Дорогой Сочи — почему ты такой дорогой?

Меня эта тема волнует по двум причинам. Во-первых, я — человек, связанный с туризмом, поэтому регулярно общаюсь с многочисленными туристами на тему «как вам отдыхается в Сочи». Основная претензия у большинства в следующем: как так выходит, что на отдыхе на Востоке или в Европе мы оставляли денег меньше, чем в Сочи? Мне приходится ломать голову, чтобы дать логичный ответ на этот вопрос. Во-вторых, Сочи — мой дом и, само собой, я не могу не замечать, как я вынужден увеличивать цены на свои услуги, чтобы уровень жизни моей семьи оставался хотя бы неизменным.

Ситуация с диким ростом цен происходит по всей стране, но в Сочи это ощущается острее, чем в других городах. Чтобы разобраться с тем, что мы имеем и к чему это приведёт, немного копнём в историю Сочи — это поможет дать ответы на вопросы, заданные вначале.

Даниил Набоков — сочинец в пятом поколении. Он старательно изучает свой город: богатую природу, историю, архитектуру, локальный колорит и менталитет местных жителей, таких же, как и он. Своими мыслями о Сочи он делится в блоге «Восторг Сочи», а ещё профессионально занимается походным туризмом и знакомит гостей города с каньонами, горами и лесами.

Сочи — город иммигрантов и элиты

Был ли Сочи всегда элитарным и дорогим? И да и нет. Когда Российская империя заполучила территорию Сочи, это была пустая земля, так как местных жителей, убыхов, выселили в Турцию и на Кубань. Соответственно, нужно было как-то заселять освободившееся пространство уже подданными России, и в Сочи начали массово ехать безземельные крестьяне. Это были простые работяги с навыками возделывания земли, у которых не было никаких амбиций и богатого будущего, а тут им бесплатно выдают землю — конечно, надо брать! Также из-за царившей в Сочи малярии сюда ехали не только по своей воле, но и ссылались провинившиеся.

Так в конце XIX — начале XX века в Сочи хлынул малообразованный, но трудолюбивый народ разных национальностей. Тем временем из-за природных богатств черноморского побережья в новообразованном Сочи стали строиться дачи и виллы высокопоставленных граждан и предпринимателей России.

Фиксируем мысль: изначально Сочи — город иммигрантов из невысоких слоёв населения, людей непритязательных и самых простых. А с другой стороны, Сочи тянул к себе людей высшего класса с большими кошельками.

Потом наступила эпоха СССР. Все стали равны (ха-ха) и в Сочи началась массовая застройка санаториями, пансионатами и общая урбанизация города. В Адлер же стали свозить раскулаченных — так сюда попала моя семья. Началось привлечение квалифицированных людей для грамотной застройки и эксплуатации инфраструктуры Сочи. Таким образом, к людям сельхознаправленности прибавились образованные инженеры и градостроители. Но в любом случае Сочи с точки зрения горожан оставался относительно простым, без понтов и заскоков на «элитарность».

Современная финансовая обстановка в Сочи

Когда наступили 90-е, многие сочинцы почувствовали предвкушение капитализма и начался туристический бизнес «как попало». Были построены сотни гостевых домов, кафешек и ларьков. Как вы понимаете, качество и сервис этих бизнесов (не у всех, но у большинства) сильно уступали зарубежным конкурентным курортам. Не потому, что сочинцы плохие, а потому, что у местных не было опыта в постройке качественного курортного бизнеса.

Позже началась подготовка к Олимпиаде, и статус Сочи как курортного города нужно было поднимать — нельзя же опозориться перед иностранными туристами! С гостевыми домами стали соседствовать именитые мировые отельные сети, а к общепиту из кукурузы и сувлаков прибавились хорошие заведения с качественной кухней.

Медленно, но верно Сочи из города с малограмотными иммигрантами превращался в южную столицу, куда стекались миллиарды долларов. У местного предприимчивого населения росли аппетиты, а обычные люди просто наблюдали, как тихий постсоветский город-курорт становится элитным городом для людей с достатком сильно выше среднего.

Причины дороговизны Сочи и почему за рубежом дешевле

Если до 2020 года слышать разговоры о том, что в Турции дешевле чем в Сочи было привычно, но не напряжно, то после закрытия границ и вынужденного массового потока туристов на российский Юг, эта фраза стала стандартом из уст каждого первого отдыхающего.

Действительно, если до 2020 года отдых в Сочи в сравнении с отдыхом на восточных зарубежных курортах был чуть-чуть дороже, то после стал дороже в разы! К примеру: условный номер в отеле в 2019 году стоил 5 тыс. рублей, а уже в 2020 поднялся до 7,5 тыс. рублей, в 2021 – 9 тыс. рублей, а в 2022 достиг отметки 10 тыс. рублей. Подобная математика коснулась абсолютно каждой сферы туризма и жизни города начиная от сферы услуг, заканчивая стоимостью недвижимости.

К сожалению, виной этому росту цен не только мировой кризис, но и банальная жадность сочинцев и инвесторов, вкладывающих деньги в бизнес в Сочи. Когда сочинцы поняли, что у людей нет выхода и они огромным потоком поедут на черноморское побережье, некоторые решили взять от этой ситуации максимум. Это до безумия банальная, но горькая правда.

Сочинцы зажрались?

Из-за малого процента тех сочинцев, что недавно «надули мыльный пузырь», страдает адекватная часть местных. У этой роковой ошибки есть несколько серьёзных последствий.

