К памяти. Фильм «Эверест»


96-ой год. Расцвет эры коммерческих восхождений на Эверест. Новозеландский, чуть ли не легендарный, альпинист Роб Холл (Джейсон Кларк) набирает очередную группу. Для его команды — «Консультанты по приключениям» — такая экспедиция не первая и уверенность в своих силах зашкаливает. Долгая и обстоятельная подготовка «туристов», равномерная акклиматизация и, наконец, восхождение, намеченное на 10-ое мая. К сожалению, череда глупых ошибок превратила эту дату в самое черное пятно и в без того трагичной истории Эвереста.

 

Everest_2015-20

 

«Эверест» (я уже о картине) уж очень академичен. Акценты расставлены там, где их и ждут («так, тут у нас шутка, тут философское рассуждение о том, зачем в горы вообще лезть»), шероховатостей нет вовсе, да и каст выдающийся. Возможно, будь это более классический фильм-катастрофа (ну там, где что-то происходит внезапно и героям приходится только что выживать), то этого было бы и достаточно. Но не в mountain-movies, да с такой-то противоречивой историей.

Вот, например, Анатолий Букреев (Ингвар Эггерт Сигюрдссон — протеже исландского режиссера Бальтасара Кормакура) — он герой, что каким-то немыслимым образом спас троих? Или все-таки именно его решение спуститься раньше своих клиентов стало одной из причин трагедии? Вся история Эвереста-96 пронизана неоднозначностью. Почему подготовка, как оказалось, была столь провальна, кто должен был отвечать за установку так называемых «перил», почему ни одна из экспедиций (а в тот день поднималось 34 альпиниста) не уступила другой? И, конечно же, вопрос самой коммерциализации Эвереста. Ведь тому же Анатолию Букрееву один из гидов признавался, что у большинства клиентов нет никаких шансов на подъем. Все эти острые углы были сглажены, а упор был сделан исключительно на трагизм истории.

 

Bildschirmfoto-2015-09-15-um-17.11.04

 

Разумеется, подобная «гладкость» не делает «Эверест» плохим фильмом. Он просто становится немного иным, чем мог бы быть. Это вполне классический байопик, первая часть которого праведно документальна, а вторая создает столь необходимое напряжение. Подготовку экспедиции показывают с любовью и во всех мелочах, сразу же обозначают «ружья», что, конечно же, выстрелят, знакомят с героями, которых действительно очень много. Добряк Бек Уизерс (Джош Бролин), почтальон-альпинист Даг Хансен (Джон Хоукс), всемирно известный писатель Джон Кракауэр (Майкл Келли), друг-конкурент Скотт Фишер (Джейк Джилленхол). Но все они, от звезд до специально нанятых для съемок непальских шерп, лишь демонстрируют беспомощность человека перед буйством природы. И не случайно, когда на экране начинается буря, самого последнего статиста никак не отличить от главного героя, ведь на высоте полета боинга все равны, а последний ход — он за горой. И если ставка была именно на это, то она сработала на все сто.

 

AA44_TP_00018R_0-1

 

На руку картине играет «нетронутость» истории, отсутствие попыток адаптировать ее под что-либо. Здесь не будет привычного и ожидаемого хэппи-энда, казалось бы, предсказуемые твисты так и останутся у нас в голове, а мудрость спасует перед трусостью. Жизнь все-таки лучший сценарист, перед которой пасуют законы не только природы, но и Голливуда. Мерность, смиренность и неизбежность — именно это пропагандирует фильм Кормакура, а Эверест, что, казалось бы, должен пугать, смертельно притягателен. Натурность истории перелилась в натурность съемок, где зеленый экран заменили более мирные Альпы и частично все те же Гималаи. И если вы вдруг начали прикидывать стоимость поездки хотя бы до Эльбруса, то, поверьте, вы не одни.

 

Everest-Movie-Mountain-White-Clouds-WallpapersByte-com-1600x900

 

Плюсы
  • Потрясающие планы Эвереста
  • Неплохая операторская работа
  • Нетронутость истории
Минусы
  • Героев уж слишком много, а времени мало, поэтому раскрыть персонажей полностью почти не удалось
  • Картина получилась уж слишком выхолощенной
  • Очень блеклый саундтрек. Таким потрясающим планам явно не хватало какого-нибудь величественного органа

 

Оценка: 7,5 / 10

 

Посмотреть

City Stars Сочи

 

Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Монитор»