Первая эмоция при выходе из зала — обида. Да, вот так сразу. Не фанат самой живучей в истории кинематографа серии (53 года, боже, храни Королеву Бонда), но честь отдаю. Классика классикой, однако современная, «крэйговская» история, уникальна для нашего времени. Не погоня за зрителем, не самолюбование, не попытка заработать легкие деньги на франшизе, а нечто оригинальное, авторское, свое. Возможно, лучший «Казино Рояль», глупый, но сюжетно-необходимый «Квант», великолепный и стильный «Скайфолл» — венцом должен был стать «СПЕКТР», если бы не вышел пустышкой и простым набором клише.
Говорят, вина в продюсерах. Сэма Мендеса (режиссера последних двух частей) уговаривали долго, а заручившись согласием, еще и в свободе действий достаточно ограничили. И можно поверить. Теряя авторское, все скатывается в нечто серое, стабильное, стандартное, каноничное. Каноны вещь такая: вспоминать приятно, хвалить полезно, но воссоздавать все же не стоит. И «СПЕКТР» в этом упрекнуть можно: уйдя от стильной камерности и драматичности «Скайфолла», новая картина больше пронизана «плейбойско-смокинговой» атмосферой, прямиком из 80-ых. Оно, конечно, круто, но не сейчас, не с этим Бондом, не с этой историей. Неужели девушки гибли, Крейг страдал, а тона мрачнели ради безликого привета из прошлого?
Начиналось все не так. Первые минут тридцать нам упорно доказывали, что «Скайфолл» продолжается. День мертвых в Мехико, эффектная сколько-то-там-минутная сцена без монтажных склеек, вертолетная хореография, погоня сквозь толпы празднующих (привет, «Настоящий детектив»), реформации в МИ-6 и тайное вече сильных мира сего. Ожидания зашкаливают, главного злодея подают с потрясающей неспешностью. И все это пшик. Атмосфера и напряженность уйдет в лету, а нам покажут калейдоскоп экшн-сцен под разные зарисовки. Альпы, пустыни, тут будет драка в поезде, здесь классическая любовная сцена, а вот еще погоня вам. Не забываем шутить про мартини-водку! Окей, ладно, терпим. Вот тайное логово, вот сейчас нам наконец покажут этого самого злодея и как все заверте…
Нет, не завертелось! Глава всего и всея, тот, о котором вскользь говорилось во всей серии — намеки на Мориарти, а на деле Доктор Зло. Твисты, которые вы продумали еще на десятой минуте и откинули из-за излишней банальности («нее, ну не снимут же так тупо»), внезапно реализуются. Стоп, это завершающий штрих? Это вот та самая сюжетная нить, что тянулась все четыре фильма?
Пресность, просочившаяся в сюжет, заразила все. Рэйф Файнс не сможет полноценно заменить М, привычная топография напоминает предыдущие фильмы, а химия между Дэниэлом Крэйгом и Леа Сейду так и не сработает. Что-то мог сделать Кристоф Вальц, но он опять отыграл Ганса Ланда*. Порой проскакивают качественные, динамичные сцены, которые действительно проработали (эпичный альпинистский спуск на подбитом «кукурузнике»), но их пугающе мало.
Чего в «СПЕКТРе» много, так это шуток, самоиронии, отсылок к оригиналам — возможно, это было бы неплохо для какой-нибудь очередной реинкарнации серии, но никак не в завершающей историю части. В конце Крэйг скажет, что пора бы и отдохнуть, и в это веришь. Бонду нужен отпуск, нужен свежий подход, ели не сейчас, то через несколько лет. Да, у Крэйга контракт еще на один фильм, но актер уже сообщает о готовности «резать вены, но не браться снова за эту роль». Так что, возможно, это конец. Конец, увы, не триумфальный.
Чередовать успех с провалом — такая традиция текущей «бондианы». Сэм Мендес/продюсеры сами испугались взятого масштаба, скатившись на мелочную бюрократию. Напор невыдержан, крепость пала. Знаменательная эпоха, возможно, завершилась, жаль, что таким образом.
- Шикарная вступительная зарисовка, сцена без склеек, отличный опенинг под Сэма Смита, начало истории — в общем, первые полчаса картины
- Качественная операторская работа Хойте Ван Хойтема (тот самый, что снимал «Интерстеллар»)
- Откровенно тупой сюжет
- Несоответствие заданной раннее истории
- Излишняя затянутость, низкая динамичность
Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Монитор»
Ничего обидного не вижу. Смотрел два раза через день. Спектр — классическая «бондиана». Все выдержано в английском стиле — сдержанность, юмор, манеры. Даже конец по английски немного скомкан(думалось, что главный злодей не будет ликвидирован выстрелами в вертолет, а будет что то по эффектнее). Единственное, чего хотелось бы, так это больше детектива, расследований, разоблачений.