Это Nizhnevysokoe

Лейбл Nizhnevysokoe существует на стыке андеграунда и какой-то общепризнанности. Вечеринки от NV проводятся уже более десяти лет и регулярно собирают сотню-другую любителей качественной электроники. Но одними вечеринками деятельность «Нижневысокого» не ограничивается. С 2018 года — это вполне себе самый настоящий музыкальный лейбл, выпускающий релизы молодых (и не очень) артистов. В 2023 год Nizhnevysokoe вошли с релизом Various Sonic Scapes. Это компиляция из треков локальной электроники от сочинских артистов, выпущенная на аудиокассетах тиражом в 25 копий. После релиза мы встретились с основателем лейбла Андреем Шевченко (ANDROID) и постоянным артистом NV Олей (ПОЛЕ), чтобы поговорить об истории «Нижневысокого» и о Various Sonic Scapes.

Андрей Шевченко (ANDROID)

Оля (ПОЛЕ)

Нью-Йорк, пластинки и рейвы

Самый растиражированный факт об Андрее «Андроиде» — это то, что он прожил много лет в США. Уехал он в 1993 году, сразу же после развала Союза. К тому моменту Андрей окончил английскую школу №1 и отучился два года на факультете иностранного языка в педагогическом университете имени Герцена. Там была программа по изучению языка вместе с его носителями — так Андрей познакомился с ребятами из США, которые сделали ему приглашение. Андрею выдали визу на полгода. Но задержался в Штатах он на целых 14 лет.

Первые несколько месяцев Андрей прожил в Нью-Джерси, а затем перебрался в Нью-Йорк. Два года прожил на Манхэттене, в богемном райончике Ист-Виллидж. В середине девяностых маленькая студия там стоила 800-900 долларов, что, в общем-то, могла себе позволить творческая молодёжь. Андрей в то время успел поработать и официантом в ресторане, и барменом, и агентом по продаже подписок на журнал, и репетитором русского языка, и даже немного тренером по теннису.

Музыка в этой истории появилась не изначально. До переезда в Штаты Андрей разве что поигрывал на гитаре с 17 лет. Ну, и коллекционировал — тогда ещё не особо серьёзно — виниловые пластинки. В восьмом классе родители купили ему проигрыватель, и Андрей стал постоянным гостем в магазине «Мелодия». Его виниловая коллекция началась с «Биттлз», Дэвида Боуи и другой классики рока.

Android и Adam X ( Sonic Groove), один из пионеров нью-йоркского техно

За изменения в музыкальных предпочтениях благодарить надо атмосферу Нью-Йорка 90-х. То время — расцвет электронного андеграунда и нелегальных рейвов. Заброшки и промзоны. Играли от олдскульного техно до эмбиента и драм-н-бейса. Интернет тогда ещё не был развит, так что узнавали о рейвах через знакомых или через определённые магазины. Был, например, магазин Sonic Groove, в котором помимо пластинок находился столик с флаерами-приглашениями на рейвы. Андрей вспоминает, что как-то перебирал пластинки в магазине на St. Mark’s Place, а рядом с ним тем же самым занимался Джим Джармуш.

Тусовалась на подпольных рейвах молодёжь из абсолютно разных культурных слоёв. Граффитчики, локальные артисты, просветлённая богема. Постепенно тусовки стали уходить в чуть больший мейнстрим, заброшки и промзоны сменялись клубами. Одним из самых авангардных был клуб Tonic. Музыку в «Тонике» играли более экспериментальную, а к неформалам всех окрасов добавлялись и различные знаменитости. Так, на одной из вечеринок Андрей столкнулся с Винсентом Галло, а свои сеты там регулярно играли Джон Зорн, Майкл Джира (Swans), DJ Spooky и даже Йоко Оно.

Андрей вращался в одной из таких творческих тусовок. Музыканты, артисты. Кто-то уже играл свои сеты. Так Андрей постепенно начал приобщаться к диджейству. Знаковым моментом он называет выступление лейбла Basic Channel Chain Reaction. К началу нулевых Андрей понял, что гитарист из него такой себе, поэтому он решил сосредоточиться на диджействе и коллекционировании пластинок. Купил себе домой — к тому моменту Андрей уже переехал в Бруклин — простенький диджейский пульт за пару сотен долларов и начал учиться. Что-то познавал сам, с чем-то помогали приятели-диджеи: Eddie Krilov (Alka_Rex) и Serge Devant.

