Город расти не будет. Нужно искать пути развития внутри себя


В Сочи продолжается работа над генеральным планом города. Проведён градостроительный анализ, есть концепция — с ней желающие могли ознакомиться в специальном кабинете в администрации, — а также предварительный проект. Очередной этап — публичные слушания, которые уже начались.

Разобраться в том, каким будет новый генплан и к чему он обязывает власти, девелоперов и горожан, нам помогла архитектор Наталья Захарова, председатель сочинской городской организации Союза архитекторов России.

Почему генплан не исполняется?

Генеральный план часто называют «градостроительной конституцией». Однако это в большей степени взгляд в будущее — каким мы хотим видеть город через много лет. По закону каждый город в России должен иметь генплан. Однако этот документ часто не исполняется, как генеральный план Сочи 2009 года. Всего за 10—12 лет реальная застройка настолько разошлась с нарисованной, что понадобился новый план, хотя старый был рассчитан на срок до 2032 года.

Дело в том, что следом за генпланом должны создаваться проекты территориальных зон, где детально прописывается расположение каждого объекта с учётом баланса зелёных и общественных зон, обеспеченности социальными объектами. Этот этап был просто спущен на тормозах. Разработаны проекты планировок Олимпийского парка и земельных участков для многодетных семей — то, от чего нельзя было уйти. Остальное строилось исходя из желания застройщиков, а не потребностей города.

Как было. Город разбит на участки, и у каждого есть разрешённые виды использования. Бизнес выбирает интересный ему участок и обращается к городской власти: «Хотим построить здесь многоквартирный дом или гостиницу». Город обычно соглашается — какая-никакая инвестиция, а других вариантов всё равно нет. Такой подход привёл к ситуации, когда жилья много, а школ и больниц не хватает. Необходимы изменения в градостроительной политике.

Как должно быть. Идеальный вариант — город делает проект планировки каждой территории, определяет, где должны находиться нужные людям объекты, и предлагает бизнесу участки с уже готовым назначением. Например, здесь у нас должен стоять общественно-деловой центр, и направления его деятельности должны быть вот такими. А чтобы инвестор мог получить прибыль, центр может быть соединён с апартаментами. Хотите — делайте, не хотите — придут другие.

Исполняемость генпланов зависит в первую очередь от политической воли городских властей. Если они решат строго придерживаться документа, а главное — найдут возможности для комплексного планирования территорий и для разработки проектов планировок, можно прогнозировать, что «градостроительная конституция» будет исполняться. Немаловажна и общая градостроительная культура, когда при планировании территории интересы общества преобладают над бизнес-интересами инвесторов.

Чаеводство по плану

В новый генеральный план заложены важные идеи развития города. Основная идея — Сочи должен развиваться в своей городской черте. Вовне просто некуда: с одной стороны — рекреационная приморская зона, с другой — земли Национального парка и Кавказского биосферного заповедника. Генплан 2009 года официально расширил границы городской черты за счёт сельхозугодий, и это привело к разрастанию жилой застройки. Новый генплан вернёт прежний статус всем незастроенным сельскохозяйственным землям, за исключением того, что успели застроить. Новых жилых зон не появится.

Многоэтажное жилищное строительство будет разворачиваться, в основном, в двух микрорайонах — на месте бывшего КСМ и около села Верхний Юрт. В первом случае строит инвестор, во втором — город. Планируется социальное жильё для учителей, врачей и очередников, а также школа и детские сады.

Точечная застройка возможна внутри старых кварталов. Но если для строительства жилья ещё можно найти участок, то с социальными объектами, которых остро не хватает, всё непросто. Найденные участки большей частью не подходят: то сложный рельеф, то оползневые склоны. Например, школа на Мамайке построена на месте бывшего пионерского лагеря, других участков просто не осталось. Потрачены колоссальные средства на укрепление склона. Такая же судьба ждёт новую школу в Хосте, в районе турбазы «Южная», и на Бытхе — там тоже участки, требующие проведения противооползневых мероприятий.

Зато в пределы Сочи вернутся сельхозугодья для субтропического земледелия и садоводства. Конечно, для производства чая, прежде всего. Пригодные для чаеводства земли определены и обоснованы ещё в советское время: планируется вернуть в оборот около 900 га. Все уже подзабыли, что Сочи ещё до революции был знаменит фундуком и черносливом. До сих пор в пригородных лесах можно наткнуться на заброшенные плантации орешника, а сливу выращивали на Ареде. В 1990-е годы появилось киви, и сады этого «китайского крыжовника» в Адлере ещё можно восстановить. Как и виноградники, которые были распространены до «сухого закона» 1985 года. Хотя многие считают, что Сочи непригоден для виноделия, местные народы выращивают виноград испокон веков.

Единственное: многие сельхозземли переводятся в разряд сельхозпредприятий, а они имеют право на строительство. Где найти баланс между необходимой застройкой и возделыванием земли — это вопрос, на который пока ещё нет ответа.

