Чудеса Абхазии. Часть III

Абхазия — очень быстрый лифт в прошлое. Этакая машина времени 2.0, которая почти бесперебойно работает под уютным бочком Сочи. Здесь современность накладывается на самобытность народа, неопределенность статуса Республики и глубокую историю. Многие сочинцы ездят туда на выходные. Многие туристы не видят отдыха в Сочи без визита в Абхазию. Мы решили издать серию статей о чудесах этой уникальной страны. Первые две части можно прочитать здесь и здесь.

Соленья

Будучи в Абхазии, обязательно попробуйте соленья. Это блюдо совершенно изумительно, и не похоже ни на русское, ни на грузинское блюдо. В зависимости от времени года (и в меньшей степени — района) в тарелку с соленьями входят разные овощи. Летом это чаще всего огурцы, помидоры, болгарский перец, острый перец, иногда — капуста. Все эти блюда имеют ярко выраженный пряный вкус, поскольку готовятся с добавлением приправ. Самое же удивительное — это цвет. И огурцы (на срезе), и перец — малиново-лилового цвета. Это достигается не за счёт свёклы, которую в Абхазии редко едят, а за счёт ягод растения лаконос американский, или фитолакка.

Это сорное растение, когда-то завезённое из Нового Света, получило в Абхазии удивительную популярность. Его насыщенно-чёрные ягоды широко используются в солении, и розоватые огурцы — настоящий хит абхазского застолья. Осенью на смену огурцам и перцу приходят корнеплоды — топинамбур и кольраби (ахул). Топинамбур — известное всем зожникам растение, которое активно цветёт осенью. Корневище топинамбура, близкого родственника подсолнуха, на вкус напоминает сладкую картошку. Корнеплоды относительно мелкие, корявенькие, быстро подвергаются гниению, что не останавливает абхазов от его активного использования в качестве соленья. Ещё один осенний корнеплод — ахул, мясистый корень капусты кольраби, похожий по вкусовым качествам на редис. Его также традиционно подают в осенне-зимней тарелке солений.

Избегание

Довольно распространённый на Кавказе обычай — избегание — был принят и в Абхазии. Избегание — это добровольное ограничение на общение между родственниками. Оно приобретало разные формы и встречалось между различными категориями родственников. Например, ограничение общения жениха и невесты в день свадьбы и после. Частым было ограничение прилюдного общения отца и детей — не приветствовалось, чтобы отец приласкал или утешил ребёнка на глазах у других людей. Даже в случае возникновения опасности для малыша отец не мог вмешаться. Подобные ограничения распространялись и на общение снохи (жены сына) с новорождёнными детьми. Как правило, в старые времена первоначальное воспитание ложилось на плечи свекрови. Это пережитки патриархального строя, вызванные устоями сосуществования большой семьи. В основном, они ушли в прошлое, особенно в XX веке, оставшись лишь в некоторых сёлах. Тем не менее одна форма избегания осталась до наших дней, и в той или иной форме проявляется и в отношениях членов современных абхазских семей.

Речь идёт об отношениях снохи и старших родственников мужа, особенно мужского пола, в случае, если сноха перебиралась в дом мужа. Свёкр (отец мужа), дед мужа, в меньшей степени братья мужа — все они оставались для снохи людьми, присутствия которых она должна была избегать. В случае, когда избегать их присутствия не получалось, сноха должна была оставаться незаметной и не общаться с ними. Период избегания мог длиться всю жизнь, но мог со временем и стираться, в этом случае чужеродность снохи как бы растворялась. И если в современном мире сложно представить себе, что члены семьи избегают общения, то абхазская сноха, сохраняющая молчание в присутствии свёкра — это распространённое явление.

Сухум или Сухуми

Люди старшего поколения, выросшие во времена Советского Союза, привыкли произносить Сухуми. Тем не менее правильней говорить Сухум, как исконно назывался город до насильственной грузинизации его названия Постановлением ЦИК СССР от 16 августа 1936 года. С этого момента на всех картах и во всех изданиях название города стало печататься на грузинский манер. Традиционное же название Сухум было принято и при турках (Сухум-кале), и во времена Российской империи (с 1866 года — Сухум). Сухум восходит к древнему поселению Цхум (Цхуми), существовавшему на юге современного города, в той местности, где сейчас находятся развалины замка Баграта III. Впрочем, задолго до Цхума на территории современного города существовала сначала греческая колония Диоскурия (с V века до н. э.), основанная, по преданию, братьями Диоскурами, участниками похода аргонавтов за золотым руном, а затем и римская. Она называлась Себастополис (в честь императора Октавиана Августа), и по одной из версий, дала название крымскому городу Севастополю. После римлян город пришёл в запустение и подвергся частичному затоплению в результате землетрясения и опущения части суши на дно морское. Сухумская бухта — до сих пор одно из самых интересных мест с точки зрения дайвинга.

С 1992 года Сухуму было возвращено его историческое название, которое потом было закреплено и в российской картографии. Теперь если вы скажете «Сухуми», вас в Абхазии вежливо исправят и объяснят, что так не стоит говорить. Избавление от конечной буквы «и» при этом стало всеобщим. Желание избавиться от грузинского наследия обратилось даже против хачапури и хинкали. В Абхазии можно чаще услышать хачапур и хинкал, хотя уж эти слова точно грузинского происхождения.