Если бы Эйзенштейн был официантом?

Сочи — город мечты и город мечтателей. Другого такого города в нашей стране нет. Сюда не приезжают от тоски, сюда приезжают за мечтой: «создать своё дело в городе у моря». У этого города свой особенный вайб — из «туризм only» он превратился в мультивселенную и дом для множества креаторов. Я встречала здесь строителей, которые цитируют Кандинского, и официантов, которые отлично разбираются в современном искусстве (а это тот ещё квест!).

Сочи — как Лос–Анджелес, где люди работают разнорабочими, официантами, неустанно вкладывая свои силы и время в дело мечты. Они формируют в этом городе новые рынки, новый стиль и новую реальность. В городе Сочи раньше не было других индустрий, кроме туризма. Но мечтатели упорно строят их. Мечтатели недоедают, экономят на всём и ждут, когда дело мечты начнёт работать.

Именно в этом феномен современного Сочи. А не в том, что это всесезонный курорт.

Но возможно, таким этот город вижу только я…

Новый облик города сформировался после Олимпиады, вместе с большим количеством ярких, креативных людей, которые «хлынули» сюда, в современный, футуристичный кластер.

Мария Логинова aka LOMARI

Юг всегда приманивал творческих людей, если посмотреть с исторической точки зрения. Возможно, именно поэтому в Сочи перебралось много людей искусства, которые создают здесь мощные проекты, связанные с культурой и бизнесом. Шашлычные они заменили на классные, модные, уютные места. Даже пляжи стали стильными! На глазах Сочи всё больше превращается в образец городской урбанистической культуры. То, каким и должен быть современный город. И если смотреть по сторонам — и представлять, будто глазами делаешь стоп-кадры, — иногда начинаешь путаться, в LA ты, а может быть, в Каннах или в Ницце. Но нет! Ты в Сочи!

Мечтатели создают здесь модные журналы, киностудии, студии звукозаписи, бренды одежды, мебель из переработанного пластика и многое другое. Всё это напоминает мне Нью-Йорк на заре «новой волны», «рассерженных молодых людей», «Cтудии 54» или Монмартр эпохи импрессионистов, где собирались творческие личности. И всё это выглядит здорово, если смотреть с одной стороны и не смотреть с другой.

Давайте будем честными: любое творческое произведение, будь то песня, клип, любой арт, архитектура, фильм, — это тысячи никем не оплаченных человеко-часов. Для того чтобы создать безвкусицу, не нужно много времени, а для шедевра надо попотеть. Говорю это как человек, у которого на работу над клипом иногда уходит год. За то время, пока поэт или писатель думает, стоматолог вылечит сотни зубов, сантехник починит сотни тысяч труб. А поэт ждёт музу, составляет в своей голове миллион образов, связывает их в цепочки… А все мы, все без исключения, любим слушать музыку, когда заводим авто, все мы любим смотреть кино и смеяться над сериалами. Мы все — потребители культуры, но не знаем, что за этим стоит. Мы не знаем, что, по сути, творческие люди, как суррогатные мамы, вынашивают плод и отдают своих детей. И поэтому их психика невероятно ранима. Труд есть — а плодов труда нет, и цифр на счёте не прибавляется. Иногда продукты творчества настолько новаторские, что в принципе не могут сразу быть приняты и поняты публикой. Здесь, в Сочи, у меня есть знакомый музыкант, который поёт в анимации отеля, хотя его задел не меньше, чем у Depeсhe Mode; есть знакомый художник по свету, который уехал оттого, что арендодатели подняли в один день стоимость квартиры с 20 тыс. до 50 тыс.; есть создатель интерактивного журнала, который лёг в больницу после нервного срыва и был на волосок от смерти как раз по причине новаторства журнала; композитор, который находится в перманентной депрессии; певица, которая стала таксистом, а могла бы быть русской Уитни, настолько сильный у неё джазовый голос!

Почему меня это так волнует, спросите вы. Ну, начнём с того, что уже седьмой год я строю в Сочи киностудию и все свои средства вкладываю в неё.

«Пусть поют и пишут у себя в Новогиреево, и не лезут в наш Сочи! Сочи не резиновый! Понаехали! Пробки от вас везде! Пусть победит сильнейший! Естественный отбор, все дела!»

