Сквозь тернии к морю

В городе с крутыми склонами просто не могло их не возникнуть. Спуск до пляжа, главного козыря сочинского курорта, выступал для архитекторов пансионатов и санаториев определённым вызовом. Проблема решалась по-разному. Где-то, где позволял рельеф, строили лифты и подземные переходы, но где-то отваживались на более оригинальные конструкции — фуникулёры и канатные дороги.

Фуникулёр санаторно-курортного комплекса «Сочинский» МО РФ

Статус: функционирует
Год сдачи в эксплуатацию: 1934
Протяжённость: 398 м

Конкурс на строительство санатория для Рабоче-Крестьянской красной армии, который впоследствии будет называться санаторием имени Ворошилова, а затем ЦВС, был объявлен ещё в 1929-м году. Верхняя часть комплекса находилась на высоте свыше 250 метров, что делало проблему доступа к пляжу острой. Всесоюзный конкурс выиграл молодой архитектор Мирон Мержанов, предложивший в центр территории санатория разместить ось фуникулёра. Руководил проектом инженер Михаил Ольшанский.

Одновременно со зданиями санатория была построена горно-канатная дорога с двухпутным разъездом, по которой вагончики за 5 минут доставляли отдыхающих от корпусов на пляж. Проект был разработан Харьковским филиалом военпроката. Длина 398 м, из них 107 м под землёй. Каждый вагон вмещал 55 человек. Высота верхней станции – 108 метров, а нижняя расположена на высоте 15 метров (от неё надо было спускаться к пляжу). Фуникулёр был однопутный, но под Курортным проспектом находится разъезд. Помимо, конечных существует ещё промежуточная станция подсадки.

Фуникулёр строился около двух лет. Для обеспечения безопасности использовалось 2 системы торможения (в кабине управления и на вагонах) — автоматическая и механическая. Автоматические включались, если вагончик достигал предельной скорости 2,5/сек., механические — в виде рукоятки по типу ручного тормоза. Двойная система безопасности нужна была в том числе на случай обрыва троса.

Фуникулёры к моменту строительства сочинского фуникулёра на территории Советского Союза уже были — в Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде и Тбилиси, но фуникулёр санатория РККА был первым, который построили из советских материалов силами советских инженеров и рабочих. Правда, случались и проблемы. В случае отключения электричества вагоны останавливались с закрытыми дверями, так что отдыхающие не имели возможности выйти на открытый воздух.

После остановки фуникулёра в 2002 году в 2012–2015 гг. была проведена капитальная реконструкция усилиями компаний Garaventa и «СКАДО». Для старейшего сочинского фуникулёра поставили вагоны фирмы CWA Constructions, а через путь был сооружён разводной пешеходный мост, чтобы отдыхающие могли легче перемещаться между частями санатория. В новых вагончиках предусмотрено 28 сидячих и 32 стоячих места. Гаражом фуникулёра является стоянка под Курортным проспектом.

Фуникулёр санатория им. Орджоникидзе

Статус: не функционирует
Год сдачи в эксплуатацию: 1952
Протяженность: 352 м

Санаторий Наркомтяжпрома, сменивший до войны несколько названий, был одним из самых помпезных санаториев. Его архитектура, созданная Иваном Кузнецовым, была настолько узнаваемой, что сюда приезжали на экскурсии из других санаториев. Но до поры до времени отдыхающие горняки были лишены возможности пользоваться главным оздоровительным ресурсом Сочи. Пляж при санатории был оборудован только после войны, в 1950-м году. Но расположение главных корпусов на высоте от 75 метров над уровнем моря поставило перед руководством санатория серьёзную проблему — как добираться до пляжа. Можно было бы ограничиться организацией автобусного сообщения, но для статусного санатория это было репутационной потерей. Поэтому было принято решение строить фуникулёр. Строило его харьковское предприятие «Южгипрошахт», которое также возвело 3-й спальный корпус санатория. Архитектор — А. Фук. Первые вагончики были построены на Сокольническом вагоноремонтном заводе, которые в 1985 г. были заменены на новые, облегчённые вагончики производства Малаховского экспериментального завода при Министерстве угольной промышленности. Они-то и катались до 2010 года, пока санаторий не закрылся на реконструкцию. К слову, поскольку санаторий им. Орджоникидзе был своеобразной витриной советского Сочи, его зачастую включали в программу посещения города-курорта иностранными делегациями. В частности, в 1958-м году на фуникулёре каталась королева Бельгии Елизавета Баварская.

Поскольку часть фуникулёра проходила по территории санатория «Правда», для его отдыхающих также была предусмотрена промежуточная станция. Впоследствии, когда «Правда» перешла в руки Службы внешней разведки, эту станцию закрыли и забаррикадировали. Линия рельс была оснащена 126-метровым тоннелем, проходившим под частью парка санатория и Курортным проспектом. Фуникулёр санатория Орджоникидзе стал первым и, говорят, единственным подземным в стране. Несмотря на то, что строительство подземного участка было продиктовано сложным рельефом и наличием проспекта, о фуникулёре говорили, что шахтёрам перемещаться под землей было привычней. Вагончики, кстати, сейчас стоят под укрытием в нижней части канатки. Их лобовое стекло украшают вязаные занавесочки — говорят, все вагоновожатые были женщинами. Если сам фуникулёр был двухпутным, то тоннель был однопутным 6-метрового диаметра. Время в пути составляло около 3 минут.

