С каждым годом всё большую популярность набирает катание вне оборудованных трасс. Вот только многие ли из тех, кто отчаянно раскатывает сугробы вместо вельвета, думают о безопасности?
В этом выпуске о том, как избежать неприятностей, покидая подготовленный склон, нам рассказывает Николай Пиотровский. Один из тех, кто развивает горнолыжную индустрию, организатор более сотни лыжных и сноубордических мероприятий, таких как: Rosa Fest, Кубок России по фрирайду и Rosa Khutor Freeride Contest, авторских туров хели-ски и продюсер горной киностудии Action Brothers.
Николай Пиотровский
С каждым годом всё большую популярность набирает катание вне оборудованных трасс. Вот только многие ли из тех, кто отчаянно раскатывает сугробы вместо вельвета, думают о безопасности?
В этом выпуске о том, как избежать неприятностей, покидая подготовленный склон, нам рассказывает Николай Пиотровский. Один из тех, кто развивает горнолыжную индустрию, организатор более сотни лыжных и сноубордических мероприятий, таких как: Rosa Fest, Кубок России по фрирайду и Rosa Khutor Freeride Contest, авторских туров хели-ски и продюсер горной киностудии Action Brothers.
Николай Пиотровский
Когда уходить на целину
Правильный момент — когда на трассе стало скучно, в прогрессе ты достиг потолка. Отрабатываешь технику, но ничего нового уже не происходит. А во фрирайде постоянно что-то интересное: изменения снежных условий, новые вызовы, новые склоны. Фрирайд — это бесконечный прогресс.
Важно: наскучить должны чёрные трассы. Образ фрирайдера с бесконечным весельем на целине сейчас очень раскручен — и даже новички пытаются ему соответствовать. Мучаются, падают постоянно, но лезут за ограждение.
Об отличиях чёрной трассы от фрирайда
На чёрной трассе две техники спуска: классическая и резаный поворот. А во внетрассовом катании есть ещё могульная и фрирайдная техники, всякие фишки с переносом веса, и т.д.. Фрирайд — это сочетание всех дисциплин и техник катания, это требует владения всеми ими на хорошем уровне.
10 правил выживания
Не кататься в одиночку! Компания — это очень важно. В группе, с гидом, инструктором — нужно минимум 3 человека. В идеале, конечно, друзья, с которыми покоряете горы много лет. Во фрирайде компания — это твои спасатели, на которых можно положиться. Речь даже не о лавинах: банальное растяжение или потерявшаяся лыжа — в одиночку не всегда получится справиться.
Не кататься в незнакомом регионе без гида или местного райдера. Местность, которую не знаешь, может быть полна неприятных сюрпризов: скал, ручьёв, сбросов и других ловушек рельефа. Нужно знать, куда едешь.
Не кататься по чужим следам. Их могут оставить очень опытные райдеры, для которых границы возможностей шире. Там, где они легко проедут крутой и опасный склон, начинающий фрирайдер сорвётся и улетит кубарем. Другая крайность — следы могут быть и от новичка, не знающего местности. Потеряетесь оба.
Понимание лавинной обстановки. На всех курортах есть лавинные бюллетени, которые ежедневно обновляются. Лавинщики — первый источник информации о состоянии склонов. Профессиональные гиды — тоже авторитетные источники.
Лавинное снаряжение. Минимум: бипер (датчик), щуп и лопата. Желателен лавинный рюкзак с надувной системой ABS или Alpride — с ней при сходе лавины вас вытолкнет на поверхность, а не затянет под снег. И, конечно, оборудованием нужно уметь пользоваться: пройти курсы или тренинг у опытных гидов.
Не выходить на карниз. Очевидная вещь, но многие туристы и начинающие хотят осмотреться, подходят к краю и обрушиваются вместе с ним. Скальные выступы безопаснее.
Не переоценивать свои возможности. Именно это — причина многих травм. Фрирайд — это сплошная эйфория и адреналин, да и снег вокруг мягкий, падать не страшно. В итоге человек перестаёт контролировать скорость и вылетает даже с небольшого перегиба. Или въезжает в лес — а там деревья слишком часто стоят.
Умение отказаться от спуска. Да, это сложно, особенно если к желаемому нетронутому склону шёл полчаса. Но если на месте обнаруживается лавинная опасность, лёд, наст — лучше вернуться на трассу. Пусть в этот день вы немного разочаруетесь, зато продолжите кататься до старости.
Правильный выбор снаряжения. Подходящие лыжи или сноуборд, мембранная одежда, шлем, рюкзак с тёплой одеждой и перчатками. Фонарик, спички, лёгкий перекус, вода или термос с чаем. Небольшая аптечка с минимальным набором «бинт-пластырь-перекись»: даже ветки в лесу могут сильно поцарапать. Никто не собирается попадать в неприятности, но к ним нужно быть готовым.
Идти в горы с правильным настроем. Оказаться в моменте, посмотреть на вершины вокруг, на счастливых людей. А вот ехать с плохим настроением на сложный участок опасно: мысли могут отвлечь, а это приведёт к падениям и неприятностям.
В горах нужно перезагрузиться, а решение проблем придёт само. После спуска.
Где фрирайдят в Красной Поляне
Курорт Роза Хутор: южный склон и все северные стенки. Они более лесистые, но много кулуаров без деревьев. Например, Крэйзи Хутор, Обер Хутор, Юрьев Хутор.
Газпром Альпика: там прямо с вершины можно выехать на целину, чуть правее трассы. Неплохой уклон, широкое пространство, да и раскатано не так сильно, как на Розе.
Курорт Красная Поляна — Цирки. С первого и второго на курорт вернуться легко. Самый опасный — третий: много скальных сбросов и 72-метровый водопад Поликаря. Без гида и в плохую погоду лучше не рисковать.
Хели-ски или фрирайд?
Хели-ски — разновидность фрирайда, спуск по нетронутым снежным склонам вдали от подготовленных трасс с подъёмом к началу спуска на вертолёте.
Что безопаснее? Хели-ски. В нём каждое действие контролируется гидом , и люди внимательно его слушают: горы дикие, рисков гораздо больше, чем на курортах. Сложнее в плане лавинной обстановки, но это работа профессионального гида, который выбирает правильные склоны. Самое опасное во фрирайде — самодеятельность.
Абхазия vs Сочи
Да, в Красной Поляне есть направление хели-ски. Но зона катания здесь небольшая, кругом заповедник, и летать на малых высотах нельзя. Я организую туры хели-ски в Абхазию. Регион катания там — примерно как сто Красных Полян. Горы выше, снег холоднее, перепады высот на одном спуске — до 1500 метров.
Стандартная программа — 4 спуска за день, иногда 5. Трансфер из Красной Поляны на базу в Цандрипш. Оттуда летим на вершины Ах-Аг, Чолгон, Арбаика, Динозавр — это как раз те горы, которые видны с Роза Пик в сторону моря
В Красной Поляне я катаюсь с 2005 г. Хели-ски занимался на Камчатке, в Сибири и по всему Кавказу, но Абхазия — на первом месте и по качеству снега, и по рельефу. Снег морозный, и его много, как в Красной Поляне. Лёгкий паудер (мягкий свежевыпавший снег), как в Сибири. И склоны хорошие, классический альпийский рельеф. Для фрирайдеров — настоящий Клондайк, только мало кто о нём знает.
Фото: Саша Местный