Наконец, в генплан вписана концепция «Две реки — одно море». О будущем пешеходном маршруте, который объединит реки Сочи и Мацесту через морское побережье, SCAPP уже писал. Концепция предполагает, что этот маршрут будет проложен между историко-культурными объектами через зелёные зоны, а их как раз не хватает. Если исключить санаторные парки и «Дендрарий», так как доступ в них ограничен, на одного сочинца сейчас приходится менее 1,8 кв. м зелёных зон, а по нормативам в курортном городе должно быть 25 кв. м на человека. Новый генплан как раз и должен обеспечить достаточное количество озеленённых территорий.

Идеи для сельских районов

Если обратиться к истории, местные народы всегда жили в предгорьях нынешнего Сочи, потому что на побережье — духота, болота, лихорадка. И сейчас, хотя проблемы болот и малярии больше нет, жизнь в предгорьях комфортнее для человека.

Однако скажи сочинцу, что завтра его переселят в село, он воспримет это в штыки. Потому что жизнь там не такая насыщенная и более скудная в смысле обеспеченности социальными и культурными благами. Чтобы заманить людей в предгорные районы и тем самым разгрузить побережье, нужно развивать социальную инфраструктуру, и на это направлены многие мероприятия в рамках генерального плана.

На встречах с администрацией жители многих сёл ожидаемо озвучивали запросы на строительство клубов и фельдшерско-акушерских пунктов. Они предусмотрены новым генеральным планом и с высокой долей вероятности будут построены. Однако из генплана в генплан кочует «зона ОД» — смешанной общественно-деловой застройки, и никак не получается её использовать по назначению. Если всё-таки удастся — села способны стать будущими центрами развития города.

Привлечь в село можно как постоянных жителей, так и тех, кто не владеет недвижимостью и предпочитает снимать жильё. А сектор жилья, предназначенного для сдачи внаём, абсолютно не развит, хотя и востребован. Такие квартиры могут появиться в административно-деловых центрах сел.

Пока предгорные села не испорчены грубым вмешательством, можно сделать разумную многофункциональную малоэтажную застройку с опорой на исследования, потребности жителей села, их уникальность, национальные особенности. Получим новые очаги городской жизни — но не в урбанизированном мегаполисе, как в отдельных микрорайонах Сочи, а в комфортном, соразмерном человеку городе. Наверное, это позволит привлечь в сёла новых жителей, а также сохранить прежних — например, молодёжь, которая предпочитает переселяться на побережье, — дать место малому предпринимательству.

Посмотреть и оценить

Горожане узнают подробности нового генплана на публичных слушаниях. Зачем они? Как минимум чтобы оценить градус заинтересованности общества в том или ином проекте. Насколько это болезненный вопрос, как люди реагируют на ситуацию, как бы они хотели, чтобы развивалась та или иная территория. Ещё публичные слушания нужны, чтобы горожане знали, куда и как идёт город, могли выразить своё мнение.

Понятно, что придут не все. Но если у человека была возможность высказаться, и он сам ею не воспользовался, совсем не то же самое, как если он идёт по городу и в любимом месте вдруг видит забор.

Конечно, не все мнения будут учитываться — это решат специалисты. Некоторые пожелания граждан могут идти вразрез с функциональным назначением территории или даже с законодательством. Но те идеи и интересы, которые не могут быть учтены, как минимум получат ответ. А если какой-то проект вызовет сильную негативную реакцию, он может быть отменён или отправлен на доработку.

Часто, чтобы не напрягаться, власти приравнивают согласование с ТОСами к согласованию с жителями. Надеемся, что в случае с генпланом такого не произойдёт. По крайней мере, когда были публичные слушания по концепции, их расписание было опубликовано и на сайте разработчиков генплана, и на сайте администрации. При желании информацию можно было найти.

Жизнь с новым генпланом

Следующие этапы после слушаний — подготовка окончательного варианта проекта и утверждение генерального плана. Сразу следом начинается разработка новых ПЗЗ — правил землепользования и застройки. Затем — разработка детальных проектов по каждой территории. Это если будет запущен механизм комплексного развития территорий, который обязывает разрабатывать подобные документы. Пока и девелоперы не хотят тратить деньги на такие проекты, и город не спешит. Однако успех реализации генерального плана зависит именно от проектов планировки территорий. Вокруг генплана 1967 года их было разработано очень много — и план оказался успешным. В 2009 году мало — и генплан провалился.

Наконец, генеральный план может быть скорректирован — через корректировки правил землепользования. Сейчас комиссия по землепользованию и застройке имеет определённые чёткие позиции. Например, если участок полностью находится в функциональной зоне Р-3, (зона озеленённых территорий специального назначения), его нельзя перевести ни в какую другую зону. А если участок по ошибке небольшим фрагментом попадает в Р-3, его назначение может быть приведено к единому.

Законодательно генеральный план — это документ, обязательный для исполнения. Можно ли будет «прогнуть» его под застройщика, зависит от политической воли руководства города. Насколько твёрдо будет стоять руководство города, настолько генплан возможен к реализации.