Сочинский бизнес на карантине


Закрытие границ, «путинские каникулы» и низкие цены на внутренние авиарейсы привели к бурному потоку туристов в Сочи в разгар пандемии. Жёсткие меры не заставили себя ждать: 31 марта в городе ввели карантин, туристов организованными рейсами вывезли из города, а курорты объявили о закрытии до 1 июня. Что происходит с бизнесом во время локдауна и как предприниматели справляются с экономическим потрясением, узнали вместе с образовательным медиа «Мастера».

Полина Полякова
Бар «Свои»
Полина Полякова
Бар «Свои»

Когда тучи стали сгущаться, количество людей на вечеринках только увеличилось: все тусовались как в последний раз. На карантин мы закрылись, как и многие бары, 28 марта в 00:00. Наше заведение работает в формате живых вечеринок и концертов, и мы напрямую зависим от продажи алкогольных напитков. В условиях карантина выручка снизилась в семь-десять раз. Учитывая этот факт, мы бы могли законсервировать предприятие, но, чтобы сохранить команду, решили оптимизировать систему оплаты труда на время локдауна, привязав её к проценту от выручки.

Коллектив у нас и так дружный, а в это нелёгкое время мы стали ещё ближе: по-семейному поддерживаем друг друга и морально, и материально. Несколько сотрудников уехали домой в другие регионы, но большая часть продолжает работать по два человека в смене: один — на напитках и выдаче, другой — на кухне. Все соблюдают стандартный набор правил: расстояние между гостем и сотрудником, антисептики, маски. Стараемся работать только по безналичному расчёту.

Запрет на доставку алкогольных напитков сильно сказывается на текущей выручке. Чтобы не уйти в минус, мы выделили топовые позиции стандартного меню и сформировали из них меню доставки, которое работает и навынос. В него вошли наши фирменные сладкие вафли и сэндвичи из бельгийских вафель, на которые мы снизили цены примерно на 35%. Организовать доставку было несложно, и пока мы осуществляем её своими силами. Думаю, мы сохраним эту услугу и после пандемии, хотя сейчас гости чаще заказывают навынос. Наверное, люди просто ищут повод лишний раз прогуляться.

Когда губернатор ввёл в Сочи пропускной режим для автомобилей, у нас возникли трудности с поставками. Благо его вскоре упростили, но осадок всё равно остался. Сейчас мы пытаемся подать заявку на получение поддержки для сотрудников, которую пообещал президент, но, думаю, результаты будут только в мае.

Из-за введения карантина нам пришлось отменить несколько привозов: в апреле мы планировали провести трёхдневный джазовый уикенд с джем-сэйшнами и концертами, привезти интересных музыкантов из Санкт-Петербурга. Конечно, все скучают по нашим атмосферным вечеринкам и живому общению, поэтому мы провели прямой эфир джем-сэйшна саксофониста и диджея в закрытом баре. Назвали мероприятие SaxKaranTeam. К эфиру подключились много наших постоянных гостей, вышла душевная онлайн-вечеринка. Ещё один план, который «забуксовал», — это строительство летней веранды под стеклянной крышей. Мы уже всё спроектировали и готовы были начать, но оказалось, что строительные магазины тоже закрыты.

Чистой прибыли у нас сейчас вообще нет. Надеемся, что добрые отношения с владельцем помещения позволят нам прийти к взаимовыгодному решению по поводу арендной ставки. Будем обсуждать этот вопрос по итогам апреля. Срок восстановления бара будет зависеть от того, когда всё это закончится. Если к лету, то, думаю, за месяц мы успеем окрепнуть. При этом существует множество факторов, которые невозможно спрогнозировать: например, покупательная способность гостей. Наша основная аудитория — жители Сочи и Красной Поляны, и многие из них, в связи с закрытием отелей и курортов, лишились дохода.

