Это Ceramic Hugs

Небольшой переулок на Первомайской, в самом центре Сочи. Здесь располагается с десяток различных творческих проектов, в том числе и сразу несколько керамических мастерских. Да, студии буквально соседствуют друг с другом. Ceramic Hugs удаётся выделяться уже визуально: маленькая, уютная студия с панорамными окнами, через которые с улицы можно наблюдать за гончарными кругами. Внутри всё максимально «пинтерестно» и эстетично, а по студии прогуливается рыжий кот по прозвищу Кот. За расслабленным стилем скрывается одна из самых успешных керамических студий Сочи. Вместе с образовательным проектом «Мастера» узнали у Лизы Васильевой, основательницы Ceramic Hugs, как из хобби на питерском балконе развить успешный бизнес-проект.

 

Из строительства — к гончарному кругу

Лиза Васильева родилась в Москве, но её детство прошло в Костанае, городке на северо-западе Казахстана. В 18 лет она переехала учиться в Санкт-Петербург. Окончила архитектурно-строительный университет по специальности инженер ПТО, а после практически 10 лет проработала на различных стройках. Но при этом Лиза с детства увлекалась всем творческим: окончила художественную школу, лепила, занималась витражами, росписью стекла. «На момент поступления я и не знала, что можно просто учиться на художника. Думала, что человек должен получить какую-то серьёзную профессию, типа врач, бухгалтер, инженер», — делится Лиза. Работу в строительной сфере она вспоминает как тяжёлую и ответственную. За 10 лет девушка вдоволь попутешествовала по России.

Всё изменило случайное видео в инстаграме (соцсеть компании Meta, которая признана экстремистской и деятельность запрещена в РФ). На нём девушка прогуливалась по улице, а после открывала ключом свою мастерскую, садилась за гончарный круг и делала чашку. Это был 2014 год, Лизе исполнилось 26 лет.

Случилось озарение. Поняла, что хочу заниматься керамикой. Всегда желала найти то, что приносило бы и радость, как хобби, и доход. Раньше я делала какие-то альбомчики из бумаги, но понимала, что на этом не заработать. Когда же я увидела, что на гончарном круге можно скрутить чашку, как-то её декорировать и продать другому человеку — пазл сошёлся. У меня даже не было никаких сомнений.

Лиза Васильева

основательница бренда Ceramic Hugs

Лиза сразу же записалась на все мастер-классы по гончарному делу в Санкт-Петербурге. Правда, как потом она поняла, обучали там не совсем правильно. «Гончарить я научилась, но не в ту сторону», — вспоминает Лиза. В этот же период девушка ушла в декретный отпуск и больше на работу в сфере строительства не возвращалась. Лиза была настолько уверена в желании стать гончаром, что на декретные денеги купила гончарный круг за 40 000 рублей. Студию девушка оборудовала у себя на балконе. Обучаться она продолжила уже по урокам на Ютубе. Глину — брикетами по 12 килограмм — Лиза покупала в специализированных магазинах. Так же как и подглазурные краски для росписи. Купила Лиза и печь для обжига за 140 000 рублей. Да, обжиг изделий происходил прямо в квартире.

Это вполне нормальная история, если у тебя есть отдельное помещение. Балкон, в моём случае. Главное — просто не находиться рядом в момент обжига, потому что все испарения очень вредны. Я часто ставила изделия на обжиг вечером, закрывала наглухо дверь на балкон, а утром уже всё было готово.

