История морских перевозок в Сочи


В 1980-е морские порты и терминалы курорта за год принимали более 2 млн человек. По данным на 2013-й, морские пассажирские перевозки в Сочи составили 108,8 тысяч человек: сокращение показателя в 20 раз по сравнению с советской статистикой. В Сочи времён Горбачёва, Черненко, Андропова и Брежнева на пассажирских линиях курсировали водные маршрутки. Они связывали районы Большого Сочи и близлежащие черноморские города. Суда ходили по Крымско-Кавказской линии — по морю можно было добраться в Гагру, Пицунду, Сухуми, Поти, Батуми; в другую сторону — в Туапсе, Геленджик, Новороссийск и Анапу, города Крыма и даже Одессу. Заходили на курорт крупные иностранные лайнеры.

 

 

Караванами, пароходами

Новороссийско-сухумское шоссе — первая дорога, которая соединила черноморский курорт с российскими городами. Движение по ней началось в мае 1893 года. Участок железной дороги, связавший Туапсе и Сочи, построили четвертью века позже — к концу 1919 года. Получается, что в течение 20 лет с момента основания посада единственным способом добраться до Сочи оставалось морское сообщение.

В начале 1870-х годов в Сочи, позже — в Адлере появляются представительства Русского общества пароходства и торговли. РОПиТ — крупнейшая в то время судоходная компания в России, корабли которой добираются до Атлантики и Тихого океана. В начале 1890-х пароходство завершает строительство сочинского маяка на высоком берегу недалеко от собора Михаила Архангела. Адлерский маяк загорается в 1898 году. Оба до сих пор работают. Суда, следующие по Крымско-Кавказской линии, высаживают пассажиров и выгружают грузы на берег с помощью шлюпок несколько раз в неделю в Сочи и раз в пару недель в Адлере.

В конце XIX века сооружают две пристани в центре Сочи — одну на Хлудовской стороне, одну у маяка. Однако к ним не могут пришвартовываться большие суда. Их разрушают частые шторма. Отсутствие спокойной гавани в непогоду отрезает посад от остального мира, бывает, на несколько недель. По статистике, за первое десятилетие XX века из-за ненастья курорт обходят стороной почти 40% судов. Пассажиры, следующие в Сочи, в шторм проплывают мимо до ближайшего открытого порта, а с улучшением погоды бесплатно доставляются в пункт назначения.

 

 

Кирилл Гордон в книге «Старый Сочи конца XIX – начала XX веков» описывает приём и отправку лодок на пароходы в волнующемся море: «…два-три десятка турок, стоя по пояс в воде, подхватывают лодку с обеих сторон. Молниеносно под киль кидаются смазанные жиром вальки и чуть не на руках фелюга вытягивается на берег раньше, чем следующий вал ударит ей в корму. Отправка с берега была ещё труднее. Фелюгу нагружали людьми и их вещами ещё на берегу, по обеим её сторонам выстраивались турки, и по команде своего старшины в выбранный им удобный момент по валькам стремительно тащили в море навстречу очередной волне… Гребцы налегали на вёсла, и фелюга… уплывала всё дальше и дальше в море к стоящему там на якоре пароходу. Иногда сообщённой лодке энергии было недостаточно, чтобы пробить ударную силу волны. Тогда её разворачивало боком и выкидывало на берег… Все, кто был на берегу, кидались в воду помогать туркам, чтобы, если лодку перевернёт вверх килем, она не подавила бы вываливающихся из неё в воду людей… Конечно, такое наблюдалось только летом и осенью, когда вода ещё была тёплая, зимой же пароходы просто проходили мимо Сочи».

В начале XX века РОПит строит здания агентства в Сочи и Адлере. В сохранившемся сочинском представительстве пароходства, которое расположено недалеко от парка «Ривьера», сейчас работает гостиница.

 

Начало строительства порта Сочи

В 1930-е город превращается в строительный полигон. Согласно генплану возводятся новые мосты, дороги, дворцы-санатории. Городу нужен грузовой и пассажирский порты. В устье реки строится двухсотметровая пристань на сваях. Появляются подъёмники, склады, мастерские, здание управления и времянка пассажирского павильона. В 1934 году образуется Сочинское управление морского флота, которое развивает местные и пригородные пассажирские, грузовые перевозки. В военные годы в порт заходят боевые корабли, в гавани проводится их ремонт, немецкие подводные лодки и бомбардировщики обстреливают мол и пристани. Морем в сочинские госпитали переправляются раненые, доставляются товары и лекарства. Местное сообщение производится на катерах.