Неизвестного и малоопытного диджея из России никто не приглашал отыграть свои сеты. Поэтому Андрей со своими друзьями решил устраивать вечеринки самостоятельно. Первая прошла в Южном Бруклине, на заброшенном пляже Plumb Beach: начало лета, песок, небольшие барханы. Ребята притащили с собой генератор — поэтому вечеринка называлась Generator One, — вертушки и устроили тусовку на всю ночь. По воспоминаниям Андрея, сводить тогда он ещё толком не умел: просто включал трек за треком, как-то криво, с косяками, пытаясь их соединять. Но несмотря на это, на пляже собралась где-то сотня человек.

К 2003 году у вечеринок от Андрея и его компании постепенно начала вырисовываться какая-то визуальная концепция. Заброшенный пляж сменился на небольшие бары и клубы в районах Южного Бруклина и Манхэттена. Поначалу ходили лишь друзья, но с каждой тусовкой аудитория только увеличивалась. Андрея стали приглашать отыграть свои сеты и на «чужих» вечеринках. Даже удалось пару раз выступить в том самом клубе Tonic.

Граффити Sochi на крыше бруклинского лофта, которое сделал DBR

Возвращение, «Диджей from USA» и «Нижневысокое»

В 2007 году Андрей вернулся в Россию. Сначала год прожил в Санкт-Петербурге, проработал в культовом клубе MOD, где в том числе играл свои сеты. Затем началась олимпийская стройка в Сочи, и Андрею предложили работу переводчиком в канадской компании, что занималась строительством тоннелей и дорог. Вернувшись в Сочи, Андрей не забросил диджейскую карьеру. Играл в местных клубах: Cash, «Посольство Ямайки», «Афиша». Андрея на афишах подписывали, как «Диджей from USA» — такой вот маркетинг той эпохи. Тогда в Штатах было популярно минимал-техно. Андрей привёз с собой много пластинок в этом стиле и пытался ставить их. Сочинская аудитория конца нулевых — начала десятых воспринимала такую музыку по-разному. Иногда нравилось, иногда местные промоутеры говорили, что «такое здесь не зайдёт».

В 2011 году Андрей понял, что остаётся и в России, и в Сочи. Ему тогда предложила работу переводчиком только открывшаяся адлерская ТЭЦ. И тут в истории возникло Нижне-Высокое. Ещё не лейбл и не промо, а село. Брат Андрея наткнулся там на полузаброшенную виллу: два дома, 30 соток, банановые пальмы, море зелени, никаких соседей. Хозяева уехали, без особого успеха пытались продать виллу, а параллельно сдавали её. Сюда и перебрались Андрей с братом и их подругами. Изначально виллу рассматривали просто как жильё, но буквально сразу пришло понимание — это идеальное место для тусовок. К тому моменту Андрей уже устраивал свои вечеринки в разных клубах, но хотелось именно что свою локацию.

Название появилось моментально: Nizhnevysokoe — оксюморон, родившийся из месторасположения. Вечеринки проводились где-то раз в месяц, а зимой и того реже. Это были более камерные истории. Играли на тусовках сам Андрей и местные ребята из постепенно зарождавшегося локального комьюнити: Ильич, Сергей Бобровский, Валера Джан, основатель фестиваля «Псахо». Чуть позже к тусовке присоединились Макс Елгазин (Sth), Паша Скребнев (Fair lil Odd), Dj Shufflehead. Андрей называет этот период «самым прекрасным временем, полным свободы». Узнать о тусовке можно было либо через личные знакомства, либо через закрытую группу «ВКонтакте».

