Выражение собственной мысли с помощью образов — прекрасное умение, которое генерирует эстетическое удовольствие у окружающих. Не то чтобы создать произведение искусства, будь то кино, фотография или серьезное граффити на стене соседнего дома — просто, но есть предположение, что на это способен практически любой человек, обладающий чутьем, определенными навыками и знаниями о структуре художественного произведения. Отложив первые два пункта на потом, мы попросили искусствоведа Анну Мальгину рассказать о возникновении идеи, выборе средств выразительности, процессе создания и взаимодействии с публикой на примере собственного арт-проекта о Московском метро, который вскоре будет представлен в Praxis.
Анна Мальгина родилась в Сочи, окончила Европейский университет в Санкт-Петербурге, факультет истории искусств. Живет в Порденоне, Италия. Будучи одновременно фотографом и историком кино уделяет большое внимание кинематографичности окружающей жизни, балансу статики и динамики, часто работает с видео.
Пролог
Дневная суета московского метро превращает людей в неприметную, безликую массу, где пассажиры перестают замечать друг друга и превращаются в машины, двигающиеся по заданным траекториям. Подобная апокалиптическая характеристика, конечно, может быть применима не только к метро и не только к Москве. Любой мегаполис в принципе не про «человека», а про толпу и про одиночество в этой толпе. Но именно в Московском метро люди наиболее организованы, сконцентрированы.
Здесь редко улыбаются, редко смеются, редко просят прощения за касания, толкания и прочие вмешательства в личное пространство. Уже давно в метрополитене Москвы предоставляется бесплатный WiFi, поэтому даже случайные взгляды в глаза здесь становятся редкими. Правда иногда некоторым удается привлечь к себе внимание такими радикальными способами, как на фотографиях популярных сообществ: Мода Московского Метро, russianmetrofashion, Fashion Metro & Street. Но в любом случае это отвлечение мимолетно — посвятив пару секунд экстроординарной фигуре, пассажир Московского метро возвращается к выполнению своей цели перейти из пунка А в пункт Б.
После переезда в Москву я ловила себя на мысли, что тоже перестала смотреть людям в глаза. И в Сочи, и в Петербурге зрительный контакт всегда очень важен, пусть даже и не совсем дружелюбен. В Москве ты перестаешь видеть окружающих. Если пользоваться метро каждый день на протяжении месяца, да еще и не единожды, то начинаешь запоминать номера вагонов, дверей, из которых удобнее пройти на переход. Такого рода навыки способствуют не только уменьшению времени, проведенного в метро, но и развитию паранойи, которая и заставила меня создать фотопроект.
Процесс
В регламентированное пространство Московского метро я решила поместить двух моих подруг. Предварительно прекрасный визажист превратил их в дев, похожих на героиню фильма Жана Кокто «Кровь поэта». Их внешний вид был довольно шокирующий, но главное — в отличие от фриков из сообщества «Мода Московского метро» девушки не двигались. Словно скульптуры, они стояли с закрытыми/открытыми глазами. Таким образом, мы как бы пытались заставить людей остановиться и открыть глаза, посмотреть друг на друга.
Чтобы зафиксировать динамику толпы, я решила снимать все на телефон и делать после stop-motion анимацию. Подобный эксперимент был весьма опасен. Многие кричали, цепляли девушек плечами, реагировали агрессивно. Иногда, напротив, смеялись, шутили и фотографировали. Многие даже хотели сфотографироваться вместе с ними. Но большая часть людей даже не обратила внимания. Но надеюсь, что те, кто среагировал, задали себе вопрос: почему, зачем и для чего мы это делали.
Экспозиция
Сначала я хотела показать проект в рамках выставки во «Флаконе», но организаторы решили, что фотографии слишком депрессивные. Долгое время никто не хотел их выставлять, так как сейчас все стараются идеализировать, и проекты с намеком на «социальность» зачастую не пропускают к зрителю, хотя, казалось бы, в моей серии нет ничего крамольного.
Но, благодаря друзьям, проект наконец увидят. Известный московский стереофотограф Роман Шмидт предложил мне выставиться в рамках фестиваля современного искусства «Сверхновая», организатором которого он является. Выставка будет проходить в моем родном Сочи в прекрасном пространстве Praxis. с 25 сентября по 10 октября, а после проект переедет на двухдневный вернисаж в Центральный Дом Художников на Крымском Валу.
Не знаю, отпугнет ли проект кого-то или нет, но очень надеюсь, что, как минимум, заставит посмотреть/пересмотреть фильм «Кровь поэта» Жана Кокто, великого французского художника, поэта и кинорежиссера, который считал, что «художник — естественный проводник, медиум, он во власти таинственных сил, пользуясь его чистотой, они посылают сигналы в наш мир, пытаются если не разрешить, то хотя бы дать нам почувствовать тяжесть проблем, от которых мы прячемся за дневной суетой».
1 комментарий