Пока вам кажется, что искусственный интеллект и нейросети — это всё пустой хайп, бесполезная игрушка и просто красивые картиночки, кто-то уже активно их использует в своей работе. Мы нашли пять локальных героев, из совершенно разных сфер, для которых нейросети — не абстрактное будущее, а обыденная часть рабочего процесса. От пустых полок в «Пятёрочке» до генерации трафика через диалогового бота.
Артём Церех
Rubbles / «Пятёрочка»
Артём переехал из Москвы в Сочи примерно полтора года назад. Он уже более шести лет занимается IT. Половину из этого времени Артём работает в компании Rubbles. Rubbles специализируется на сфере машинного обучения и искусственного интеллекта, работая с банками, ритейлом и другими отраслями. Один из клиентов Rubbles — сеть X5 Retail Group и конкретно «Пятёрочка».
Как могут быть связаны искусственный интеллект и «Пятёрочка»? Оказывается, очень даже плотно. Одна из проблем, с которой сталкиваются в организации работы в «Пятёрочке», это отсутствие товара на полках. Да, порой проблема в логистике или в неверно просчитанном спросе (товара оказалось банально меньше, чем был спрос на него). Но зачастую всё оказывается ещё проще: товар привезли, спрос на него спрогнозирован верно, но сотрудники забыли выставить продукцию на полки.
И вот для решения этой проблемы в «Пятёрочке» с помощью Rubbles используют искусственный интеллект. Был написан алгоритм, который прогнозирует продажу товара в магазине. И если товар должен продаваться, но по факту этого не происходит ,а система показывает, что эта продукция есть в конкретном магазине, то делается вывод — скорее всего, товара нет на полке. В этом случае формируется сигнал-задание на проверку товара в магазине. Он приходит на специальные устройства, которые есть в каждой «Пятёрочке», а после создаются задания для сотрудников. Товар проверяется на наличие его на полке, а после сотрудники отвечают — угадал алгоритм или нет.
Важный момент, что это не просто написанный алгоритм, а именно что искусственный интеллект. Разница в следующем: разработчики не прописывают правила вручную (например, «Если товар не продастся три часа, то надо его проверить на полках») — их сам создаёт алгоритм на основе множества так называемых «решающих деревьев». Грубо говоря, разработчики создали сам алгоритм, предоставили массив данных, а систему (те самые «деревья») вокруг этого всего построил уже непосредственно алгоритм.
В «Пятёрочке» работа над этим направлением началась более трёх лет назад, ещё до Rubbles. Когда к проекту присоединился Артём (на позицию Data Scientist), уже был некий пилот алгоритма. На магазины по всей стране систему распространили в конце 2021 года.
Павел Михайлов
Тату-мастер
Павел — тату-мастер, который переехал прошлой весной из Череповца в Сочи. Этой зимой он решил погрузиться в тему нейросетей. Как Павел сам признаётся, без каких-либо серьёзных намерений, генерировал изображения для удовольствия. Но получившийся результат шокировал его. Павел понял, что благодаря нейросетям можно создавать рабочие и красивые варианты эскизов для татуировок.
Эскизы — одна из главных проблем в индустрии татуировок. Большая часть людей, когда приходят в тату-салон, зачастую и не знает точно, чего именно они хотят. Эскизы и референсы, которые они приносят собой, легко находятся в первых рядах поисковых запросов «Гугла». Но при этом все хотят индивидуальности. Переделывание стоковых эскизов или отрисовка их чуть ли не с нуля занимает много времени. И вот здесь приходят на помощь нейросети.
Павел стал использовать в своей работе нейросеть Midjourney, создающую изображения по текстовым описаниям. «Человек не может буквально за несколько секунд предложить столько идей. И не просто предложить, но и показать разные варианты эскизов», — говорит Павел. Одним из первых практичных применений Midjourney в работе Павла стал «рукав» (крупногабаритная татуировка, от плеча до кисти) в египетском стиле. Клиент, что пришёл на сеанс, из запросов сформулировал лишь следующее: Египет и бог Анубис, как главный герой. Варианты, что предложила Midjourney, устроили его после некоторых коллажирований и дорисовок, хоть клиент и был, по словам Павла, очень кропотливым. В итоге, из шести сеансов, что понадобились для «рукава», в четырёх использовалась нейросеть.
Другой пример из работы. К Павлу пришёл клиент с эскизом розы, будто бы с каких-то стоковых 3D-обоев. Midjourney прогнала это изображение и предложила свои уникальные варианты. А Павел добавил к ним свой фон. Итого, за полтора часа получилось создать полностью индивидуальный эскиз.
Последние полтора месяца Павел активно использует в своей работе нейросеть. За это время получилось с её помощью выполнить несколько масштабных проектов. Ещё чаще Midjourney помогает с созданием миниатюрных татуировок. По словам парня, Midjourney сэкономила его время чуть ли не в два раза.