С 2013 года в Nizhnevysokoe стали привозить иностранных артистов. Jeremy Caulfield (с ним Андрей познакомился на зимней музыкальной конференции) из Канады, Cesare Vs Disorder из Италии, Kaitaro из Японии, Benjamin Fehr из Германии, Marc Milner из Франции. Приезжали и резиденты из других российских городов. Так, например, прямо во время Олимпийских игр Nizhnevysokoe устроили вечеринку с Папой Срапой, ростовским музыкантом и инженером, который производил собственные синтезаторы. Приглашали на вечеринку и с помощью флаеров, которые раздавались в том числе и в Олимпийском парке. Одной электроникой привозы не ограничивались. Выступали у Nizhnevysokoe музыканты и других направлений: Михаил Борзыкин («Телевизор»), авангардный джазовый саксофонист Сергей Летов (кстати, старший брат Егора Летова), Алексей Борисов («Ночной Проспект») и Николай Рубанов («АукцЫон»).

Развивалась параллельно и локальная сцена. К Олимпиаде в Сочи стало стекаться много «свежей крови». В том числе и диджеев, музыкантов. Berouac, Shutnizza, группа Jungle Book — лишь часть из тех, кого выделяет Андрей. Кто-то из них выступал и на вечеринках от Nizhnevysokoe.

Эпоха виллы в отдалённом селе продлилась четыре года. Андрею захотелось вернуться в центр, а Nizhnevysokoe отправилось в свободное плаванье. Вечеринки стали проходить на разных локациях: «Хоста Рика», типографский цех в Кудепсте. Хоть тусовки и вышли за пределы виллы, они по-прежнему обходились без каких-либо инцидентов. За всё время к «Нижневысокому» полиция приехала в гости всего лишь раз. Да и то ситуация вышла скорее комедийной: сет — тяжёлое техно на своём железе — играл колумбийский диджей Bryan Valenzuela, не обращая внимания на то, что его кто-то настойчиво дёргает за плечо. Этим кто-то оказался сотрудник полиции. Увы, что хотел — так и осталось тайной.

ПОЛЕ и ДОЗ

Оля, она же ПОЛЕ, приехала в Сочи из Москвы в 2017 году. Какое-то время разрывалась между городами, начинала учиться диджейству, чуть-чуть практиковалась в барах Красной Поляны на «странных тусовках». В конце 2018 года Оля впервые оказалась на тусовке от Nizhnevysokoe. Проходила она в Кудепсте, на территории типографского цеха в промзоне. «Вокруг печатные станки, видеомэппинг, играет музыка, лютый диссонанс», — примерно так вспоминает о том вечере Оля. Девушка влюбилась в ту атмосферу и стала регулярно посещать вечеринки от NV. Через некоторое время Оля стала на тусовках играть свои сеты под именем ПОЛЕ. А затем и вовсе стала постоянным артистом комьюнити.

Примерно в то время ребята познакомились с диджеями/промоутерами из Москвы Ксюшей Vtrenykah и Вованом, которые переехали жить в Сочи и устраивали камерные мероприятия под названием «Своя Среда». Совместными усилиями было решено взять в аренду один из цехов ДОЗа для проведения мероприятий. ДОЗ — деревообрабатывающий завод, неподалёку от Сочинского водоканала. Сейчас творческой молодёжи ДОЗ известен во многом по пространству «Пятый этаж», но начиналось всё в марте 2020 года с одного цеха и открытой террасы на улице в самый разгар пандемии. Да, именно там устраивали свои вечеринки NV.

Постепенно добавлялись и другие бывшие цеха по соседству. Благодаря этому ребята начали организовывать максимально разнообразные по формату тусовки. Отдельные комнаты, в которых играли техно, хаус, эмбиент и даб и по которым можно было путешествовать, руфтоп на улице. К процессу также подключились местные художники и фотографы из самоорганизации «Аэрарий», размещая свои картины, арт-инсталляции и работы. Также проводились киновечера, лекции и даже граффити-сессии. Особый контраст давало то, что пик ДОЗа пришёлся на период карантина. Это была возможность вырваться из домашнего заключения.

Оля говорит, что именно тогда она поняла: «Нижневысокое» — не просто про музыку, а про взаимоотношения, общее дело. Увы, продлился этот период всего два года.