Лиза Васильева

основательница бренда Ceramic Hugs

Первая коллекция и эксперименты

Долгое время Лиза просто выбрасывала то, что у неё получалось. Её целью было научиться делать одинаковые изделия. Например, пять одинаковых мисок. «Мне казалось, что если я буду показывать сразу много всего разного, то это не будет выглядеть как какой-то оформленный бренд», — рассказывает Лиза. Дальнейший шаг в развитии тоже помог сделать случай. Лиза сломала ногу и решила на период восстановления переехать к родителям в Казахстан. Но так как она не хотела забрасывать гончарное дело, то взяла всё оборудование с собой. Погрузила круг, печь, глину на поддоны и отправила их в Казахстан «Деловыми линиями». Всё лето Лиза провела на родине, продолжая обучение в гараже у родителей. И там родилась её первая коллекция. В неё вошли чашки, миски, тарелки и маленькие вазочки. Называлась коллекция «Скандинавские голубые цветы». Идея для визуального оформления взялась с «икеевских» рисунков на простынях.

Своим ученикам сейчас я не советую искать вдохновение на «Пинтерест». Это всего лишь бесконечное повторение того, что уже кто-то придумал. Вдохновение можно находить во всём: мох и древесная кора в лесу, какие-то картины. Я наблюдаю за западными керамиками. Очень вдохновляюсь уличным творчеством.

Лиза Васильева

основательница бренда Ceramic Hugs

Вернувшись в Санкт-Петербург с первой коллекцией, Лиза заказала её съёмку у фотографа, а после выложила на продажу в своём личном аккаунте инстаграма (соцсеть компании Meta, признана экстремистской и деятельность запрещена в РФ). Чашка стоила 580 рублей. По словам Лизы, к себестоимости она просто добавила 30%. Первую коллекцию раскупили друзья и знакомые. Так гончарное дело стало приносить первые деньги. Лиза начала делать следующие коллекции, ей приходили заказы уже от тех, кого она не знала. И тут девушка сделала удивительное открытие: уроки на Ютубе зачастую снимались на фронтальную камеру, которая зеркалит изображение, поэтому Лиза всё это время работала за гончарным кругом, как левша. Пришлось вновь переучиваться.

В конце 2015 года Лиза завела отдельную страничку под свой проект. Назвала Ceramic Hugs. «Потому что каждое изделие обнимается руками, пока изготавливается на круге», — делится Лиза. Аккаунт создавался с нуля, аудитория наращивалась постепенно. Для продвижения Лиза стала сотрудничать с фуд-фотографами, предоставляя им посуду для съёмок или становясь спонсором для их марафонов. Помогали продвижению и видео, в которых Лиза демонстрировала все процессы изготовления. Заказов становилось всё больше. Спрашивали не только о новых коллекциях, но и о повторах прошлых. К концу 2018 года Лиза в месяц делала и продавала порядка 50 изделий. «Как такового оборота не было, просто заработать бы на глину», — вспоминает Лиза.

В тот же период девушка купила себе раскатчик. Да, большая часть работы с глиной приходилась на гончарный круг, но для изделий нестандартных форм нужно было раскатывать пласт вручную. До того Лиза обходилась обычной кухонной скалкой. Раскатчик стоил 17 000 рублей. Ещё через некоторое время Лиза купила вторую печку за 150 000 рублей. Девушка понимала, что приблизилась к лимиту своих возможностей в формате «студии на балконе». Пора было выходить за рамки своей квартиры.

Очень благодарна своему мужу. Во-первых, он всегда поддерживал меня во всех начинаниях. Во-вторых, он очень помог с бизнес-составляющей моего проекта. В каких-то вещах я, как человек творческий, не особо понимаю. Например, спрогнозировать доходы, расходы. Его опыт — у него свой бизнес — очень пригодился.

Лиза Васильева

основательница бренда Ceramic Hugs

Зимой 2019 года Лиза со своим мужем, устав мёрзнуть в Санкт-Петербурге, перебрались в Сочи. Полтора месяца Лиза потратила на поиск помещения под студию. Подходящее нашлось на Советской, в самом центре Сочи. Это было хорошее офисное помещение площадью в 35 кв. м. Арендная плата составляла 35 000 рублей. Ещё 10 000 рублей по итогу уходили на оплату электроэнергии. «Очень много энергии сжирали печки. А у нас каждый день они работали», — делится Лиза. Так как помещение было в хорошем состоянии, то на ремонт ушло всего 90 000 рублей. Купили стол из «Икеи», стулья, раковину, перевезли стеллаж и питерской квартиры. Процесс ремонта Лиза транслировала в аккаунте Ceramic Hugs. К моменту переезда в Сочи там было уже 7 000 подписчиков.

