* — это был основной канал продаж. Статистика просела мгновенно.

Будем бороться за наш проект до последнего. Но если всё окончательно рухнем, уедем из страны туда, где ждут и ценят талантливых.

tg@madamacake

Студия керамики Tetriflat
Катерина Грань

Текущая ситуация на нас отразилась уже в самый первый день военной спецоперации. Все поставщики сразу закрыли продажи. А те, кто открыл после, продавали материалы в три раза дороже привычного. Гарантии того, что поставки будут стабильны, никто не давал. Многие не понимали, что происходит вообще. Производители масс и глазури не объявляли нам никаких, конечно, санкций — проблемы сейчас больше в логистике и в расчётах между российскими и иностранными компаниями. Более 80% материалов в моём производстве — это Испания и Германия. А вот плечевые массы мы покупали у завода, расположенного в городе Славянск на Донбассе. Разумеется, поставки оттуда тоже прекратились. К счастью, у меня были запасы сырья на два — три месяца вперёд, но что делать дальше — непонятно. Все керамисты работают сейчас на остатках. Ещё один вариант — это скупать печи, гончарные круги и остатки масс, глазури у ребят, что сейчас массово уезжают из России и продают своё.

С аналогами на российском рынке сложнее. С глазурью проблем нет: в России есть три маленьких производства. Но они и раньше были дороже импортных. А вот массу в России не найти. Да, её можно готовить самостоятельно, но для этого нужно дорогостоящее оборудование и отдельное помещение под сырьё (оно в России есть), потому что его можно закупить только от тонны. А ещё нужен технолог, который будет делать все эти замесы, увеличенный штат сотрудников — в общем, маленький такой заводик по производству масс. Я, конечно, думаю в эту сторону, но нужны большие средства.

Так как запасы сырья у меня были, цены я пока не повышаю. Но, очевидно, что это неизбежно. Чтобы не отпугнуть покупателей, буду повышать постепенно. Своей аудиторией я очень дорожу. Когда всё началось, я написала в соцсетях: «Делайте, пожалуйста, покупки, сейчас очень нужна ваша поддержка». И мне за день пришло где-то 50 заказов — это очень круто. Блокировка инстаграма* пока не сильно сказалась. Да, у меня оттуда приходит 95% заказов, но все установили VPN. Хотя я на всякий случай завела группу в ВК — там, правда, пока не более 1 000 подписчиков.

Сейчас моя задача не заработать, а просто продержаться на плаву, не закрывать студию, иметь возможность выплачивать зарплату сотрудникам. Сделаю всё возможное, чтобы мой проект, в который я вложила пять лет трудов, кучу сил не закончился.

tetriflat.ru

Бренд одежды KUDADI
Диана

После 24 февраля каждое утро у меня начинается с поиска тканей. В половине случаев после заказа мне звонят и говорят, что ткань либо закончилась, либо цена на неё выросла в два — три раза. Пока все скупали сахар, я охотилась за смягчённым льном для наших рубашек и неделю не могла найти его в белом цвете нужной плотности. Всю ткань мы закупаем за границей. Фурнитура оттуда же. Например, лён у нас белорусский, шерсть итальянская, трикотаж турецкий, а все экологичные ткани (такие как крапива, кукуруза, конопля) из Китая. Расчёт почти со всеми в долларах, цена на ткань напрямую зависит от курса. С Китая мы ткань закупаем в юанях, но курс юаня по отношению к рублю тоже вырос.

В России же с производством тканей всё очень грустно. Из подходящих нам есть лён, но он сильно уступает по качеству белорусскому. Я сейчас активно ищу аналоги, но пока безрезультатно. Это либо неактуальные расцветки, либо плохое качество, либо просто нет в наличии нужного нам артикула.

Многие знакомые говорят, что сейчас расцвет для малого бизнеса в России. Но я уже устала им объяснять, что так как выросли в цене ткани, то рост цен и на готовую продукцию неизбежен. А из-за того, что зарплаты у людей остались на прежнем уровне, покупательская способность значительно снизилась. Мало кто из наших клиентов готов отдать 9 000 рублей за хлопковый свитер или 25 000 рублей за пальто. Этот ценник уже ближе к премиум сегменту. Продажи будут, но их количество резко сократится, если поднять цены в соответствии с ростом цен на ткань. Поэтому поднимаем их постепенно и не на все товары. Кое-что у нас можно найти ещё по старым ценам. На некоторые позиции подняли цены на 20-30%. Дальше будем увеличивать, но насколько именно — пока непонятно. Ждём стабилизации цен от поставщиков.

