Эволюция общественного автотранспорта Сочи. Часть 3

Транспорт Сочи

Завершаем цикл материалов, посвященных истории общественного транспорта города Сочи. Остановившись на пороге 90-х, мы отметили, что городской рынок транспорта начинают завоевывать малогабаритные перевозчики: РАФ-2203 и РАФ-977, которые не только маневреннее на узких дорогах Сочи, но еще и быстрее своих габаритных конкурентов. Впрочем, не будем забегать слишком далеко и начнем сразу с переломного момента.

 

1990-е

Транспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт Сочи Транспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт Сочи

 

Сложная ситуация в стране накладывает свой отпечаток и на городской транспорт курорта. В первой половине «десятилетия малиновых пиджаков», сочинцам пришлось донашивать то, что было: Икарусы-256, 260, 280, ЛАЗы, ПАЗы, которые со скрипом, но ехали. Их латали на ходу, жертвуя качеством перевозок и пассажирским комфортом: в те годы длительное ожидание своего автобуса и поломки прямо на маршруте никого не удивляли. Тем не менее новые модели все-таки поступали в сочинский автопарк. В 1993 году на дорогах появились несколько новых желтеньких Икарусов модели 280.33, работавших в Центральном и Адлерском районе. Их в 1996 году Чуть позже обнаружились бэушные, но все-таки не убитые, автобусы немецкой компании MAN.

К 1994 году «Сочиавтотранс» включал в себя 6 пассажирских автотранспортных предприятий, в парке которых было 675 автобусов, работающих на 63 городских и 35 пригородных маршрутах, доставляя «туда-сюда» 323 000 человек в день.

Особо стоит отметить 1996 год, который стал отправной точкой в мир «микроавтобусных» перевозок. В этом году Горьковский автозавод соорудил ГАЗ-32213, она же «Газель», которая изначально задумывалась как служебная машина. Но бюджетная цена и недорогое обслуживание сделали свое дело — «Газельки» стали теснить автобусы, перевозя с каждым годом все больше и больше пассажиров.

Чуть позже в Дагомысе вышли на линию Икарусы 260.50, запомнившиеся многим своими белыми дверями. Также в это время в Сочи поставили партию белых Икарусов (модель 280.33М).

 

2000-е

Транспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт Сочи

 

Время Олимпийских надежд и первых подвижек в процессе обновления городского автобусного парка. «Газели» активно захватывают новые маршруты: их в городе становится все больше и больше.

 

Сколько раньше стоил проезд

Маршрутки Сочи

 

В 2007 году с городских маршрутов начинают исчезать Икарусы. К 2008 году их не остается. Замена пришла из Белоруссии в виде автобусов МАЗ с двигателем от Mercedes-Benz. Параллельно нелегкая судьба начинается у «Газелек». В конце десятилетия их начинают теснить желтенький Богдан А092, созданный на основе японских агрегатов Isuzu, плюс Ford Transit, Iveco, Hyundai County и другие, менее многочисленные модели.

 

Наше время

Транспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт СочиТранспорт Сочи

 

В 2010 году администрация решает реформировать автобусные перевозки в Сочи. Первыми под раздачу попадают «Газели» — власти города официально заявили, что в 2011 году от них навсегда избавятся. В этот раз слова с делом не разошлись и в начале 2012 года в городе действительно не осталось, казалось бы, вечных «Газелек» (с улиц «пропали» почти 600 микроавтобусов). В то же время оптимизация перевозок затронула общее количество маршрутов и автобусов. Если в 2010 году на 190 городских маршрутах работало 1 800 автобусов, то в 2014 осталось 760 транспортных единиц и 11 маршрутов. Правда, значительное сокращение не сильно отразилось на пассажирах, так как вместо малогабаритных «Газелей», в конце 2012 года, были закуплены вместительные ЛиАЗы-5293 (108 штук за 607 млн рублей).

Перед Олимпийскими играми (январь 2014 года) Сочи еще раз закупился: 255 автобусов марки МАЗ, 50 ЛиАЗов и 50 ПАЗов. Также к Играм в город пригнали дополнительно 963 автобуса, которые за время Олимпийских и Паралимпийских игр перевезли чуть более 1 млн человек. Городские же автобусы за этот период перевезли 2 млн человек.

После Олимпиады практически все автобусы разъехались по регионам, а некоторые Сочи продал: за 460 млн рублей Краснодару отошли 98 единиц транспорта (50 ЛиАЗов и 48 МАЗов).

Сейчас в городе продолжают бороздить городские автобусы МАЗы и ЛиАЗы, на пару с микроавтобусами БогданА092 и Hyundai County — это наиболее популярные модели, которые развозят гостей и жителей города.

 

Автотранспорт Сочи

Часть 1

Автотранспорт Сочи

Часть 2

 

Фото: martin.livejournal.com, privetsochi.ru, blogsochi.ru, kubtransport.info, Нина Зотина/yuga.ru