Изучая тему нейросетей, Павел понял, что в сфере тату по всему миру это уже распространённая история. Но в Сочи он пока встречал мало мастеров, использующих нейросети. «Я слушаю, на что жалуются коллеги, и понимаю — Midjourney бы им очень сильно помогла. Поэтому стараюсь максимально пропагандировать нейросети», — рассказывает Павел.
TG lewtier
Алла Арис
Художник-иллюстратор
У Аллы (сочинки, кстати) своя студия графического дизайна и маркетинговая студия в сфере HoReCa. Как художник-иллюстратор она рисует айдентику для брендов. У Аллы художественное образование, много времени она посвятила традиционному искусству, а диджитал-артом увлеклась более семи лет назад.
С нейросетями Алла познакомилась задолго до появления Midjourney и ChatGPT. Ещё пять лет назад она узнала о проекте Artbreeder (по сути, один из предшественников Midjourney). Генерация изображений тогда занимала куда больше времени. Порой на создание серии картинок уходила целая ночь. «Это казалось реализацией несбыточной мечты для художника, когда от замысла до его выпуска в мир проходили не дни и недели, а всего несколько часов», — вспоминает Алла.
Когда началась пандемия, Алла создала с помощью нейросети серию картин, посвящённую эко-футуризму. Презентация картин прошла в формате онлайн-выставки с видеорядом, описанием концепции каждой из картин и подключёнными сервисами медитации.
Помимо выставки, был ещё один проект, связанный с нейросетями. В рамках Недели искусства в Дубае представители Gucci предложили Алле сделать концепт сумки. Он должен был объединить классическую сумку Gucci и проблему спасения редких видов черепах, что была актуальна для Дубая. Алла создала концепт, но, увы, из-за начавшейся пандемии до реализации дело не дошло.
Вновь и уже куда более плотно с нейросетями Алла стала работать год назад, с появлением Midjourney и DALL-E. По рассказам девушки, она целыми ночами генерировала тысячи изображений в Midjourney. «Делала концепты для себя, проверяла, как всё это работает», — рассказывает Алла. Постепенно свои эксперименты она стала внедрять в работу. Алла никогда не использует готовые изображения: варианты от Midjourney она либо дорабатывает самостоятельно, либо использует элементы для коллажей.
Midjourney активно используется для создания брендинга компаний и ивентов. Например, недавно Алла подготовила айдентику международного конного фестиваля «Иваново Поле», который в середине лета пройдёт в Московской области. Для него Midjourney создала серию детских рисунков, которые Алла переработала для паттерна фестиваля. «Чаще я использую нейросети в творческих проектах, где нужно что-то уникальное и необычное», — признаётся Алла.
Ещё в числе последних примеров использования Midjourney обложка для сингла сочинской певицы Агаты, а также коллекция метафорических карт, которые используются в работе психологами. Сейчас Алла разрабатывает коллекцию NFT-изображений: Midjourney делает «плоское» изображение, а девушка его переносит в 3D.
Использует в своей работе Алла и ChatGPT. Он ей помогает с написанием сторителлингов в соцсетях, а также составляет описание картин по заданной концепции.
А ещё именно Алла помогла нам сделать обложку этого номера.
Юрий Романюк
Цифровой художник / Разработка компьютерных игр
Юрий родом из Тольятти. Практически вся его карьера связана с цифровым искусством и компьютерными играми. Он создавал персонажей и окружение для множества крупных проектов. Например, на его счету несколько рыцарей и герой второго плана в Dragon Age Inquisition (продолжение серии Dragon Age в жанре RPG от канадской студии BioWare), работа над Mortall Shell, создание окружения в «Приключениях капитана Блада», работа с компанией Gameloft (один из самых крупных разработчиков мобильных игр) в роли художника по персонажам. Всё не ограничивалось лишь компьютерными играми: Юрий, к примеру, делал модели и окружение для шоу «Мульт личности» (сатирическая передача, выходившая на «Первом канале» на стыке десятилетий), а его работы использовались для проекций ледового шоу «Аленький цветочек».
Последние восемь лет Юрий регулярно чередовал жизнь и работу в других странах и в России. Перед переездом в Сочи был трёхлетний рабочий опыт в Дубае. В Сочи же Юрий оказался четыре года назад по приглашению от РЖД.
Тогда РЖД создавали несколько технологических лабораторий на территории Сириуса. Одна из них — куда и и пригласили Юрия — была посвящена VR. Там занимались различными экспериментами по применению технологий на практике: обучающие платформы, VR-приложения для пользователей услугами РЖД, виртуальные помощники. Даже оцифровали всю сочинскую станцию и сделали симулятор обходчика. Юрия позвали на позицию цифрового художника, а впоследствии он возглавил весь арт-отдел.
Год назад Юрий закончил свою работу на РЖД. И как раз в это же время плотно занялся нейросетями. «До прошлого года пользоваться ими было невозможно. Они выдавали абстракцию, кашу, что в виде текста, что в виде изображений», — рассказывает Юрий.