Рудик Гуревич
Бренд одежды Surfer Raincoats
Рудик Гуревич
Surfer Raincoats

Мы работаем вдвоём с моей девушкой Кариной, и издержек у нас особо нет: платим только за аренду склада, но это не такая уж большая сумма. Пока наше московское производство на карантине, мы сидим дома, разбираем старый контент, заказываем новые съёмки, пишем план действий на ближайший год и удалённо дорабатываем с технологом новые модели, чтобы потом запустить их в тираж.

Отсрочки по поставкам ткани из Китая и остановка производства в Москве в данный момент для нас не критичны, так как на складе ещё много готовых плащей. Если не заказывать тиражи новых изделий, то, думаю, накопленных ресурсов нам хватит на пару лет.

В этом году из-за пандемии мы лишились маркетов, что сказалось на количестве проданных изделий. В 2019-м март и апрель мы провели в Москве: участвовали в маркетах «Ламбада» и Veter. На каждом из них нам удавалось продать по 20-30 вещей. Когда в этом году объявили о переносе мартовской «Ламбады», мы решили сделать промокод на скидку для тех, кто собирался приобрести плащи на маркете, и тем самым простимулировать онлайн-продажи. Это сработало: за несколько дней действия промокода у нас купили более 20 штук. Возможно, в будущем мы сделаем ещё несколько скидок, ограниченных по времени и количеству, а сейчас я планирую запустить бесплатную доставку по России.

Пока динамика по продажам непонятна. Я и сам сейчас стараюсь не тратиться, но, думаю, через пару месяцев после локдауна все придут в норму, и начнётся сезон путешествий. Предполагаю, что люди с ещё большей охотой будут перемещаться по миру и покупать наши плащи. Всё-таки Surfer Raincoats не какой-то там фаст-фэшн, а утилитарная вещь, которая служит долго и пользуется популярностью среди путешественников.

На мой взгляд, нынешняя ситуация — хорошая возможность немного выпасть из привычного ритма и что-то переосмыслить — независимо от того, предприниматель вы или наёмный работник. Весной мы планировали открыть офлайн-магазин и теперь радуемся, что не успели этого сделать. После карантина я ещё раз подумаю над открытием шоурума, ведь в контексте последних событий стало понятно, что с ним можно сильно встрять. Кроме того, теперь я планирую особенно тщательно подходить к формированию команды: всё-таки нужно гарантировать своим сотрудникам комфортную жизнь, если вдруг снова произойдёт что-то подобное. А вообще, я надеюсь, что во время карантина люди привыкнут совершать покупки в интернете и это приведёт к росту онлайн-торговли в России.

Александр Горюнов
Кафе и хостел Plants & Friends
Александр Горюнов
Кафе и хостел Plants & Friends

Мы открыли кафе в начале марта. Хорошо стартовали, быстро набирали вес, а тут — бац! — и объявили голодовку. Мы подумали: вот это 2020-й, вот это високосный год! Закрылись 31 марта, когда официально вышли все указы. Конечно, это стало для нас потрясением: в апреле мы планировали также открыть хостел. Он уже полностью готов к запуску, но закон предписывает приостановить гостиничную деятельность до июня.

Ресурсов уже не хватает. Выручка проекта снизилась в 5,5 раз, поэтому речь о маржинальности бизнеса сейчас вообще не идёт. Мы просто нацелены выдержать этот «коронный» раунд, сохраняя занятость команды с эффектом небольшой монетизации. В частности, мы стали интенсивно развивать доставку и самовывоз, хотя эти услуги не особо популярны. В основном ими пользуются наши гости, которые успели полюбить сырники из тофу, начос с гуакамоле или кесадилью с пряными томатами, ну и атмосферу Plants & Friends, конечно. Напитки мы не доставляем, так как у наших курьеров и сторонних служб нет оборудования, позволяющего довезти их горячими, не пролив. Также мы ввели комплексные обеды, но пока в тестовом формате и не для широкой аудитории.

