Музыкальный оргазм. Фильм «Одержимость»

muzykalnyj-orgazm-whiplash

Сегодня утром случилось маленькое чудо. И дело даже не в победе «Бердмэна» над фаворитом сезона «Отрочеством». Целых три «Оскара» ушло в корзину маленького, скромного чуть ли не фестивального кино. Сегодня в нашей рубрике «Одержимость» Дэмьена Шазелла.

 

muzykalnyj-orgazm-whiplash

 

«Одержимость» внешне проста, как три копейки. Есть Эндрю (Майлз Теллер) — юный парень, влюбленный лишь в ударную установку, а есть руководитель оркестра Флетчер  (Дж.К. Симмонс), что пытается то ли изничтожить Эндрю за вольный нрав, то ли сделать из того гения. Говорят в кадре мало, играют куда чаще, а камера за пределы пыльных аудиторий вылетает крайне редко. Но в этом сухом минимализме картина выдает триллер накала, равного фильмам Финчера.

Тема противостояния ученика и учителя в американском кинематографе встречается часто, но редко разворачивается именно так. Вместо беззаботной и хэппи-эндовой истории о преодолении Дэмьен Шазелл представляет очень суровое и жесткое кино. Кино без правых и виноватых. Да, Флетчер — садист и кровопийца, но это всего лишь методика обучения, пускай спорная и порой подсудная, но право на жизнь имеющая. А Эндрю, несмотря на внешнюю робость и неприметность, способен пожертвовать всем и всяким. В утиль уйдут и отец — единственный, кто понимал и принимал увлечение Эндрю, и все семейство, ценящее лишь успехи спортивные, да победы в научных олимпиадах. Флетчер кинет стул в барабанщика, что не попадает в его ритм, но, кажется, только лишь он заинтересован в развитии своих подопечных. Два безумца: один одержим поисками нового Чарли Паркера, нового гения, другой этим самым внутренним гением и одержим.

 

muzykalnyj-orgazm-whiplash

 

На счету Шазелла уже три картины и все они о музыке, в той или иной степени. Но никогда раннее музыка и фабула не были столь тесно, столь интимно переплетены. Поместив действие в нестройные ряды оркестра, Шазелл добился удивительного эффекта. Ведь, по сути, университетский оркестр — идеальное сочетание эгоизма и сплоченности. Каждый каждому и брат и враг. Каждый готов на многое, чтобы быть под солнцем. Дойдя до точки невозврата, ставится вопрос: «А что дальше?». Сломаешься или пойдешь по головам? Первые истории неинтересны, а третьего пути, увы, не дано. Высот достигают лишь те, кто смог переступить через себя и через всех, через дозволенное и через ожидаемое. «Одержимость» рассматривает именно таких. Рассматривает аккуратно, не вознося и не восхваляя. Флетчер и Эндрю представлены нарочито эгоцентричными подонками. Посылы их прямы, да только вот пути усыпаны далеко не сахаром, а болью, потом и кровью зачастую даже и не своими.

 

muzykalnyj-orgazm-whiplash

 

Технически «Одержимость» безупречна. Крупные планы с резкими переходами от Эндрю к Флетчеру и обратно, придают соперничеству еще больше адреналина. А сцена с аварией (упс, небольшой спойлер) даст сто очков форы любому летнему блокбастеру. В кадре натурально все до предела: если кровь, то настоящая, если Флетчер отвешивает пощечину Эндрю, то в полную силу и с дубля, так, двадцатого. За спиной у Майлза Теллера не только актерское образование, но и более десяти лет за ударной установкой. Натуральность, возведенная в абсолют.

Ну и, конечно же, Джей Кей Симмонс, развернувшийся так, что, казалось бы, затмит небо. Не только лучшая роль в многолетней карьере, но и один из самых грандиозных «саппортов» последних лет. Одиозен и безжалостен, весь в черном, идеально выбрит, да куча мышц — внешний вид пугает больше, чем сержант Хартман из «Цельнометаллической оболочки«.

«Одержимость» вполне предсказуемо прошла мимо сочинского проката. Ведь и без того мало сеансов «Трансформеров», «Форсажа» и прочих «50 оттенков серого». Но восполнить упущенное стоит каждому. И, поверьте, это стоит каждому. Даже если вы далеки от джаза, а тромбон для вас ничем не отличается от контрабаса — последние двадцать минут введут в экстаз любого. Это самый настоящий музыкальный оргазм.

 

 

Плюсы
+ Дж. К. Симмонс

+ Сюжет держит в напряжении до последнего

+ Потрясающий финал

+ Шикарные джазовые партии

Минусы
– Из-за относительно непродолжительного хронометража, сцены и линии вне оркестра кажутся не до конца раскрытыми

 

Оценка: 8,5/10