Канатная дорога санатория «Заря»

Статус: не функционирует
Год постройки: конец 1980-х гг.
Протяжённость: 400 м

Санаторий «Заря», принадлежавший структуре ВЦСПС, — один из самых первых сочинских санаториев. Долгие годы отдыхающим приходилось добираться до пляжа пешком или на автобусах санатория, что в обоих случаях довольно неудобно, поскольку спуск крутой. Наконец, было принято решение о возведении маятниковой канатной дороги. Как и остальные подобные проекты, возводить её взялся тбилисский «Грузгипрошахт» с инженером Лежавой во главе. В основе — знакомый принцип: две кабинки, движущиеся друг другу навстречу. Имеется 2 базовые станции — массивные железобетонные конструкции, и 2 железные опоры. Верхняя находилась сразу над Курортным проспектом, нижняя — около пляжа и терренкура. Правда, кабинки были более массивными, похожими на автобус и с сидячими местами. По распространённой версии, канатная дорога так и не заработала, поскольку были допущены просчёты в проектировании.

В конце 2000-х санаторий был закрыт и снесён, а его территория была продана разным девелоперам. В 2017 году застройщик ЖК «Сан-Сити» решился на демонтаж канатов, но опора и базовая станция остались. Если раньше в рекламе комплекса звучала информация о канатной дороге, ведущей к собственному пляжу, то теперь, видимо, речи о канатке не идёт. Предполагается, что владельцы недвижимости в ЖК смогут попасть на пляж пешком, спустившись по асфальтированной дорожке, петляющей среди зелёных насаждений.

Канатная дорога в парке «Дендрарий»

Статус: функционирует, но периодически закрывается
Год сдачи в эксплуатацию: 1977
Протяжённость: 879 м

Канатная дорога в верхнюю часть парка «Дендрарий» отличается от всех других подобных объектов тем, что никак не связана с санаторно-курортными учреждениями. Это единственный в своём роде объект, построенный для ботанического сада. «Дендрарий» карабкается по склонам горы Лысой высотой 140 метров над уровнем моря. Здесь находится верхняя станция, построенная в стиле советского брутального модернизма. Кабинки приходят на 3-й этаж станции, а на верхнем этаже высотой 172 метра над уровнем моря располагается обзорная площадка. Нижняя станция располагается около Цирка. Обе станции выполнены в виде сказочных деревьев с раскидистой кроной Проектная продолжительность поездки составляла 3,3 минуты. Архитектор сооружений – Г. С. Сечинашвили, а канатной дороги – всё тот же инженер В. М. Лежава. В 2000-е и начале 2010-х прошла серьёзная реконструкция канатной дороги, гондольные кабинки сменили на австрийские, которые вмещают более 20 стоячих пассажиров. Сегодня канатка работает, но часто ломается. Особенно летом.

Канатная дорога пансионата «Нева»

Статус: не функционирует
Год сдачи в эксплуатацию: 1986
Протяжённость: 1200 м

Пансионат «Нева», рассчитанный на 550 мест, был построен в 1979 году для Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО). Его массивное 24-этажное здание, построенное в стиле советского модернизма, до сих пор остаётся одним из самых высоких в районе Новые Сочи. Местоположение на вершине горы Виноградной и довольно серьёзная удаленность от моря не позволяли сделать лифт, поэтому руководством было принято решение возвести канатную дорогу, которая соединяла бы жилую часть пансионата и пляж. Канатную дорогу построило предприятие «Грузгипрошахт», которое строило остальные маятниковые канатные дороги на Кавказе, и в частности в Сочи, руководил постройкой Вахтанг Лежава. По сути, канатка «Невы» была самой длинной в советском Сочи — более километра.

Канатная дорога работала в сезонном режиме, с мая по сентябрь, а зимой вставала на отдых, как и сам пансионат, в котором не было предусмотрено отопление. Всего было 2 гондольные кабинки — одна жёлтая, другая красная, каждая вместимостью 20 человек. Канаткой можно было воспользоваться только тем, кто отдыхал в пансионате. В последние годы функционирования «Невы» (2019-2020 гг.) она уже не работала.

Во время строительства канатки территория Мусин-Пушкинской балки, где располагались опоры, была практически не застроена, но со временем в 90-е и нулевые здесь вырос целый хаотично застроенный микрорайон, состоящий из частного сектора и нескольких высотных домов. Кабинки стали проезжать фактически на уровне верхних этажей многоквартирных новостроек. Пансионат работал до 2020 года, затем в сентябре был продан УК «Мегаполис–Инвест». В отремонтированном корпусе, который откроется предположительно во второй половине 2022 года, будет находиться апарт-комплекс Plus Residence. Как указано на сайте комплекса, апартаменты продаются вместе с услугой «канатной дороги, ведущей на приватный пляж».


@sochiwalker