 

Лейбл и Various Sonic Scapes

Следующая важная веха в истории «Нижневысокого» — релиз сборника сочинской электроники Various Sonic Scapes. Но для этой части истории нужно откатиться обратно во времени, к концу 2017 года. Именно тогда появилась идея создать свой лейбл. В гостях у Андрея был Олег Буянов, он же OL, московский музыкальный продюсер, известный по своим работам на лейбле «Гост Звук». Во время прогулки — кстати, по Барановскому кладбищу — Олег пытался узнать, а есть ли в Сочи электронный лейбл. Поняв, что нет, Олег предложил Андрею создать такой, на что Андрей с энтузиазмом согласился. Олег, кстати, до сих пор помогает лейблу в оформлении обложек и мастеринге.

Для начала нужно было определиться с концепцией. За основу были взяты абстрактная, отлетевшая, нетанцевальная электроника, эмбиент и даб, а также прочий экспериментальный саунд (кто-то из слушателей обозначил это как weirdo ambient techno). Первым релизом — в цифре — стал альбом «Карелия» от сочинского продюсера Макса Елгазина (Sth). Через некоторое время случился и релиз иностранного артиста. Им стал нью-йоркский продюсер русского происхождения DBR, с которым Андрей был знаком во время жизни в Штатах. DBR, по словам Андрея, живёт как отшельник и не особо заинтересован в издании своей музыки, поэтому пришлось буквально уговаривать его скинуть несколько треков для релиза. Цель — дать возможность людям услышать его музыку, созданную исключительно из уникального аналогового оборудования.

В 2020 году случился первый физический релиз. Им стал альбом «Привыкай к земле» от московского проекта «4-й энергоблок». Название коллектива — отсылка к ЧАЭС, и соответствующее звучание — в виде мрачной электроники и эмбиента. За этим проектом стоят два московских музыканта — Кирилл Силантьев (Sil) и Luge. Для релиза выбрали формат аудиокассет. Причина такого олдскула простая: выпуск винила небольшим тиражом — дорогое удовольствие, а аудиокассеты — история скорее про коллекционирование. Для прослушивания же можно приобрести и обычную цифровую копию. Кассеты выпустили на заводе Go Tape в Санкт-Петербурге. Общий тираж — 50 кассет. Их раскупили буквально сразу же. Это до сих пор самый популярный релиз от NVREC.

К концу 2022 года под лейблом NV вышло 12 релизов. Местные артисты, музыканты из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. Пока что на «Нижневысокое» выходят через личные знакомства. О ребятах даже написали в JagerVibes (крупный портал об электронной музыке — прим. SCAPP) в подборке «10 российских лейблов, которые вы могли не знать». За всё это время NV как лейблу удалось окупить свои расходы. Так что тринадцатый — и один из самых знаковых — релиз можно назвать результатом самоокупаемости.

Тринадцатый релиз — это первый сборник локальной электронной сцены. Да, до этого на лейбле NV выходили альбомы Макса Елгазина и Димы Kibosh, но то были монорелизы. Именно что сборники ещё не выпускали. Идея пришла в голову Оле. К тому моменту у многих из постоянных артистов NV и местных диджеев копился свой материал. Казалось, всё просто — объединяй и выпускай. Но процесс занял год. Основную сложность доставляла концептуальность лейбла. Не у всех музыка подходила под заданный стиль. На протяжении нескольких месяцев ребята отбирали треки. Получилось собрать 9 композиций от 10 исполнителей. Релиз получил название Various Sonic Scapes, и вышел он в первых числах января 2023 года.

Сами ребята из NV презентуют цель своего релиза как «попытку пролить свет на подпольную электронную сцену города и разрушить стереотипы о Сочи». Поэтому релиз случился в физическом формате — 25 аудиокассет. Половину раздали, половину сразу же раскупили (при стоимости одной кассеты в 700 рублей). Несколько кассет уехало в Санкт-Петербург, несколько в Москву, а несколько даже в Новосибирск. Связь с Сочи не только в звучании. В оформлении кассеты использованы изображения дольменов, как предмет идентификации сочинского ландшафта.

Релиз в «Нижневысоком» считают знаковым, но не финальным или стартовым. «Мы просто продолжаем», — говорят Оля и Андрей. В планах у ребят презентация альбома и новые вечеринки. По их словам, энтузиазм к музыке никуда не исчез.

 

Послушать Various Sonic Scapes