Мне кажется, что происходящее — это не «шанс для малого бизнеса», а прямая монополия сетевых российских брендов. Вот у них всё будет хорошо после ухода зарубежных конкурентов. А для маленьких локальных брендов это настоящее испытание — выжить с таким ростом цен и не потерять своего покупателя. К тому же, дополнительным шоком стала блокировка инстаграма*. Основные продажи шли именно через эту соцсеть. Мы, конечно, срочно создали дополнительные площадки в телеграме и ВК, но на раскрутку там нужно время и дополнительные бюджеты, которые у нас пока ушли на закуп тканей по двойным ценам. Сейчас ещё стала изучать рынок маркетплейсов, на который давно хотела выйти. Как бы нибыло тяжело, стараюсь найти хоть какие-то плюсы и возможности.

kudadi.com

Мебельная фабрика Wood Custom Sochi
Иван Аникин

Почти всё мы закупали из-за рубежа: шпон, фурнитура, масла, эмали, весь листовой материал. Российским был только лес, но и он со времён пандемии в дефиците. Поэтому на сегодняшний день цены уже выросли на 30% (а некоторые расходные материалы, в свою очередь, подорожали на 80%). Думаю, до конца года цена ещё вырастет. Блокировку инстаграма* же пока ещё не почувствовали, хоть он и был основным каналом продаж.

Пока что работаем, как работали. Ищем новых поставщиков, как и все посматриваем сейчас в сторону Китая. Верим, что кризис — это время для роста и перспектив.

tg@wood_custom_sochi

«Краснополянская косметика»
Кристина Судеревская

Несмотря на то что мы многое производим сами, зависимость от зарубежных поставок очень сильная. Из 500 ингредиентов, которые мы используем при производстве, где-то 350 закупаются за границей. Например, масла кокосовое, миндальное, из зародышей пшеницы, жожоба, виноградное, оливковое — всё это не производится в России. Или, скажем, ПАВы (всё, что пенится) и эмульгаторы, без которых косметику делать невозможно. Да, есть вариант с пчелиным воском, но в таком случае вместо крема мы получим жирную мазь. Это такое возвращение на 200 лет назад. А все заводы по производству ПАВов стоят в единой мировой цепи. Мы уже посчитали: если нам самостоятельно делать только лишь одну гиалуроновую кислоту — на оборудование придётся потратить 33 миллиона рублей и ещё год на эксперименты.

Подорожала и упаковка, бумага, этикетки. Вся укупорка — это спреи и дозаторы — теперь роскошь для косметики, цена увеличилась в два — три раза. Да, на складах у нас ещё осталось какое-то количество ингредиентов, все деньги потратили, чтобы закупить их с запасом. Хотя счета уже сразу выставлялись по реальному курсу доллара плюс 10% сверху, так что некоторые ингредиенты подорожали в два-три раза (а что-то даже и в пять раз). В ближайшем будущем наша косметика подорожает, возможно даже в два раза, иначе мы просто будем работать в минус.

Про будущее говорить сложно. В плане гидролатов и эфирных масел мы сами себя обеспечим. А вот без эмульгаторов и ПАВов будет сложно. Мы даже разработали свой собственный эмульгатор и планируем его ввести в своё производство, но всё это требует времени. Выходим напрямую на китайских производителей тары, чтобы уйти от посредников и снизить стоимость конечного продукта. Продолжаем выращивать собственные растения, сделали большую посадку опунция — это очень классное растение, с которого можно получать замечательный актив. Но очень многое будет зависеть от того, будет ли возможность завозить ингредиенты через третьи страны. Если да, то как-то выживем. Если же нет — это не самая радужная перспектива.

kpcosm.ru

Мармеладная «Лепестки»
Татьяна и Сергей Семериковы

Первое, с чем мы столкнулись, это дефицит сахара и его возросшая цена. У поставщиков не было сахара, заводы остановили отгрузку, а в сетевых магазинах отпускали по 5 килограмм на руки. Чтобы купить сахар, приходилось стоять в очередях по два часа на оптовой базе. Сама же стоимость поднялась до 86 рублей, хотя ещё недавно он стоил 55 рублей, а три года назад — 20 рублей.

Поднялась стоимость почти всех ингредиентов. В среднем на 40-50%. Из импортного сырья у нас были пектин, лимонная кислота (её цена выросла наиболее существенно — со 160 рублей до 860 рублей). И даже картон — как оказалось, он тоже был заграничный. Пришлось переходить на российский, но и он подорожал на 30%. Фрукты хоть и были у нас заготовлены, но их потенциальную стоимость — а они следующим летом явно будут дороже, чем годом ранее — мы тоже закладываем в итоговую цену нашего мармелада. Поэтому стоимость нашего продукта уже поднялась на 15-20%.

Блокировка инстаграма* на нас не особо сказалась, так как большую часть мармелада мы реализовывали через магазины партнёров. Но всё равно спрос в онлайне упал очень сильно. Планируем выйти на маркетплейсы и разработать меньший формат упаковки с длительным сроком годности — это, возможно, поможет нам зайти и в крупные сетевые магазины.

У нас была стратегия развития на ближайшую пятилетку, в которую входило строительство цеха и разработка новых продуктов. Сейчас, конечно, эти планы на стопе.

lepestki.shop

 

*соцсеть компании Meta, которая признана экстремистской и деятельность запрещена в РФ.