6 апреля в Сочи на площадке Конгресс-холла отеля Sea Galaxy пройдёт большой винный фестиваль Bigati Fest. Мы поговорили с его основателем Аланом Бигати о винных ивентах, узнали, как объединить на одной площадке профессионалов и любителей, как выпить вина на миллион.
— Давайте начнём с того, кто вообще такой Алан Бигати, как и когда у него случился роман с вином?
— Этот роман произошёл достаточно давно, ещё в 2013 году. Я пошёл в винную школу, и с этого момента вино меня увлекло в свой чудный мир и заняло практически всё моё время. Сейчас я основатель одного из известных винных баров Москвы. Самого концептуального бара, где собрано огромное количество разных вин — порядка 500 позиций как российского, так и со всего мира. Здесь на площадке Bigati Bar регулярно проводятся мероприятия, где по бокалам разливаются самые культовые вина мира.
Также я являюсь основателем Всероссийского винного фестиваля Bigati Fest, который второй год проходит по всей России. И это не только Москва и Санкт-Петербург, а действительно вся наша страна — от Хабаровска до Сочи. Единственное отличие в формате фестиваля: в регионах мы освещаем тему гораздо шире, тут и вино (российское и зарубежное), крепкий алкоголь, безалкогольные и слабоалкогольные напитки. Однажды мы (очень удачно и результативно с точки зрения бизнеса) представляли российские вина в Бангкоке. В планах у нас Ереван, Самара, Казань, Владивосток и ещё много чего.
— А как родилась идея проведения фестиваля, и чем он принципиально отличается от других винных ивентов?
— Идея родилась, когда в стране произошли события февраля 2022 года: стало мало визитов виноделов и ещё меньше мероприятий, которые могли бы каким-то образом развивать культуру потребления вина в регионах. В Москве ещё худо-бедно что-то происходит, а где-то дальше — тишина. Тем не менее вино никуда не делось, и его очень много сейчас привозят, причём то, которое мало известно общественности или вообще неизвестно, но его обязательно должны узнавать! И мы подумали, что нужно провести какой-то крутой ивент, на который соберётся много народу. И организовали Бургундский фестиваль, на котором целый месяц разливали сумасшедшие вина. Никто в мире так не делал, а мы смогли.
В рамках этого мероприятия я организовал профессиональные салоны по белой и красной Бургундии на площадке Bigati Bar. На них съехалось огромное количество сомелье, начиная от Владивостока и заканчивая Калининградом, почти со всей России.
Это были наши первые такие мероприятия, на которых мы попытались сравнивать абсолютно одинаковую категорию вина, представленную на рынке России от разных производителей и компаний. То есть сомелье, будучи на фестивале, мог попробовать одну категорию от всех представленных на рынке производителей. Попробовать и оценить, сравнить, выбрать то, что хочется, пообщаться с представителями той или иной виноторговой компании. Зародилось это именно так.
И дальше мы уже поехали в регионы. Наша задача — все новинки и тренды, особенно малоизвестные, транслировать на рынке. Bigati Fest — это профессиональная история, это рост и образование для большого количества профессионально интересующихся людей. Плюс мы подумали, что будет странно и как-то неправильно проводить фестивали без обычных людей, которые просто любят вино, увлечены его историей. Поэтому мы решили проводить фестивали в два этапа. Первый — для профессионалов, с винным салоном, мастер-классами и обучением. А вторая часть уже более лёгкая и увеселительная, скорее некий интертеймент, когда ты проводишь такое мероприятие в городе, и к тебе приходит большое количество интересных, продвинутых людей, но непрофессионалов. Когда на фестивале поёт какая-то кавер-группа или джаз-бенд, выступают диджеи, происходят различные конкурсы, викторины, винные казино. То есть максимально много активностей, которые связаны с вином. Вот это как раз история для обычных людей. Образовательная часть и развлекательная часть у нас чётко и структурно объединены вместе. Этим, наверное, мы и отличаемся от любых других фестивалей, ну ещё и масштабностью. Ведь на каждом фестивале мы представляем столько вина, что если посчитать сумму всех наименований (не бутылок, а именно наименований вин), она всегда более одного миллиона рублей! А если посчитать всё вино, которое дегустируется и выпивается на фестивале, то это уже двухзначные цифры в миллионах. Мы часто говорим, что, придя на Bigati Fest, вы можете выпить вина на миллион! И это, по сути, правда.
— За прошедшее уже какое-то количество фестивалей есть понимание, много ли приходит обычных любителей вина, непрофессионалов?
— Почти всегда это история 50/50, то есть половина гостей — это настоящие профессионалы своего дела, а вторая половина — просто любители. У нас нет задачи привлечь огромное количество людей. Мы не продаём билеты где попало, собственно, поэтому люди к нам приходят всегда именно заинтересованные винной сферой. Больше одной тысячи человек в общей сложности мы не можем принимать (половина — профессионалов, половина — любителей), это такая условная граница, переступать которую не хочется. В небольших городах вроде Хабаровска или Красноярска иногда не получается набрать ровно половину профессиональных участников фестиваля (на рынке того региона их просто столько нет), тем не менее любителей мы всё равно не набираем больше 500 человек.
