Каково быть владельцем электромобиля в Сочи?


В начале 2018 года пятеро владельцев электромобилей в Сочи создали общий чатик и начали самостоятельно улучшать инфраструктуру для экологичного транспорта в курортном городе. К началу 2019-го в сообществе было уже 50 человек. Марина Колыванова поговорила с некоторыми из них о том, почему они решили пересесть на электрические ласточки, и выяснила, сколько всё это стоит.

Электроэнтузиаст в Сочи

Инженер-энергетик Алексей Решетников утверждает, что эксплуатация электрического автомобиля намного дешевле бензинового. Два года назад, изучив возможности машин с электродвигателем, их достоинства и недостатки, Алексей решил, что плюсов гораздо больше, и купил самую простую и дешёвую модель Nissan Leaf. Японский автомобиль переправляли на Кубань с Дальнего Востока. Тогда на дорогах края не было никакой инфраструктуры, заряжать машину приходилось от простой розетки, так что Решетников стал одним из первых, кто решился преодолеть путь Краснодар — Сочи на электроавтомобиле.

Алексей ждал меня в машине, и когда я подходила к месту встречи, увидела, как он весело болтает с девушкой, которая припарковала свою тачку с шашечками по соседству. Он оставил ей визитку — на случай, если понадобится помощь с выбором электромобиля. Я сначала усмотрела в этом меркантильный интерес, но потом поняла, что Алексей настоящий энтузиаст, который пока ещё раздаёт советы для любителей электротранспорта и сочувствующих от души, бесплатно.

Электрический автомобиль в отличие от классического устроен просто. Двигатель здесь напрямую соединён с колёсами, коробки как таковой нет, есть зарядное устройство и блок управления. Частотный преобразователь передаёт электрические команды с педали газа двигателю, чтобы тот вращался именно с той частотой, которую задаёт водитель. Чем сильнее нажатие — тем быстрее раскручивается электрический вал.

«Из-за того, что электромобиль выполнен просто, он очень надёжен, — утверждает Решетников. — Да, как любое транспортное средство, как любой механизм, он тоже ломается, от этого никуда не деться, но случается это гораздо реже и в куда более лёгких формах, чем с обычным автомобилем. К примеру, в электромобиле никогда не оборвётся ремень, не загнётся клапан».

«Работники сферы перевозок как никто должны быть заинтересованы в приобретении электромобилей. Даже если заряжаться не на бесплатных зарядных станциях, расходы на «топливо» будут в 10 раз меньше, чем при использовании любого бензинового автомобиля, даже экономичного. Тем более, при таких пробегах, как у таксистов», — говорит инженер-энергетик.

Ёмкость батареи и зарядные станции

Электромобиль начинает движение и едет по дороге практически бесшумно. С непривычки испытываешь странные ощущения. Алексей держит путь на заправку «Роснефти» в Имеретинке. Там находится одна из 16 зарядных станций, которые отображаются в самом популярном у любителей электромобилей приложении PlugShare. Большинство из них бесплатные, другие расположены на территории платных парковок.

Некоторые электромобили могут заряжаться во время движения с горки. Автоматически включается режим рекуперации, и двигатель превращается в генератор. Это очень удобно, потому что продлевается автономный режим работы. Можно представить экстренную ситуацию — батарея полностью высажена, электромобиль на буксире. За три-четыре километра движения в хвосте в режиме рекуперации машина зарядится, и этого заряда хватит на 10 километров.

Премиум-автомобили Tesla model S и M комплектуются аккумуляторами по 60–100 кВт. Ёмкость батареи может превышать и 100 кВт — например, в суперкаре Rimac C Two. Однако рядовые автомобили для города оборудованы менее внушительными аккумуляторами. Тем не менее, новый электромобиль Nissan Leaf с батареей объёмом 24 кВт проедет 150–170 километров в зависимости от манеры вождения.

Агрессивный стиль сокращает дальность хода, рациональный — увеличивает. Если ездить в потоке, никого не обгонять, резко не ускоряться и плавно тормозить, то новый автомобиль выжмет максимум из доступного потенциала. При этом нужно учитывать, что если вы будете слушать музыку или включите систему климат-контроля, электромобиль сядет быстрее. Количество километров также зависит от состояния батареи. Аккумуляторы со временем устаревают, в среднем в год ёмкость батареи теряет около 5%. Об этом нужно думать при покупке электромобилей с пробегом.