Поддержку со стороны правительства мы не получили, но я над этим работаю. Нужно понимать, что это бюрократическая система, а значит, процесс будет длительным. Чтобы сократить издержки, ещё до выхода постановления о прекращении работы санаториев и кафе я начал вести переговоры с арендодателем, и нам удалось договориться о рассрочке и снижении ставок. Зарплаты мы сократили более чем в два раза. Количество сотрудников тоже уменьшили: если до карантина в смене у нас работали два бариста и два повара, то теперь по одному человеку в каждом цехе. Также мы снизили количество заказываемых продуктов и инвентаря. Стали потреблять меньше всего, вплоть до туалетной бумаги, отказались от уборщиков, мусорщиков и прочего аутсорсинга. Что касается санитарных условий, то здесь мы ввели ежедневную многоразовую уборку помещения с необходимыми растворами. Вся команда обеспечена масками и перчатками. Мы шутим, что, помимо аренды и зарплаты, на текущий момент это лидирующая статья расходов.

В период карантина нам удалось собрать аналитический материал о запуске доставки и увеличении медиаконтента, который двигает проект в сторону онлайна. Глобальных изменений в нашей бизнес-модели не предвидится — нам просто предстоит постепенный выход из голодания. Я рад, что в этот непростой период у ребят стали появляться идеи, которые они не боятся выносить на обсуждение. Это говорит о том, что у нас самостоятельная и самодостаточная команда и она хочет сохранить проект. Это суперкруто.

Мы закрыли школу на карантин 28 марта — после обращения президента. Нашу студию посещают в основном дети в возрасте от девяти до 16 лет, и единственное, что мы успели предпринять, — оповестить их родителей, что готовы проводить уроки онлайн, но желающих оказалось мало. На удалёнке сейчас занимается всего одна группа, а это значит, что мы теряем примерно 80% выручки ежемесячно.

До пандемии мы планировали запускать мастер-классы по живописи для взрослых, набирали новые группы по основным направлениям студии, не за горами были летний лагерь и пленэры. Теперь же всё это откладывается на неопределённый срок.

Ни на какую поддержку от государства мы не рассчитываем: слишком уж сложно её получить. При этом администрация бизнес-центра, в котором мы работаем, предоставила нам арендные каникулы. Мы ни на секунду не сомневались, что руководство поступит достойно в этой ситуации, и безмерно благодарны ему за это.

Что касается сотрудников, то все творческие люди, художники. Во время карантина они занимаются своими проектами, заказами, участвуют в различных онлайн-марафонах. Конечно, мы стараемся морально поддерживать друг друга, но на данном этапе наша главная задача — обеспечить себя работой онлайн, то есть набрать новые группы.

Мы рассчитываем, что через пару месяцев после локдауна школа выйдет на прежние показатели, но, конечно, понимаем, что исход может быть неожиданным. Остаётся только надеяться, что и мы, и наши клиенты сможем встать на ноги в ближайшее время. С точки зрения предпринимателя могу с уверенностью сказать, что карантин не принёс нам ничего хорошего, ведь мы понесли огромные потери. Но, если опустить финансовые проблемы, данная ситуация дала людям возможность замедлиться, подумать о важных вещах и что-то решить для себя. Все поняли, что можно жить без ресторанов, шопинга и прочих атрибутов повседневной жизни. Но хорошо, что есть интернет: без него мы, конечно, долго не протянули бы.

Сейчас мы понимаем, что нужно создавать качественную онлайн-платформу. Во время карантина мы стали публиковать больше развлекательного и познавательного контента в соцсетях: делимся полезными ссылками на обучающие курсы, виртуальные выставки и прочее. По иронии судьбы всего пару месяцев назад мы с партнёром обсуждали создание онлайн-школы, но так и не приступили к работе над этим. Теперь мы точно знаем, чем займёмся в ближайшее время.

«Мастера» — это бесплатная образовательная онлайн-платформа с лекциями действующих предпринимателей, рассказывающих обо всех этапах создания креативных проектов, а также интернет-издание, которое ежедневно пишет о самых интересных локальных кейсах из регионов России.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»

«Мастера» — это бесплатная образовательная онлайн-платформа с лекциями действующих предпринимателей, рассказывающих обо всех этапах создания креативных проектов, а также интернет-издание, которое ежедневно пишет о самых интересных локальных кейсах из регионов России.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»