Автобусы и маршрутки в Сочи — это всегда масса впечатлений и ворох историй. Кто-то вспомнит привычный акцент водителей, кто-то лихачей, кому-то не дали сдачу или не остановили там, где всегда останавливают, SCAPP вспомнит подорожание проезда, шоферы расскажут о «людях-зайцах», пенсионеры о сидящей молодежи, а приезжие о странной системе оплаты при выходе.
Мы решили абстрагироваться от эмоциональной стороны дела и сосредоточиться на технической части. Нам стало интересно, на чем раньше передвигались сочинцы и на сколько это было комфортно. Заглядываем в историю и смотрим, какие общественно-городские транспортные средства были доступны жителям города.
2 декабря 1904 года состоялся первый автобусный рейс в Сочи. Отставной подполковник Павел Николаевич Жано приобрел за границей автомобиль немецкой марки Stoewer, оборудовал его на 16 мест и начал возить всех желающих из Сочи в Адлер.
Новый автобус часто ломался и не доезжал до конечной точки, не говоря уже о том, что пассажирам иногда приходилось подталкивать транспортное средство на особо крутых подъемах.
Исходя из газетных сводок, можно предположить, что в 1910 году «Стевер» начал совершать рейсы из Сочи в Сухум.
3 апреля 1934 года в Сочи появились первые автобусные маршруты. Регулярные рейсы организовали от парка «Ривьера» до Мацесты, от железнодорожного вокзала до санатория имени Ленина (сейчас «Русь» — прим. SCAPP.ru) и до реки Бзугу.
Также в 1930-х годах в Сочи начинают появляться разделительные полосы на дорогах, на которых уже можно было найти автобусы марки ЗИС. 20 с лишним сидений и скорость до 60 км/ч — это были отличные показатели для того времени. Автобусы ЗИС-8 и ЗИС-16 прослужили до окончания Великой Отечественной войны.
После войны отечественное автобусостроение проснулось и выплеснуло новые разработки, которые со временем оказались на дорогах Сочи. В начале пятидесятых появились вместительные ЗИС-154 и ЗИС-155: 34 и 28 сидений соответственно и цельнометаллический корпус. Чуть позже появился ГЗА-651 или, как его называют в народе, «Коробочка» — пятитонная махина, съедающая 27 литров бензина на каждые 100 километров пути. Примерно в 1956 году на дороги вышел ЛАЗ-695 с его 32 «сидячими». А ближе к началу шестидесятых в Сочи отметился ЛиАЗ-158, который сменил ЗИС-155. Кроме уютного диванчика впереди, выполнявшего роль камуфляжа двигателя, ЛиАЗ, он же ЗИЛ, обладал отличной вместительностью — 32 сидячих места.
Также стоит отметить, что в 1954 году ЦАРМ начинает выпускать знаменитую сочинскую «Торпеду» — автобус-кабриолет, предназначенный для экскурсионных маршрутов. Полюбоваться, как сочинская разработка с песней катится по Курортному проспекту, можно посмотрев эпизод из фильма «Матрос с “Кометы”».
Фото: sochiprimus.ru, privetsochi.ru, sochived.info