Алексей паркуется у зарядного устройства и ставит автомобиль на зарядку. На парковке «Роснефти» зарядиться можно абсолютно бесплатно. Да и сама компания не тратит на это ни копейки — на заправке установлены солнечные батареи. Кстати, как и несколько других зарядных станций, эту активисты электротранспорта в Сочи запускали сами. Сделали полную настройку колонки, которая не видела автомобиль и аварийно отключалась.

«Я инженер-энергетик, — рассказывает Решетников. — В прошлом году мы договорились с руководством заправок: я показал удостоверение, допуски и получил разрешение на ремонт станций. С инициативной группой мы проехали все зарядки в городе и наладили их работу. Станции, установленные к Олимпиаде, были либо сломаны, либо не укомплектованы, а некоторые и вовсе много лет не были подключены к энергосистеме. На многих не соответствовали автоматические выключатели — стояли меньших размеров, хотя мощность сети позволяет. Просто сэкономили, поставили дешёвый автомат. Когда автоматы поменяли, всё заработало. Некоторым станциям ремонт ещё предстоит — надо докупать дорогостоящее оборудование, менять гнёзда».

Nissan Leaf с ёмкостью аккумулятора 24 кВт заряжается с нуля от простой розетки за 4,5 часа, однако обычно никто не выкатывает батарею полностью, поэтому в среднем зарядка длится в районе трёх часов. Есть леворукие модели Nissan Leaf для американского рынка, у них более мощное зарядное устройство, которое заряжается в два раза быстрее. На скорость зарядки также влияет тип зарядной станции. В Сочи есть только медленные. Они заряжают электромобили со скоростью обычной розетки. Ближайшая быстрая зарядка находится в Горячем Ключе. Автомобиль с батареей 24 кВт зарядится на ней за 20–30 минут.

Electro-вечеринка на заправке

Пока мы обсуждали типы зарядных станций, рядом припарковывается ещё один Nissan Leaf. «Ничего себе, electro-пати», — думаю я, которая в жизни столько электромобилей в одном месте не видела. Всего в Сочи примерно 70 машин с электродвигателем. Основную часть составляют Nissan Leaf, есть несколько понтовых Tesla и малютка Mitsubishi MiEV.

Из красного авто выходит представительный мужчина, тёзка инженера-энергетика. Алексей Будников только что вернулся из Красной Поляны — проверял, хватит ли одного заряда на поездку. Хватило. Вновь прибывший признаётся, что целый год не решался на покупку электромобиля, потому что он привязан к электричеству, а с зарядной инфраструктурой на юге России имеются проблемы. Тем не менее, за несколько месяцев Алексей приноровился к сочинским реалиям, и покупкой остался доволен.

«В целом Nissan Leaf меня очень сильно впечатлил. У него хорошая динамика езды, он тихий, не загрязняет окружающую среду. При этом автомобиль очень комфортный, со всеми привычными функциями — кондиционер, климат-контроль, камера заднего вида. В общем, полноценный автомобиль для города. Также он хорош в плане экономии. Раньше я ездил с двигателем внутреннего сгорания, и это очень сильно отражалось на финансах», — рассказывает Будников.

Экология и деньги

Подержанные зелёные электромобили можно найти до 500 000 рублей, тут главное не прогадать и проверить состояние батареи. Тем не менее, машины будущего в России — редкость. Только задумайтесь — объём рынка новых электромобилей хоть и вырос в два раза по сравнению с предыдущим периодом, но составил всего 144 единицы. Это очень мало, учитывая, что ежегодные объёмы продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в нашей стране исчисляются в единицах с шестью нулями. Это и неудивительно — ценник на новые электромобили конский, гораздо дешевле можно приобрести классическое авто. К тому же, в прошлом году в России перестали действовать льготы на их ввоз, увеличился утилизационный сбор. Только в некоторых российских регионах частично поощряется переход на экологичный вид транспорта — например, в Москве электромобили можно парковать бесплатно.

Печально, что зелёные решения не предлагаются в Сочи, где нет масштабного промышленного производства, а транспорт является одним из главных источников загрязнения окружающей среды. Совокупный автопарк города каждый год загрязняет атмосферу десятками тысяч тонн вредных веществ. Всего один автомобиль с двигателем внутреннего сгорания выделяет около пяти тонн выхлопных газов и моторного масла на один километр дороги в год.

Статистика выглядит апокалиптично, однако не так-то просто пересесть с бензиновой иглы на экологичный автомобиль. До того, как я встретила реальных владельцев электромобилей и занялась этой темой, я думала, что определилась с тем, какую машину хочу купить. После разговора с Решетниковым и Будниковым у меня возник ступор, появились сомнения. Неразвитость инфраструктуры для зарядки электромобилей на юге России пугает, друзья и родные крутят пальцем у виска. Посмотрим.