Как сделать биеннале в Краснодаре

В октябре 2023 творческое объединение «Сёстры Д» и студия мультимедийных инсталляций DinDin Studio организовали в краснодарской арт-резиденции «Дом Книги» биеннале — уже вторую по счёту. Интерактивная экспозиция, танцевальный перформанс и лекторий. За 10 дней выставку посетили более 2 500 человек. О том, как организовать культурное событие в Краснодаре и на каком уровне находится современное искусство в столице Юга России, мы поговорили с «Сёстрами Д» — Кирой и Алисой Деляевыми.

В этом году биеннале получила имя «ШУМ?». Посетителям выставки предлагалось поразмышлять над тезисом «Мы живём в эпоху шума» и задаться вопросами о том, как шум — звуковой, новостной и визуальный влияет на человека: становится ли он привычным, как часто мы остаёмся в тишине и что для нас комфортнее. «Направленность наших биеннале строится вокруг мира человека и его особенностей. Мы проводим исследования, актуализируем одну из тем и работаем над ней. При выборе темы стараемся ориентироваться на исторический срез. Так, например, первую биеннале «Городской аутизм и эскапизм» мы проводили в месяц информирования об аутизме», — рассказывает куратор выставки Кира Деляева.

Биеннале организовали трое: творческое объединение «Сёстры Д» — Кира и Алиса, и руководитель студии мультимедийных инсталляций DinDin Studio Денис Крошков. Кира — куратор биеннале, инициатор и главный идейный вдохновитель. Алиса занималась рекламой, пиаром и организационными вопросами. Денис отвечал за мультимедийное дополнение, технические доработки и монтаж.

В биеннале приняли участие 26 художников из шести городов, большая часть — из Краснодара. «ШУМ?» объединил работы самых разных направлений: видео и аудиоинсталляции, живопись, science-art, NFT, перформансы. Отбирали художников через open call и личные рассылки: всего было более 600 заявок, это в три раза больше, чем в 2021 году. В рамках лектория на биеннале успели провести восемь дискуссий: философ, психолог, стилист, историк фотографии, mindfulness-специалист, маркетолог, филолог и художник пытались разобраться в природе шума и интерпретировать это понятие через призму собственного опыта. «В дни лекций мы меняли часть контента в залах, чтобы соответствовать тематике, поэтому экспозиция всегда выглядела по-новому и несла новые смыслы», — отмечает Алиса Деляева.

«Сёстры Д» в год делают около 20—30 событий в сфере культуры и искусства, поэтому с организационной точки зрения проведение биеннале не было для них сильно сложной задачей. «Когда долго занимаешься организацией, то понимаешь базу и дальше всё идёт от переменных, которые также легко учесть. Форс-мажоры бывают всегда, но без них жизнь была бы слишком скучной. Главное — уметь находить решение из любой ситуации и сохранять человеческое внутри себя, уметь договариваться. Для наших проектов всегда самое тяжёлое — найти помещение для проведения», — говорят сёстры.

Сложности с поиском помещения не обошли и биеннале: площадку — арт-резиденцию «Дом книги» — удалось найти практически перед самым началом события. Поиски заняли больше полугода, за это время организаторы пересмотрели около 15 локаций. «Помещение — наш криптонит, ахиллесова пята. Так как в этом году биеннале была мультимедийной, то нам нужны были подключения. Ещё мы стараемся проводить свои мероприятия в центре города: чтобы охватывать максимум людей и для логистического удобства», — рассказывают организаторы. В итоге площадка отлично трансформировалась в 450 квадратных метров мультимедийного пространства, для которого было задействовано более 20 киловатт оборудования и 10 терабайт видео и аудио.

Одним из требований со стороны площадки был бесплатный вход для посетителей, впрочем, для организаторов это не стало камнем преткновения: «Для нас было важно провести биеннале любым способом, даже если в итоге это чистой воды альтруизм, — рассказывает Кира, — на организацию мы потратили личные средства, основные вложения были от Дениса. Его мультимедийная студия DinDin была нашим единственным партнёром». Два года назад, вход на первую биеннале был платным, но минимальным. В Краснодаре пока нет сложившейся культуры посещения подобных ивентов, поэтому организация биеннале — это ещё и исследование территории: чтобы понять, насколько востребованы такие события, и готова ли публика за них платить.

«Несомненно, динамика есть, и она положительная по всем аспектам, — отмечает Кира. — И посетители, и художники изголодались, всем не хватает событий. В этом году и людей, и заявок на участие было намного больше. К тому же у большего количества публики появилась личная вовлечённость в процесс, улучшилась насмотренность. Вообще, за последние пять лет в России люди в целом стали активнее интересоваться культурой во всех её направлениях. И нам приятно, что своими мероприятиями мы тоже влияем на отношение к культуре и имеем возможность сделать современное искусство более понятным для обычного потребителя».

«Сёстры Д» мечтают создать сеть горизонтальных связей среди творцов всех регионов нашей страны, чтобы доказать, что классные и масштабные события проходят не только в столице. Впрочем, успех биеннале и других проектов Киры и Алисы, которыми они занимаются последние восемь лет, говорит о том, что они на верном пути. Следующая биеннале запланирована на 2025 год, тема и концепция уже формируются.