 

 

Интуристы в городе

После войны продолжается строительство сочинского порта и морского вокзала. Первый большой теплоход останавливается здесь в 1948 году. Это «Украина». Через шесть лет, с началом советской оттепели после смерти Сталина, в порт начинают заходить круизные лайнеры под флагами Греции, Италии, Югославии, ФРГ, Норвегии, Швеции и др. Сочи становится популярным направлением для туристов из стран соцблока, Европы и Америки.

Политолог и историк Евгений Бажанов, сын Петра Бажанова, который руководил Сочи в 1963–1971 годах, рассказывает в телеинтервью об открытии курорта для интуристов. Одной из первой по морю прибыла делегация из Югославии. К встрече с диктатором Брозом Тито подготовились быстро — за одну ночь вокруг порта снесли сараи и халупы, старый базар, разбили сквер. После этого исторического визита в город хлынули интуристы. «Сначала это выглядело не очень красиво, — вспоминает Бажанов. — Подходит судно с американцами, и они начинают с палубы бросать жвачки. И не только дети, но и взрослые, все мы, сочинцы, дерёмся за эту жвачку, носки, которые бросали. Потом торговля началась, появились фарцовщики сочинские, которые покупали, перепродавали».

 

 

Вид с открытки

Сочинский морской вокзал — памятник советской архитектуры 1954–1955 годов. Здание построено в стиле торжественного сталинского ампира и своими очертаниями напоминает Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Проект разработали Леонид Карлик и Каро Алабян, бывший в то время главным архитектором Москвы. Среди его работ — Центральный академический театр Российской Армии, «шахматный дом» в Ереване, павильон №13 «Здравоохранение» на ВДНХ — бывший павильон Армянской ССР для сельскохозяйственной выставки 1939 года.

Морвокзал украшают скульптуры Владимира Ингала: аллегорические фигуры навигации, девушек — времён года и юношей — сторон света. Из других известных работ мастера — памятник композитору Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге; большинство других его ваяний — приземлённые искусством соцреализма памятники советским вождям и партийным деятелям.

 

Морские кометы

В 1962 году в Сочи начались испытания экспериментального скоростного судна на подводных крыльях. 118-местную «Комету-1» спроектировал инженер Ростислав Алексеев. Позже благодаря этой разработке он стал лауреатом Ленинской премии. Судном управлял капитан Георгий Кинтерая. Два двигателя по 1 200 оборотов разгоняли СПК до 67 км/ч. После успешных испытаний в сочинский порт поступило 12 комет, первый пассажирский рейс совершили в конце апреля 1962 года.

 

 

Кризис начала 1990-х

В конце 1980-х за год порт принимает 850 круизных и рейсовых пассажирских судозаходов, морской вокзал — до 2 000 пассажирских судов. После перестройки порт приватизируют, в 1992 году он становится филиалом ПАО «Новошип». Перевозка пассажиров сокращается в шесть раз по сравнению с предыдущим годом, тогда сочинский морской флот обслужил до 2 млн человек. Закрылась Крымско-Кавказская линия.

В 1990-е открывается новая, «челночная» линия в Турцию. В 1993–1996 годах, до кризиса 1998 года, через сочинский порт ежегодно проходят 150 тысяч пассажиров, которые плавают в шоп-туры в Трабзон, Самсун и Стамбул. Город наводняется клетчатыми баулами. Везут кожаные и джинсовые изделия, шоколадные батончики, сладости, ковры, шторы и т. д. Сочинская гостиница «Магнолия» превращается в многоэтажный базар с косухами и дублёнками, за которыми приезжают покупатели со всей страны.

 

 

Наши дни

Сочинский порт и входящие в его состав портопункты реконструируют к зимним Олимпийским играм 2014 года. В устье Мзымты строят новый грузовой порт «Имеретинский», преобразованный после Игр в яхтенную марину. На сегодняшний день Сочи является самым крупным и оборудованным пассажирским портом в Чёрном море, входит в Ассоциацию средиземноморских круизных портов Medcruise. Он работает круглогодично и принимает суда длиной до 311 метров и с осадкой до 8,8 метра. Но не смотря на все это количество пассажирских перевозок и круизных лайнеров, заходящих в Сочи, сокращается. Урезаются регулярные пассажирские перевозки — этим летом ходит только одна комета в Грузию. Так и не вышли на рейс популярные в советское время морские такси — их тестовые запуски проводили в начале 2010-х. Кризис круизного теплоходства эксперты связывают с разногласиями России и мира по Крыму, застой местных пассажирских перевозок — с нерентабельностью бизнеса и дороговизной обслуживания. Россия, 2018 год.