«Sochi Fashion Week. Теперь я видел всё», — это один из первых комментариев в сети на тему тогда ещё грядущего события в городе. До старта интерес к нему был откровенно завышен. И объяснение простое: за последние несколько лет в Сочи прошли какие угодно масштабные мероприятия (культурные, спортивные, экономические), но только не модные. За «фешеном» обычно летали в Краснодар, Питер и Москву. Туда местные дизайнеры и возили свои коллекции на показы. Что же пошло не так и почему не все главные модельеры из Сочи так и не продемонстрировали работы в рамках недели моды в своём городе? Рассказывает редактор моды SCAPP Юлия Романовская.
Самый сильный показ. Он был. Поздно вечером, в будний день, но был. И это не Chapurin, который привёз вместо ожидаемой Spring/Summer 2018 круизную коллекцию. В этом, конечно, нет ничего криминального, просто обидно, что за пару дней до Sochi Fashion Week в Музее Москвы Игорь показывал действительно сильные дизайнерские работы, а до юга их так и не довёз. В мире моды, помимо Лагерфельда, редкий дизайнер устраивает демонстрацию «круиз коллекшн». Для них обычно делают лукбуки и не больше. Всё это к тому, что провести с помпой показ в Москве и показать в Сочи совершенно другое шоу, как минимум, странно.
Если Чапурин был хэдлайнером, то вишенкой на торте, видимо, являлся бренд Black Star Wear. Иначе с какой стати именно ему отдавать привилегированное право закрывать первую неделю моды в Сочи. Но факт остаётся фактом: завершающим аккордом (решайте сами, мажорным или минорным) стал показ спортивной стрит-стайл одежды. Она не отражала главной концепции fashion week (экология) и не соответствовала понятию подиумной моды. Смотреть, как в финале демонстрируют обычные спортивные вещи из «Моремолла», было, прямо скажем, неловко.Тем не менее, организаторы считают, что идея завершить неделю моды показом именно этого бренда — отличная возможность привлечь внимание к SFW подростков и молодых людей, среди которых так популярен именно спортивный стиль.
Но вернёмся к действительно хорошему показу. К Olga Yakubowitch и ее Total black. Элегантная Лена Летучая открывала и закрывала показ, и в те 15 минут прекрасно было всё. Музыка, статные модели, чёрные платья, сшитые по лекалам 50-х годов, и завораживающие шляпки Лилии Гуреевой. Всё сложилось как пазл и вызвало бурные овации. В кулуарах громко заявляли, что Якубович — новая Сергеенко, но это, конечно, не так, потому что и истоки творческого диалога, и настроение у дизайнеров разные.
Половина успеха модельера во время показа — это, безусловно, грамотно подобранные модели. И когда на подиуме появлялась известная в Сочи Гриня или победительница «Топ Модель Сочи – 2017» Ольга Кораблёва, удовольствия от целостного и гармоничного образа было больше обычного. Но поскольку моделям не платили, костяк сильных и харизматичных девушек на Sochi Fashion Week в основном не присутствовал. От этого показы, например, сочинских дизайнеров, откровенно страдали. Если не искать где надо и не надо плюсов с минусами, а называть вещи своими именами, можно произнести вслух две очевидные для зрителя вещи: первое — многие модели ходили плохо; второе — одежда от сочинских дизайнеров на подиуме не смотрелась. Да, такое бывает. Можно отлично делать свою работу, создавать вещи, которые бесконечно приятно держать в руках, надевать и собирать в них сотни комплиментов. Но эти вещи не будут смотреться на подиуме в лучах софитов под fashion-бит.
Если на свитер добавить модных в этом сезоне вышитых птиц, от этого он не станет ни крутым pret-a-porte, ни «от кутюр». С последним в России вообще беда. Сшить в единственном экземпляре вещь с максимальным использованием ручного труда — это не заоблачный результат, а уровень хорошего ателье. Haute Couture всё-таки про Парижский синдикат, и пока в него не попал ни один русский Модный дом. Но шансы всегда есть, особенно, если развивать русский fashion и всячески способствовать этому процессу. Резонно ли брать в этом ключе с дизайнеров огромные деньги за участие (организаторами была озвучена сумма в 100 000 рублей), когда моделям не платят, а мероприятие проходит при поддержке администрации города? Например, на Неделе моды в Москве очень талантливым, но небогатым модельерам разрешают участвовать бесплатно. Немного лояльности со стороны организаторов Sochi Fashion Week — и среди 25 показов дизайнеров из Сочи было бы не двое, а больше.
В числе гостей локальных модельеров было также мало. Личные инвайты на руках имели, например, Юлия Иванова, София Каменева, команда бренда OMG. В то же время пригласительные обошли стороной известных в городе Александру Степанец, Лизу Шевелеву и других, причастных к fashion-бизнесу Сочи, людей. Организаторы объясняют подобное исключительно отсутствием единого общедоступного ресурса, консолидирующего информацию о дизайнерах.
Всё это можно списать на трудности организации масштабного проекта, который в Сочи делался впервые. Служба рассадки работала плохо, и это факт. Тут и там возникали очереди или даже скандалы среди тех, кто занимал места гостей, резервировавших себе ранее стул в первом ряду брошюркой. Но такие вещи случаются даже на Mercedes-Benz Fashion Week: безотносительно — VIP ты или нет. В Париже, правда, всё не так. Но это «забугорище», а для людей (не всех), которые приходили на Неделю моды Сочи в бабушкиных свитерах и в залежалых вещах, об этом думать не стоит. В 2018-м пройдёт вторая Sochi Fashion Week, и она обязательно будет лучше.
Фото: Дима Бабушкин