Рост бизнеса

Если двух печек, что уже были у девушки, для открытия студии было достаточно, то одного гончарного круга нет. Лиза написала российскому бренду iMold с предложением отправить ей два круга по бартеру за рекламу. «Обещала, что буду снимать курсы с ними, проводить прямые эфиры. Я тогда смелая была», — вспоминает Лиза. Ребятам из iMold понравилась эта идея и они отправили Лизе два круга.

Студия открылась в мае 2019 года. Помимо изготовления посуды, Лиза начала проводить мастер-классы. «Нужно было покрывать космическую аренду», — признаётся девушка. Для продвижения она ходила по разным нетворкингам и рассказывала о своём проекте. Ещё проводила прямые эфиры с различными местными блогерами, которые приходили на гончарный круг в студию. В скором времени у Лизы появился первый помощник. Им стала девушка Женя. Это была ещё одна своеобразная бартерная история: Женя помогала по студии не за деньги, а за обучение гончарному мастерству. Такое сотрудничество просуществовало несколько месяцев. А после у Лизы появился и первый полноценный наёмный сотрудник.

Рома ко мне сам пришёл. Он до этого работал в какой-то мастерской в Адлере. Сказал, что хочет уйти оттуда и работать со мной. У меня небольшая паника случилась. Я не знала, сколько денег платить, что вообще делать надо было. Но Рома умел гончарить, его не надо было учить — такой шанс я не могла упускать.

Лиза Васильева

основательница бренда Ceramic Hugs

Рома позволил увеличить мощности Ceramic Hugs. До того Лиза работала в своём темпе, брала заказы до 10 единиц. Теперь же речь шла о куда больших масштабах. Практически сразу же они взяли заказ от одной кофейни из Москвы: 30 чашечек и 30 блюдечек. Стоимость изделий на тот момент была следующая: большая тарелка на 23 сантиметра — 1 100 рублей, кружка — от 1 000 до 1 200 рублей.

Летом 2019 года Лиза составила первый условный бизнес-план. Её целью было выйти в ежемесячный плюс на 35 000 рублей. «Получалось иногда даже чуть больше, и я очень радовалась этому», — вспоминает Лиза. Объёмы постепенно росли. «Мы могли и 100 изделий взять в работу. И при этом постоянно старались держать что-то в наличии», — рассказывает девушка. В тот же период Лиза при помощи мужа сделала табличку в Excel, которая позволяла рассчитать себестоимость изделий, учитывая даже аренду за помещение и расходы на электричество. В дальнейшем эту табличку девушка продавала за 200 рублей.

В таком режиме, как его называет сама Лиза, «выживания» Ceramic Hugs просуществовал до конца 2019 года. Мастер-классы начали сходить на нет, зато появилась новая история — курсы обучения гончарному делу. Три ученика на потоке, пять дней обучения по шесть часов каждый, стоимость — 18 000 рублей. Первый поток случился весной 2020 года, незадолго до карантина. Тогда же в мастерской появился и рыжий кот по имени Кот. «Всегда хотела, чтобы в студии жил рыжий кот», — рассказывает Лиза. Его подобрали в плохом состоянии с улицы знакомые девушки. В ветеринарной клинике не давали гарантии, что кот выкарабкается. Но тот смог и в скором времени поселился в мастерской. Имя для него Лиза выбирала с подписчиками Ceramic Hugs. Но, как оказалось, кот был готов откликаться лишь на имя Кот.

Новая студия, смена концепции и рост

Сам же карантин для Ceramic Hugs ознаменовался переездом на новое место. Главной причиной смены помещения была высокая аренда. Новую локацию нашли с помощью «Авито». Это было пустующее помещение на Первомайской, арендная плата за которое была намного меньше, чем на Советской.