— Расскажите подробнее про мастер-классы, которые будут проводиться на фестивале.
— Вообще про мастер-классы сложно говорить заранее — это всегда что-то интересное, животрепещущее и важное. У нас всегда выступают спикеры федерального значения. То есть люди, которые очень круто разбираются в вине и освещают эту тему другим. В связи с тем, что у нас 25 фестивалей в этом году, сложно знать точно, кто именно из экспертов будет в Сочи. Но обещаем приятные сюрпризы.
— Информация появится в ближайшее время?
— Она в течение какого-то времени появится, конечно. У нас огромное количество заявок от виноторговых компаний, но, к сожалению, удовлетворить все не сможем. То есть мы будем ограничивать количество компаний 25-ю стендами, больше мы не сможем вместить. Не потому, что места нет или желания. Этим самым мы хотим избежать излишней конкуренции среди компаний. Поэтому только 25 компаний — это тоже такое наше внутреннее ограничение, как и 500 человек на фестивале, чтобы всем было хорошо и удобно.
— А помимо виноторговых компаний какие-то гастрономические проекты будут представлены?
— Почти всегда на наших фестивалях за гастрономическое сопровождение отвечает площадка, где проходит фестиваль. Ассортимент и направленность кухни определяем мы. Обычно это формат стритфуда: плов, бургеры, хот-доги, паэлья, тартары. То есть те блюда, которые максимально сочетаются с вином или зрелищно готовятся прямо на глазах у гостей фестиваля. А ещё мы просим локал. Это сейчас тренд. Вот на недавнем нашем фестивале в Перми были местные специалитеты — посикунчики, очень вкусные пирожки с разными начинками, а тестом как у чебуреков. История с местной колоритной гастрономией всегда довольно интересна.
В Сочи мы постараемся реализовать концепцию максимально черноморских блюд и закусок. Идея заключается в том, чтобы поддержать с гастрономической точки зрения историю вина, которую мы привозим в тот или иной регион. Это очень важно. Заплатив цену за билет 3 тыс. рублей или какую-то другую цену с промокодом (да, у нас и такое есть), вы получаете очень большой изысканный выбор вин без ограничений, сколько душе будет угодно. И большой выбор вкусной, недорогой и максимально комплиментарной вину еды.
— Алан, профессионалы это знают, но как любителям не уйти в состояние «нестояния» с дегустациии? Пару лайфхаков.
— Ведущие на каждом нашем мероприятии многократно проводят некий «инструктаж» в шутливой манере на эту тему, потому что важно пить правильно: сплёвывать в специальные ведёрки, не всё выпивать до конца. Важна правильная последовательность: начинать с игристых вин, потом переходить на белые, розовые, оранжевые и красные, а потом может быть ещё на какие-то крепкие напитки. У нас бывает много стоек и с другими напитками, где можно выпить освежающий коктейль или даже безалкогольные позиции. Обычной воды той же, например, бывает предостаточно всегда. Один из наших партнёров — это вода Maruha. И правильнее всего пить алкоголь так: выпил, например, бокал вина, обязательно выпей и бокал воды. Тогда точно никуда не упадёшь и даже не пошатнёшься.
— Будет ли представлен мерч? У Bigati Fest вообще есть мерч?
— У Bigati Fest нет мерча. Есть дружественная компания DVEKATI. Они представляют очень много футболок, зиповок, свитшотов, худи с разными винными принтами. Кстати, это совместный проект моей супруги и её подруги. Обеих зовут Катями. Здесь, в Сочи, они тоже будут, и у гостей фестиваля будет возможность купить по-настоящему эксклюзивные вещи.
— И напоследок, три невероятные находки российского вина от Алана Бигати.
— Если мы говорим о соотношении цена — качество, то это точно линейка Эндемы от Дербент–Вино. Там есть рислинг, ркацители, шардоне, пино-нуар — это игристые позиции, белые и розовые. И это дешевле и вкуснее любого просекко в миллион раз. Абсолютная 100% рекомендация, именно линейка Эндемы.
Наверное, я бы ещё отметил Магнатум от Лефкадии. Это уже известное на рынке игристое белое или розовое вино. Соотношение цена — качество классное, ну и в принципе это очень хороший напиток. Серьёзное вино, с серьёзным развитием в бокале. Его я тоже вам рекомендую попробовать.
И третье. Так как мы говорим сейчас о Краснодарском крае, давайте вашего земляка сюда тоже включим. Есть такой Гриша Чегодаев — победитель всероссийского конкурса сомелье. Он выпустил два вина, белое и красное — Rara Avis, в переводе «Редкая птица». Оба вина совершенно потрясающие. Они, конечно, не дешёвые. Но это дорогое вино однозначно может конкурировать с самыми лучшими образцами из Бургундии, Испании или Италии с точки зрения органолептики, оформления и потенциала.
Приходите на Bigati Fest, чтобы познакомиться с тончайшими вкусовыми нотками одних из лучших вин и ощутите себя миллионером, выпив вина на миллион.