Всё так, да не так! Культура — это то, что двигает человечество вперёд, то, что отличает нас от животного мира. Культура, а вовсе не реклама. И получается, что если мечтателей убрать, то тогда регион лишается инвестиций, лишается всей той славы, что могла бы быть! Просто представьте, как вы идёте на Сочинскую киностудию! В галерею современного искусства! Своим отношением мы лишаем себя и свой народ будущего — новых Стравинских, Чеховых. Возможно, именно поэтому в СССР (кто-то любит его, кто-то нет) это понимали и закрывали базовые потребности художников, писателей, композиторов, а в царской России было меценатство, которое поддерживало художников. Если бы не меценаты, не было бы сейчас таких шедевров, как «Похищение Европы», «Бурлаки на Волге», «Боярыня Морозова», «Купание красного коня», — список одной только живописи весьма обширен. Я предлагаю наоборот — пускай такие люди, когда планируют переезд в Сочи, сразу встают в очередь на «визу таланта», как креаторы. Пусть всё это выглядит как небылица, но мне нравится мысль Рея Бредбери в его «Конвекторе Тойнби» — говорить людям надо о том, что их ждёт блестящее будущее: где они отчистили реки и леса, живут в мире, берегут природу и создали… креативный кластер в Сочи! Да, именно так!

Сейчас многие в Сочи говорят о создании творческого кластера, художественных мастерских и долины, что-то наподобие PIXAR (давно пора, не знаю, почему тормозят, куча предпосылок и все условия для этого!). Но, скорее всего, действовать придётся самим! Например, местные киношники уже закупили практически всё необходимое оборудование, а раньше всё, даже стойки под названием си-стенды приходилось возить из Москвы. И получался такой замкнутый круг: проектов нет, потому что нет в городе оборудования; оборудования нет, потому что проектов нет.

Круто, если одна индустрия будет поддерживать другую: например, журналы — киношников, киношники — музыкантов, музыканты — рестораторов и т. д. Круто, если люди объединятся в сообщества, будут помогать и вдохновлять друг друга. Ведь в объединении сила. Можно даже организовать еженедельные круглые столы, за которыми будут встречаться творческие люди для того, чтобы формировать сильное окружение, создавать сообщество единомышленников. Которое в трудную минуту, когда кому-то хочется махнуть рукой и всё бросить, вдохновит и подставит плечо. Нальёт чайку! Я вот после трёх смен на клипе от недосыпа влетела на машине в соседский забор. Соседи не дураки, накормили пирогами, забор починили. От этих круглых креаторских столов могут быть выборные главы, которые будут представлять идеи в администрацию города и края.

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!» Хотя, конечно, хотелось бы — в мире розовых пони и фламинго, — чтобы администрация (барабанная дробь) поддерживала творческую интеллигенцию.

Сейчас я знаю, что администрация города ищет идеи и проекты — как сделать Сочи лучше. А могла бы просто предоставить хорошие условия для креаторов — например, жильё, места в детских садах и школах. А креаторы, креаторы уж точно создадут что-то особенное. Недаром они креаторы!
Важно, чтобы люди творчества бросали свой потенциал не на затыкание дыр в бюджете, а на то, что они умеют делать лучше всего. Тогда эти люди не будут вынуждены уезжать, сломленные бесконечным поиском жилья и нормального образования для своих детей, как мой знакомый художник по свету. Они будут создавать. Творить. Делать город краше и лучше. Создавать круговорот денег.

Весь зарубежный и даже отечественный опыт показывает, что даже небольшое внедрение арт-объектов в городскую среду может не только увеличить привлекательность региона, но и заметно изменить имидж и восприятие в целом. А какой у нас сейчас имидж? Дайте-ка подумаю… Город–катастрофа? Где всё время что-то смывает? Город–обман? Где дорого и некачественно? А можно создать свой Баухаус! В Баухаусе, кстати, были русские преподаватели!

Помните, сколько было шума вокруг какашки на Болотной площади в Москве? А что находится за какашкой, вы знаете? Новый ТЦ. И, таким образом, все, кто ругали какашку, пиарили её, а все, кто приехали на неё посмотреть, зашли в ТЦ и оставили там свои кровно нажитые. Вот как делается современный маркетинг с помощью креативных индустрий! И несовременный, кстати, тоже. Можно знатно поучиться хайпу у Сальвадора Дали и Скиапарелли, до идей которых современным хайпожорам как до луны! А Дали, ну что за совпадение, творил на юге!

Если туристы будут приезжать на фестиваль или на выставку художника, они смогут поесть в соседнем ресторанчике, а владелец ресторанчика разместит на эти деньги рекламу в журнале, а владелец журнала вложит деньги в занятие танцами, и в конечном счёте все эти люди заплатят налоги в бюджет. И тогда город будет интересен и в новом качестве впишет себя в историю. Где Сочи — город для каждого, кто захочет его испытать. Сочи — город, открытый для инвестиций, развития, веяний новой эпохи, возможностей! Город — для всего!

P.S. Уже сейчас я представляю в Сочи огромные павильоны киностудии, новых знаменитостей, залы инсталляций, школу талантов в Красной Поляне и верю в то, что мы стоим у самых истоков этой истории!

Текст: Мария Логинова aka LOMARI — режиссёр, клипмейкер, сценарист, продюсер, креативный директор, фотограф
Фото: Татьяна Марченко