Бросив в январе 1990-го клич в эфире сочинского телеканала, они собрали «Гильдию красивых», которая множество раз меняла имя, но не суть. У истоков стояли молодые преподаватели художественных школ, объединившиеся ради концептуального веселья и нетривиальных экспозиций.
Первыми их «художественными выходками» были расписные стулья на Пасху, пародийно-гротескное шествие с белым крестом, а также «Рождественская тусовка», которую должен был освятить батюшка, но почему-то не пришел. Олег Корчагин, Даниил Да, Ирэн Ильенкова, Галина Поплавская, Юрий Чурсин, Елена Кремена, Юрий Кузнецов, Ольга Скорикова и широко известный ныне Андрей Бартенев в 90-х «раскачивали» Сочи так, что и теперь до уровня их угара и свободы дотянуться, мягко скажем, нелегко.
Высокое искусство
1997 год
Самая необычная с технической точки зрения акция: в арт-объект превращался салон пассажирского самолёта компании «Внуковские авиалинии», совершавшего рейс Сочи — Москва. Художники выклеили внутреннюю часть салона, включая иллюминаторы, коллажами из дефицитного на то время оракала, над головами пассажиров летали по натянутой проволоке деревянные мобили, а Даниил Да читал стихи по внутренней связи. Пассажиры были в недоумении ровно до того момента, когда вместо прохладительных напитков девушки-художницы стали разносить по рядам стаканчики с водкой. Художники отмечают,что подобная акция сегодня, после всех терактов и сопутствующей паранойи, кажется непредставимой, их вряд ли бы пустили даже на лётное поле.
Покой и воля
1995 год
Одна из самых концептуальных выставок группы. Выставка занимала три зала Сочинского художественного музея, причем в двух из них картин как таковых не было. В первом зале с потолка свисали огромные трехметровые буквы, складывающиеся в слово «Покой». Второй проходной зал был совершенно пуст, лишь в центре скрипела механикой самодвижущаяся установка, собранная художником Кузнецовым из какой-то бытовой кухонной техники — электрический мотор вращал большую букву «И», обклеенную зеркальной пленкой на манер дискотечного шара. В третьем зале зрителей ждала визуальная компенсация — картины там были развешаны нарочито густо, встык, представляя собой одно огромное живописное полотно. Таким образом проявлялась «Воля». Фотографий с выставки не сохранилось, поэтому здесь общее фото художников.
Пограничные зоны искусства
1994 год
Выставка в рамках громкого фестиваля современного искусства, собравшего в кучу рафинированных московских интеллектуалов и живописцев российского юга. «Гильдия» на фестиваль вышла с проектом «Довлеющих рам». Концепция предполагала диктат рамы над самим полотном. В итоге рамы получились крайне барочные, в пять, а то и десять раз превыщающие масштаб самой картины. На раме Даниила Да, например, уместилась небольшая поэма с текстом, вьющимся по спирали. Позже этот принцип использовался в «Звучащем ведре» — стихи были написаны на внутренней стороне ведра, и прочесть их можно было, лишь засунув голову внутрь и вращая ведро по часовой стрелке.
Жизнь замечательных людей
1998 год
Самая, пожалуй, зрелая выставка «ГК», завершающая существование проекта. Работы художников были намеренно встроены в классическую экспозицию из фондов Художественного музея, соседствуя с картинами соцреалистов, изображавшими Горького на Капри, физиолога Павлова и т.д. Фокус восприятия намеренно сбивали псевдонаучные аннотации, которыми участники группы снабдили работы именитых предшественников. Об их творчестве рассуждали вымышленные кураторы, культурологи и арт-критики. К сожалению, тексты аннотаций не сохранились.
«Гильдия красивых» в Туапсе
1998 год
Самая фееричная акция группы, начавшаяся на перроне сочинского вокзала, продолжившаяся в электричке и завершившаяся в туапсинском кинотеатре «Родина». Описывать ее, пожалуй, бессмысленно. Дух этой бесшабашной, сумасбродной и во всех отношениях непочтительной, но доброй акции хорошо передан в документальном фильме Александра Антонова. Художники, застревающие в «живых картинах», с трудом протискиваются через узкий проход вагона, окна электрички декорируются спорной символикой, а через центр Туапсе проходит массовое шествие, вобравшее в себя школьников из окрестных школ.
Уличные акции
1990-е
Художники «Гильдии красивых» в 90-е годы провели множество уличных акций с показом картин и чтением стихов. Каждая из них была попыткой контактировать с публикой нетрадиционным способом, путем эстетической провокации и эпатажа демонтировать пространство выставочного зала и расширить его в сторону улицы.