Из-за роста цен на все области жизни и на ведение бизнеса адекватные сочинцы ВЫНУЖДЕНЫ повышать прайс на свои услуги. К таким бизнесменам отношусь и я. Каждый год я повышаю цены и закономерно мог бы сказать, что таким образом я покрываю инфляцию, но нет, рост цен на мои услуги, к сожалению, выше инфляции. Как владелец небольшого туристического дела приведу пример роста цен на содержание бизнеса в этой сфере:

  • если раньше (до 2020 года) аренда точки для реализации экскурсий стоила 200 тыс. рублей за сезон, то сейчас — в районе 500 тыс. рублей
  • если раньше зарплата рядового сотрудника была 50 тыс. рублей в месяц, то сейчас меньше чем за 80–100 тыс. найти работника не получится
  • если раньше стоимость аренды туристического автомобиля была 3 тыс. рублей в сутки, то сейчас минимум 5 тыс. рублей

 

Это только одна сфера бизнеса в Сочи, но подобная ситуация везде. Как быть предпринимателю? Конечно, равнять стоимость услуг с рыночной обстановкой. Стоит сказать, что аренда офисных и коммерческих помещений в Сочи стоит космических денег, ибо собственники этих помещений делают максимальный прайс, ведь знают, что у бизнесменов нет выбора и они арендуют за любую сумму. Само собой, предприниматель заложит жадность владельца помещения в цену конечной услуги, а пострадают простые потребители. Очень грустная логика, не находите?

В Сочи невозможно прожить, не повышая цены вслед за рынком. Это не жадность или корысть — это безысходность, от которой мы сами страдаем, так как находимся в бесконечной спешке и не можем нормально откладывать в копилку: большая часть дохода уходит на необоснованно дорогое обслуживание бизнеса и на личную (семейную) жизнь.

Репутация Сочи для людей, привыкших к отдыху за границей, омрачена несоответствием соотношения цена / качество. Мои туристы, которые приехали в Сочи после 2020 года (от безысходности), были приятно удивлены цивилизованностью города, нашей природой и широтой выбора отдыха. Но каким бы классным ни был Сочи, та цена, что приходится платить отдыхающим за отпуск, по их мнению, совсем не соответствует уровню сервиса.

Как бы я ни хотел гордиться нашим городом, эта претензия совершенно объективна. Сочи потихоньку учится быть более профессиональным, но это всё равно очень медленно, и косяков ещё хватает. Этой претензии могло бы и не быть, если бы сочинцы не пытались «навариться» на безысходности людей.

Сочи за последние несколько лет расширил целевую аудиторию: к среднестатистическим россиянам добавился контингент с заработком выше среднего. Это неплохо. Сейчас Сочи бьёт рекорды по количеству именно «дорогих» отдыхающих, но это из-за ситуации с границами и закрытыми аэропортами. А что будет в перспективе, когда у людей будет выбор, куда поехать? Туристы с деньгами разъедутся по более элитным мировым курортам (та же Европа), а для обычных россиян Сочи уже будет не по карману.

У нас существует проблема кадров. Действительно, в Сочи неплохие зарплаты, но специалист из другого города, приехавший сюда на заработок, столкнётся с абсурдной ситуацией: при хорошей зарплате стоимость проживания в Сочи такая, что в итоге подкопить-то и не получится: 70–80 % уйдёт на аренду жилья, еду, перемещение, досуг. Приехать в Сочи, заработать и уехать домой с деньгами — это исключение из правил.

А что дальше?

Здравомыслящие сочинцы не могут быть рады дороговизне Сочи по той причине, что мы сами должны оплачивать потребности, а чем город дороже, тем больше мы тратим, и меньше денег получается отложить. Все понимают, что эта «элитизация» Сочи приведёт к тому, что «мыльный пузырь» будет раздуваться до тех пор, пока не лопнет. А он лопнет — это лишь вопрос времени. Сочи не готов быть дорогим курортом, он слишком молод и только учится сервису. Но город хочет выглядеть мастодонтом в мире туризма и просит за себя больше, чем стоит по факту.

Я волнуюсь за будущее Сочи. Местное население в массе своей не стремится становиться «небожителями». Мы просто хотим жить / работать в чистом, уютном городе и наслаждаться горами и морем. Так было раньше, и так мы привыкли. А по итогу мы вынуждены лезть из кожи вон, чтобы иметь заработок не ниже уровня Москвы, иначе ты будешь ощущать себя в своём же городе нищим.

В том числе мне обидно за простых россиян, которые уже не могут позволить себе достойно отдохнуть в Сочи, когда-то им уже знакомом. Честно говоря, мне стыдно и за земляков, которые из-за денег поставили под удар будущее существование сочинцев и туристический потенциал региона.

Большинство населения Сочи — обычные, простые и нежадные люди. Но из-за мировых перипетий некоторые южане решили здорово заработать в моменте, забыв о долгосрочной перспективе. По итогу уровень цен в городе вырос до небес, и местные вынуждены компенсировать этот рост подъёмом прайса на свои услуги. Мы этому не рады, но мы — заложники глупой ситуации. Не стоит говорить: «сочинцы зажрались». Да, какая-то часть населения Сочи зарабатывает больше, чем многие другие, но ведь они тратят на жизнь столько, что по итогу ни о каком профите речь не идёт.

В заключение позволю себе дать небольшое наставление всем сочинским бизнесменам: мы «роем сами себе могилу» и не думаем о том, что будет завтра. Мы портим свою репутацию и лишаем большую часть россиян возможности позволить отдых своим семьям в нашем городе. Лафа в виде бесконечного потока обеспеченных туристов закончится, а что будет с нами после, зависит от нашей дальновидности и совести. Давайте будем мудрыми.

Фото: Владислав Гутарев