Сочи — не Кубань


Некоторым городам нашей необъятной Родины посчастливилось расположиться на берегу больших рек. Возьмём к примеру великую русскую реку Каму, в бассейне которой распростёрся близкий моему сердцу Пермский край. В медиа Пермский край часто ласково именуют Прикамье, а каждый пермяк знает, что по большинству объективных гидрологических признаков (полноводность, геологический возраст, длина) другая великая русская река Волга является всего лишь её крупнейшим притоком. А теперь внимание: при всём этом величии реки и региона обязательного предмета в школах Пермского края под названием «Прикамьеведение» нет. Этот факт не мешает пермякам любить свою малую родину, гордиться её заводами и пароходами, интересоваться историей и перспективным развитием края, наслаждаться природой и её дарами.

Однако существенно южнее есть значительно более скромная река под названием Кубань, в которой ещё сам Александр Васильевич Суворов запрещал купаться своим солдатам, традиционно заботясь об их здоровье. Не знаю, стало ли за почти 250 лет там больше очистных сооружений, но купание в Кубани по-прежнему считается довольно экстремальным занятием, о чём свидетельствуют многочисленные запрещающие таблички. Так вот земли в долине реки также исторически именуются Кубань. Вроде бы ничего примечательного — история очень напоминает пример с Прикамьем. Но нет! «Кубановедение», хоть и вопреки официальным разъяснениям Минобрнауки РФ о необязательности этого фантастического предмета, введён в школьную программу повсеместно в Краснодарском крае, включая и город-курорт Сочи, конечно же. Дальше — больше: казачья школа в каждом районе Сочи и даже казачьи группы в детских садах. И это не сюрреалистичный сон. Это происходит сейчас, в 2018 году, в городе, который успешно организовывает и реализует сложнейшие спортивные, развлекательные и культурные проекты мирового масштаба.

Кубанизация, с лихвой приправленная порой не только откровенным абсурдом, но и религиозным фанатизмом, проникает всё глубже и глубже в повседневную жизнь главного черноморского курорта страны. Местами это доходит до фантасмагории, достойной подмостков самых экспериментальных театров. Знаете почему Хеллоуин — второй по значимости событийный день после Рождества во всех развлекательных парках мира — в сочинском тематическом парке называется «День рождения Бабы Яги»? Нет, не из-за дани уважения русским сказкам, а для того, чтобы деликатно избежать публичных обвинений в «организации сатанинских плясок».

 

Нужна ли Сочи кубанизация?

До переворота 1917 года Сочи входил в состав Черноморской губернии и только лишь в 1937 году стал частью Краснодарского края. Если оценивать расстояние, то сочинцу придётся пешком преодолеть путь продолжительностью как минимум 51 час, чтобы умыть уставшее с дороги лицо в водах знаковой реки, именуемой Кубанью. То есть чисто географически при прочих равных условиях сочинские дети должны изучать другие два предмета в школе: «мзымтоведение» и «херотоведение». Однако этого почему-то не происходит, возможно, из-за неприглядности соответствующих названий на обложках учебников.

Все мы знаем, что колонизация Кубани началась в конце XVIII века, когда благородная Екатерина Великая даровала (это важное слово, предопределившее развитие территории на века вперёд) земли казакам за верную службу. Вместе с землями казаки получили право торговать вином и другими товарами на вверенной им территории. В свою очередь Западный Кавказ, где собственно и расположен город Сочи, практически всё время, начиная ещё с антагонизма Персии и Византии в VI веке, был горячей территорией противостояния и борьбы за земли. Итог: жители Сочи и Кубани имеют мало общего в темпераменте, мировоззрении и отношении к действительности, так уж получилось исторически.

Возвращаясь в день сегодняшний, стоит подчеркнуть, что Сочи шагнул ещё дальше. В постолимпийский период истории города здесь осело значительное количество «мозгов» из центральной части России, Урала, Сибири. Эти люди уже даже обзавелись семьями, и их дети вот-вот наполнят задорными криками приветствия и без того переполненные школы Сочи. И никто не объяснит Петеньке из Новосибирска, владеющему в свои восемь основами программирования на «Си плюс плюс», и уж тем более его маме, читающей на досуге лекции в Сколково, что без «кубановедения» из Петеньки вырастет абсолютно недостойный член нашего капиталистического общества.

 

Что же сами сочинцы?

Да, глупо спорить с принятым в стране административно-территориальным устройством, но когда говоришь о кубанизации или тем более о характерной субкультуре «кубаноидов», на озарённых благодатным сочинским солнцем лицах откуда ни возьмись возникает брезгливая ухмылка, лишённая даже снисходительности.

И здесь уже можно сделать очевидный вывод: если откинуть пропаганду и формальный подход к делу, у Сочи и Кубани слишком много социокультурных различий, поэтому, наверное, необходимо дать людям, и прежде всего детям, возможность осознанного выбора, ведь за ними будущее страны, в котором нас ждут левитация, телепортация и колонии на Марсе, а не только центнеры с гектара и удои.

Я не выступаю против того, чтобы дети надевали папаху и брюки с лампасами. Во всём мире люди надевают униформу при реконструкции исторических событий, например, или оживляя мультипликационных персонажей и героев компьютерных игр. Я всего лишь призываю к свободному выбору, а не насильственному насаждению чуждой тому или иному ребёнку культуры, непонятной ему и абсолютно неинтересной. В том числе из-за таких системных сбоев некоторые (и их становится всё больше) родители переходят на модель домашнего образования с целью оградить детей от хождений строем, угнетения свободы выбора и шаблонного мышления. Кстати говоря, с последним у ребёнка просто нет будущего, потому что эпоха замещения повторяющихся, механических, стандартных рабочих процедур средствами робототехники и искусственного интеллекта — это не завтра, это сегодня. А на робота нагайкой махать как минимум бесполезно.

Излишняя кубанизация наряду с попытками насаждения топорных элементов религиозного образования кардинально противоречит всем современным трендам как в образовании, так и в повседневной жизни. Нет никакого смысла трясти перед носом ребёнка шашкой или кадилом. Только он сам при должном внимании и воспитании со стороны родителей может принять единственно верное для него решение. Может быть, стать буддистом и при этом посвятить себя квантовой физике, или овладеть профессией актёра и на театральных подмостках перевоплощаться в кого угодно, хоть в гренадёра лейб-гвардии Финляндского полка.