Новая локация привлекала не только маленькой арендой, но и наличием своего дворика. Лиза к тому моменту заинтересовалась уличной техникой обжига раку. Из минусов помещения было его состояние. «Не было окон, двери, всё внутри обшито пластиковым сайдингом. Но, несмотря на это, сразу же решили — будем тут строиться», — вспоминает девушка. Ремонт занял месяц. Всё пришлось переделывать с нуля. В помещении построили маленькую печную комнату, вставили окна, привели в порядок ливнёвку, облагородили двор. Помогали с ремонтом и обитатели соседних мастерских. Например, ливнёвку помогли собрать ребята из сварочной мастерской. Общие затраты на ремонт составили 200 000 рублей. Правда, Лиза договорилась с арендодателями на скидку в первые два года за счёт ремонта. С её учётом сумма аренды составляла 18 000 рублей (сейчас — 23 000 рублей). Также девушка договорилась и об арендных каникулах на время ремонта.
В мае Лиза с Ромой и Котом перебрались с Советской на Первомайскую. А уже в июне состоялось официальное открытие Ceramic Hugs. Визуально новая студия не была похожа на типичную керамическую мастерскую. «Хотелось больше андеграунда, чтобы стены потрёпанные были, побольше металла», — делится Лиза. С визуализацией ей помогла бывшая ученица Юля.

С переездом слегка изменилась и концепция изделий. Лиза практически полностью отказалась от рисунков. Изделия Ceramic Hugs стали более лаконичными.

Мы просто поняли, что это покупают больше. И заведения, и фуд-фотографы, и обычные клиенты. Может такие лаконичные истории у людей ассоциируются с морем, камушками, горами, чем-то натуральным. Может Сочи повлияло. А может просто люди созрели, чтобы было меньше визуального шума. С названиями коллекций такая же история случилась. «Белая, «Чёрная», «В крапинку» — чем проще, тем лучше.

Лиза Васильева

основательница бренда Ceramic Hugs

Первый год на Первомайской прошёл в спокойном режиме. Но объёмы настолько выросли, что двух небольших печек уже перестало хватать. В Ceramic Hugs поступил большой заказ от студии, что занималась изготовлением фотофонов. Они открывали новое направление и им нужна была посуда для фуд-съёмок. Заказали у Ceramic Hugs 300 изделий. Для этого Лиза и решила приобрести большую печь на 130 литров (две предыдущие были на 60 и 70 литров). Стоила такая печка 460 000 рублей. Чтобы иметь возможность приобрести такую печь, Лиза договорилась с заказчиком об оплате вперёд. Эта печь до сих пор самое дорогое, что есть в студии. Через некоторое время появился ещё один гончарный круг. Но вновь бесплатно. Его отдала одна из учениц Лизы, когда уезжала из страны, в обмен на обещание присмотреть за её кошкой. Сейчас кошка живёт у родителей Лизы.

После переезда Лиза окончательно отошла от идеи с разнообразными мастер-классами. Остался лишь стандартный мастер-класс по работе за гончарным кругом, да и тот в Ceramic Hugs особо не рекламировался. Зато активно развивалась идея с обучением. Стоимость повысилась — теперь курс стоил 24 000 рублей. Потоки набирались раз в два месяца. За эти годы Лиза обучила около 50 человек. И некоторые из её учениц открыли свои студии. Причём буквально в нескольких метрах от Ceramic Hugs. Одной из таких была её первая ученица-помощница Женя. Но Лиза не видит в этом проблемы, и даже наоборот.

Я считаю и всегда говорю своим ученикам, что в нашем деле нет конкуренции. На всё и всех найдётся клиент. Мне нравится история про сотрудничество. Зайти взять инструмент, которого у тебя нет, что-то положить на обжиг, если у тебя печка занята. У нас с соседями полная взаимовыручка. С Женей мы дружим. Всегда друг другу помогаем, рассказываем открыто про материалы, кто какую глину попробовал. У меня нет такого ощущения, что я вырастила себе конкурентов.