По словам Юрия, применение нейросетей в его сфере очень разнообразное. От помощи при создании концептов совместно с художниками до точечных доработок. «Изначально художник создаёт концепт, эскизы, чтобы нейросеть не выходила за заданные рамки. После мы их закидываем в тот же Midjorney, что-то получаем, опять работаем, вновь закидываем обратно. Пропускаем словно через миксер», — делится Юрий. Нейросети в своей работе он использует не ежедневно, а скорее под конкретные задачи.
Вот один из последних примеров работы с нейросетью. Был сделан скриншот игры, что сейчас в разработке, и закинут в нейросеть с запросом на изменение освещения. Так получилось посмотреть, как выглядела бы одна и та же игровая сцена днём, ночью, с розовым светофильтром, в снежный зимний день. Настройка бы всех этих условий «вручную» заняла бы месяцы работы. По оценке Юрия, использование нейросети в разработке компьютерной игры позволяет сократить временные затраты на 30%.
За этот год Юрий успел принять участие в разработке нескольких проектов, используя нейросети. Правда, пока что ни одна игра ещё не вышла в релиз. Прямо же сейчас Юрий сотрудничает с эстонской студией Creative Mobile. В их разработке — мультиплатформенная VR-игра. И, да, для её создания Юрий и Creative Mobile тоже используют нейросети.
Денис Рябикин
Блокчейн-разработки / «Цифровые люди»
Денис переехал в Сочи из Саратова 2016 году. Вместе с партнёром он основал компанию «Цифровые люди», которая на данный момент является второй в мире по разработке блокчейн-решений (по данным рейтингового портала Dappradar.com). В числе клиентов компаний, например, один из крупнейших банков Америки.
Несмотря на максимальную погружённость в мир IT, ИИ до недавнего времени в своей работе Денис почти не использовал. «Нейросети были импотентами. На уровне какой-нибудь Алисы или Siri. Взаимодействие было на порядок медленнее и куда более ограниченное», — делится Денис. Поэтому история с ИИ и нейросетями в «Цифровых людях» началась, как и у большинства, год назад. Был заказ на создание 3D-мира для одной метавселенной. Дизайнер принесла на выбор несколько вариантов. Оказалось, что их создала Midjorney. В течение года количество заказов с использованием ИИ всё увеличивалось и увеличивалось. Сейчас запросы на нейросеть есть практически в каждом заказе. Но, по словам Дениса, в большинстве случаев речь идёт не о практическом применении, а хайпе и маркетинге.
«К нам обращаются: ‘’Ребят, мы делаем NFT-коллекцию и нам нужна плюшка какая-то, хотим прикрутить ChatGPT, помогите’’. И вот мы сидим, думаем, как прикрутить Чат к этому всему. И так с большинством заказов — они реализуемы и без нейросетей, искусственного интеллекта. Но люди хотят этого для хайпа».
Но встречаются и заказы, где ИИ добавляется со вполне практичными целями. Например, бот на основе ChatGPT, который добавляется в телеграм-каналы о блокчейне и крипте, активно там общается, а в шапке его профиля стоит ссылка на другое комьюнити. Получается такая вот генерация трафика. Есть канал во всё том же телеграме, который собирает новости о криптовалюте — его ведёт ещё один бот на основе ChatGPT. Часто в «Цифровых людях» получают заказы на создание генеративных NFT-коллекций — в таких случаях использование нейросетей значительно ускоряет процесс.
Есть у «Цифровых людей» и свой личный проект, в котором активно используется искусственный интеллект. Речь о Swapper.pro — модуле-аналитике токенов. Как рассказывает Денис, сейчас 95% токенов, что выходят на рынок, можно назвать мошенническими. Их нельзя продать (это называется Honeypot), не все могут обменивать их (Black и White листы), в них обнаруживаются «грязные» рефералки. Для поиска подобных токенов и создаётся Swapper.pro, который будет проверять каждый токен по множеству параметров.
«Большинство не до конца понимают, что могут на данный момент нейросети, а что нет. ИИ — не волшебная лампа, а рабочий инструмент, которым не заткнуть все дырки. Тот же ChatGPT текущей версии не обладает достаточным количеством технических знаний. Ты не можешь просто сказать: ‘’Проверь токен на Honeypot’’. Нужно разбить задачу на мелкие составляющие и только тогда всё сработает. Тоже самое с отрисовкой изображений. Midjorney — прекрасный источник вдохновений. Но она не даст тебе нужный 3D-исходник. Может ли нейросеть, например, сверстать SCAPP? Теперь, да. Отдаст ли она исходники? Нет, придётся всё равно самостоятельно перерисовывать. Пока что на теме нейросетей хайпятся лишь мелкие компании и венчурные фонды. Те, кому нужная прибыль здесь и сейчас. Более крупные игроки рынка ко всем новым технологиям подходят куда более осторожно и медленно».
TG dgtlppl