Удивительно, но критика и комплименты в адрес «Стрингера» имеют один и тот же фундамент. Фильм, опоздавший лет на пятнадцать или атмосферный «comeback» из прошлого — в зависимости от выбора меняется и отношение: анахронизм или стильная аутентичность, унылая сухость повествования или благородная степенность. Хочется верить во второе и сдержанно похлопать. «Стрингер» — свежий, пусть и с ароматом девяностых, глоток воздуха, такое кино сейчас не снимают. Хотя, возможно, оно и к лучшему.
Луи Блум (Джейк Джилленхол) зарабатывает на жизнь кражей цветмета, да угоном велосипедов. Прибыль оставляет желать лучшего, поэтому Луи, вооружившись дешевой камерой и слабеньким полицейским пеленгатором, начинает охоту за видеоматериалами о дорожных авариях. Высокая конкуренция и покореженные тела не отпугивают Луи — он настоящий подонок, что не имеет ни совести ни хоть каких-то представлений о морали. Эталонный карьерист.
«Стрингер» — первый фильм Дэна Гилроя, но дебютной картину язык назвать не повернется. Периодические провисания, неоправданные амбиции, кучность событий — все это миновало «Стрингер» на почтительном расстоянии. Да, Дэн не первый день в киноиндустрии (Гилрой, на самом деле, отличный сценарист), но кто сказал, что это гарант качества (привет «Превосходству» Уолли Пфистера). «Стрингер» же, на удивление, зрелый и выдержанный фильм. Вообще, цельность картины — главное ее достоинство. «Стрингер» предельно честен, но прямолинеен со зрителем: тема и темп задается с первой минуты, сюрпризов, приятных и нет, ожидать не стоит, порог вхождения высок. «Стрингер» не та картина, которую ты будешь советовать всем своим друзьям, да обсуждать за барной стойкой, но, согласившись на «условия» просмотра, можно получить свое особое удовольствие. С гарантией.
Фильм ни разу не выходит за рамки своего контекста, но этот контекст его слегка и подводит. В эпоху YouTube и 15 секунд инстаграма смотреть на неповоротливые камеры и новостные выпуски местечкового канала как-то неуютно. За этим маниакальным приветом из прошлого очень легко утерять лейтмотив картины. А «месседж» прост, как и все повествование — прямое и отчасти карикатурное высмеивание тех самых «американских ценностей». У вас есть сомнения? Красный Ford Mustang вам на весь экран, как ярчайшее клеймо всей этой «американской мечты» с ее big opportunity. Луи просто образцовый человек этой системы, готовый совершенно на все, чтобы зрители первыми узнали, кого именно застрелили в пафосном особняке самого благополучного района города («Ведь они все так ненавидят этих богачей»). Если бы во время титров заиграла «She wants the young American» Дэвида Боуи, то где-то в Дании прослезился бы от умиления один Ларс фон Триер.
Если сама картина как минимум небезупречна, то игра Джейка Джилленхола не взывает никаких вопросов. Джейк подошел к этой роли максимально серьезно: сбросил 15 килограмм, научился максимально широко раскрывать глаза, а своей безэмоциональностью он порой пробивает даже Райана Гослинга. Но сравнивать героя Джейка хочется даже не с водителем из «Драйва», а с кристианбейловским персонажем «Американского психопата» — та же болезненная пунктуальность и перфекционизм, эгоизм и целеустремленность, наступающие на чужие головы/тела и, конечно же, одинаковые прически. Патрик Бейтман v.2.0? Скорее уж дотошное воспроизведение оригинала. За маниакальным повторением, увы, затерялось что-то свое, что-то чуть более свежее. В этом, собственно, и состоит вся одна большая претензия к фильму.
«Стрингер» не порежешь на гифки и webm-ки, чтобы потом скинуть их своим друзьям в фейсбуке, вряд ли станешь пересматривать картину во второй раз, а от легкого запаха нафталина никуда не деться, но это все равно один из самых цельных и зрелых продуктов прошлого года. У Дэна Гилроя рука отнюдь не дебютанта, и за его режиссерской карьерой действительно хочется следить.
+ Максимальная аутентичность
+ Абсолютно ровное повествование, не провисающее и не дающее скучать ни на секунду
– Практически полное отсутствие ярких и выделяющихся моментов
– Слишком большое количество повторений и заимствований