Лиза Васильева

основательница бренда Ceramic Hugs

Сейчас

Сейчас Ceramic Hugs в месяц изготавливает примерно 400 изделий. «Один из последних заказов был на 320 единиц — для нас это уже обычное дело», — делится Лиза. Крупные заказы — это история про рестораны, бары и прочую хореку. Частные же заказы продают только из того, что есть в наличии. В процентном соотношении частные и оптовые заказы в проекции на год — это 50 на 50. Но при этом все месяцы в плане заказов абсолютно разные. Например, средний чек декабря у Ceramic Hugs — 14 700 рублей, а июля — 3 500 рублей. Однако, именно летом приходят заказчики-рестораны, которые готовятся к следующему сезону.

За три года я, наконец, пришла к пониманию, как планировать наперёд. У меня есть несколько таблиц в Excel, благодаря которым я могу прогнозировать, сколько у меня будет денег по итогам месяца. Исходя из этого, я уже понимаю, нужно мне брать оптовый заказ или нет, набирать новый поток на обучение или можно отложить.

Лиза Васильева

Лиза Васильева

На содержание студии у Лизы ежемесячно уходит 217 000 рублей. В эту сумму входят расходы на сырьё (за три месяца через Ceramic Hugs проходит полтонны глины), аренда, коммунальные платежи, зарплата двум сотрудникам. Да, теперь уже двум. Год назад Лиза взяла себе помощницу Машу. Начинала она с менеджерских обязанностей, но сейчас добавила к ним и глазурование изделий. По словам Лизы, в скором времени, возможно придётся нанимать ещё одного сотрудника.

Очень нервная ситуация с глиной. Мы используем немецкую, а с поставками проблемы. Перед Новым годом я потратила почти всю финансовую подушку, чтобы закупить глины с запасом. Ещё раньше можно было очень классные материалы — от глины до подглазурных красок — покупать в Америке. Теперь, разумеется, такой возможности нет.

Лиза Васильева

основательница бренда Ceramic Hugs

Сейчас самая маленькая кружа от Ceramic Hugs стоит 1 300 рублей. В среднем кружка — 1 700 рублей. Тарелки — от 1 000 до 2 200 рублей. Мастер-класс по гончарному кругу — 2 500 рублей с человека (максимум три участника). Курс обучения — 28 000 рублей. В планах у Лизы запуск своего онлайн-курса, а также сайта интерьерной керамики. Основой для последнего станут вазы, изготавливаемые с помощью той самой техники раку. Для неё уже соорудили своими руками печку. «Она уличная, работает от газового баллона. Перед началом обжига ты даже не знаешь, что в итоге получится. Каждый раз что-то уникальное», — делится Лиза. Цена таких ваз будет стартовать от 7 000 рублей.

 

Сочи, ул. Первомайская, 26А
ceramic_hugs

БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ЗАПУСТИТЬ БРЕНД КЕРАМИКИ»

В курсе расскажут, как выбрать свой стиль в работе с керамикой, подобрать материалы и оборудование, найти своих клиентов и пройти весь путь от начинающего керамиста, работающего в домашней мастерской, до большого производства с командой специалистов. Поговорят о создании не только керамической посуды, но и интерьерной керамики и стеклянных изделий, и рассмотрят, как развивать свой бренд даже в кризисный период.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»

БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ЗАПУСТИТЬ БРЕНД КЕРАМИКИ»

В курсе расскажут, как выбрать свой стиль в работе с керамикой, подобрать материалы и оборудование, найти своих клиентов и пройти весь путь от начинающего керамиста, работающего в домашней мастерской, до большого производства с командой специалистов. Поговорят о создании не только керамической посуды, но и интерьерной керамики и стеклянных изделий, и рассмотрят, как развивать свой бренд даже в кризисный период.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»