Эра перемен. Фильм «Мстители. Часть вторая»

era-peremen-film-mstiteli-2

Джоссу Уидону, режиссеру новых «Мстителей», да и вообще, всей компании «Marvel», стоит поаплодировать, хотя бы, за их смелость. Соблазн штамповать из года в год однообразные подделки, собирая на популярной франшизе очередные сотни миллионов, слишком велик. Только и знай себе, как менять декорации, тасовать главных героев в произвольном порядке, да прикручивать еще более зрелищные CGI-эффекты.

По такому пути развиваются (а правильнее сказать — стагнируют) «Трансформеры», «Форсажи» и куча видеоигровых серий. «Мстители. Эра Альтрона» выбрали другой путь, продолжив заданный еще в «Зимнем солдате» курс на большую драматизацию, серьезность и глубину произведения. В угоду этому пострадали фирменный экшн и плавный темп повествования, а серия лишилась привычного пафоса и лоска. «Эра Альтрона», безусловно, достаточна спорна, как самостоятельное произведение, но и столь же прекрасна, как важнейший сюжетный мостик к грядущим событиям серии.

 

era-peremen-film-mstiteli-2

 

Экранизации комиксов в эпоху кинематографа вошли с яркими плакатами, да с пустым содержимым. Одев маску бездушных аттракционов, словно подтверждая стереотип, что комиксы — не более чем детские рисованные книжки о супергероях в трико. Драматическую, политическую, а порой даже и философскую подоплеку убрали на дальнюю полку. Оно и понятно: кто пойдет на заявленную драму, где душевными терзаниями страдает парень в красных подтяжках, да мифический скандинавский божок с гигантскими молотом в руках.

Стереотипы, да трудность подхода на долгие годы закрепили за комикс-экранизациями исключительно экшн-аттракционы с плоским дном. А жаль, ведь вселенная «Marvel» — это гигантский кладезь с чуть ли не ницшевской философии о сверхчеловеке. Воспетая еще в греческой мифологии проблема Богов и простых смертных, теперь теплится на страницах комиксов и давно уже просит выхода на большой экран.

 

 

Спасибо, как ни странно, стоит сказать Кристоферу Нолану — именно он первый прочувствовал, что комиксы могут быть серьезными и снял великолепную трилогию «Темный рыцарь». После на экраны вышли «Хранители», «Человек из Стали», а Telltale Games выпустили интерактивную новеллу, которую язык не поворачивается назвать видеоигрой: «The Wolf Among Us», по мотивам еще более мрачной комикс-серии «Fables». Ход оставался за «Marvel» и они его сделали: «Эра Альтрона» — очень серьезный шаг к дальнейшему превращению всей серии в мрачное и глубокое полотно.

 

era-peremen-film-mstiteli-2

 

Сюжет «Эры Альтрона» не столь даже важен: организация «Щ.И.Т.» распалась, сами Мстители добивают остатки «Гидры» в выдуманном восточноевропейском государстве Заковия (до смешного похожего на восточную Украину). Железный Человек и КО добывают некий посох, содержащий еще один камень бесконечности, да наживают новых врагов, в лице двух близнецов-мутантов (привет «Людям Икс»). С помощью камня Тони Старк и Брюс Бэннер создают мощный ИИ, который, подобно чудовищу Франкенштейна, восстает против своих создателей, да всего человечества в целом. Тут все и заверте…

Сюжет абсолютно вторичен, важнее то, что между строк, да очередных экшн-сцен. Нам не только показывают флешбэки из прошлого супергероев, но и задают, наконец, темп теме противостояния (или все-таки симбиоза) простых людей, Богов и сверхлюдей, как промежуточного звена. Клинт Бартон (Соколиный Глаз) вопрошает в воздух: «У меня лишь лук и стрелы, да что я делаю в компании этих сверхсуществ», но звучит это, как лейтмотив всего эпизода. Раскол наметился, лед тронулся — все готово к грядущей «Гражданской войне» (третий эпизод «Капитана Америки», а также важнейшая сюжетная арка во всей истории Мстителей).

 

era-peremen-film-mstiteli-2

 

«Эра Альтрона» очень контекстное кино. Количество фан-контента зашкаливает: «пасхалки» и отсылки ко Вселенной повсеместны. И сделано это не ради гиковского удовольствия, а как важный скрепляющий элемент. Глубокий и проработанный мир начинается именно с таких мелочей. Увы, столь необходимое внимание к деталям ударило по привычному безупречному экшну. По-настоящему удивляет и радует лишь последняя битва, да и та, кажется, слеплена из повторений того, что мы уже видели. Сбился и темп постановки — происходит все слишком быстро и неподготовленный человек попросту потеряется в гигантском обилии имен, происшествий и отсылок. «Эра Альтрона» не сюсюкается с новичкам и в гущу событий окунает без каких-либо церемоний.

Если экшн в «Эре Альтрона» и пострадал, то в плане проработки главного злодея «Мстители» сделали серьезный шаг вперед. Удивительно, но именно из искусственного интеллекта получился самый человечный злодей во всем киноальманахе «Marvel». Заламывает руки, теряется в словах, нервничает и разбрасывается цитатами — это не машина с идеальной логикой, а нечто, ищущее свое место и свою философию. Сцена появления Альтрона и его чуть ли не шекспировский монолог с нарочито карикатурной робопластикой — один из самых ярких моментов не только эпизода, но и всей серии в целом.

 

era-peremen-film-mstiteli-2

 

«Эра Альтрона», в своем таком вот промежуточном состоянии, куда нужнее, чем отполированный аттракцион в духе первых «Мстителей». Джосс Уидон выдал, наверное, свой максимум, задав не только правильный вектор для развития серии, но и сумев связать воедино все разнообразие «марвеловских» серий. Теперь шаг за братьями Руссо (именно им Уидон передал «полномочия» режиссера серии) — на их плечах лежит ответственность за грядущие «Гражданскую войну» и «Войну бесконечности», на которые «Marvel», судя по всему, идут в all-in.

 

Плюсы
+ Куда более мрачная атмосфера

+ Отличные флешбеки

+ Тонкая работа с персонажами и всем миром

Минусы
– Не первой свежести экшн

– Музыкальное сопровождение безлико. Мрачному и серьезному проекту нужна столь же мрачная и запоминающаяся музыка

 

Оценка: 8/10

 

Посмотреть

в

Люксор IMAX Сочи

05.05.2015 — 10:40, 13:30, 16:20, 19:10, 22:00

06.05.2015 — 10:40, 13:30, 16:20, 19:10, 22:00

 

* Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор».