Прогулки по черкесским садам

Туристы, побывавшие на экскурсиях в Сочи, наверняка хотя бы раз слышали об уникальных садах, заброшенных в горных зарослях региона. Легенды эти давно превратились в коммерческий бренд, под вывеской которого продаются фрукты. Однако за каждой легендой кроется зерно истины. Попытаемся разобраться, что из себя представляют знаменитые черкесские сады.

Черкесские сады или лесосады — это группы плодовых деревьев и кустарников, разбросанные в лесных массивах предгорной и прибрежной территорий Северо-Западного Кавказа. Остатки этих садов, заросшие, одичавшие, но всё ещё плодоносящие, можно встретить как на южном, так и на северном склонах горного хребта, отделяющего Причерноморье от Кубанских равнин. Все эти сады — остатки былой культуры горного садоводства черкесов (адыгов), которые оказались заброшены в период с 1859 по 1865 годы после изгнания большей части коренного населения, веками развивавшего эти садовые культуры. Новые многонациональные поселенцы, потянувшиеся в эти края со всех концов Российской империи, первое время игнорировали достижения садовой культуры, и лишь пользовались плодами для обмена на продукты, которых им не хватало. Поэтому большая часть садов одичала и потеряла многие полезные культурные свойства. Яркий маркер остатков лесосадов — сладкий каштан, который после одичания бесконтрольно разросся в горных лесах. Благодаря ему мы хорошо знакомы с каштановым мёдом — современным этническим брендом причерноморских адыгов-шапсугов.

Исследования, проведённые агрономом Краснодарского сельхозинститута Нухом Тхагушевым в 1930–70-е годы позволили установить сохранившиеся на тот момент массивы черкесских садов, определить и поставить на учёт известные сорта и внедрить их в хозяйственную практику. Лучшие сорта черкесских плодовых культур были собраны в учхозе Кубань и опытных станциях скрещенных сортов в Краснодаре. Ему удалось найти 15 зимних сортов яблок (летние оказались утеряны), девять сортов груш, два сорта айвы, четыре сорта сливы, три сорта черешни, три сорта фундука, один сорт инжира, один сорт хурмы кавказской и восемь сортов винограда. Черкесские сорта очень устойчивы к местному переменчивому климату и заразам, удивительно долго живут (до 150–180 лет с плодами) и обладают мощной продуктивностью (в два-шесть раз больше плодов, чем у стандартных сортов).

Исследования, проведённые агрономом Краснодарского сельхозинститута Нухом Тхагушевым в 1930–70-е годы позволили установить сохранившиеся на тот момент массивы черкесских садов, определить и поставить на учёт известные сорта и внедрить их в хозяйственную практику. Лучшие сорта черкесских плодовых культур были собраны в учхозе Кубань и опытных станциях скрещенных сортов в Краснодаре. Ему удалось найти 15 зимних сортов яблок (летние оказались утеряны), девять сортов груш, два сорта айвы, четыре сорта сливы, три сорта черешни, три сорта фундука, один сорт инжира, один сорт хурмы кавказской и восемь сортов винограда. Черкесские сорта очень устойчивы к местному переменчивому климату и заразам, удивительно долго живут (до 150–180 лет с плодами) и обладают мощной продуктивностью (в два-шесть раз больше плодов, чем у стандартных сортов).

Каждую весну с наступлением сезона прививки деревьев все черкесские (адыгские) мужчины, от подростка до последнего старика, собирали набор из острого ножика, обвязочных и обмоточных материалов и черенков культурных сортов. Такие наборы носили с собой всегда, когда выходили за пределы аула. Если в пути попадались дикие плодовые деревья, вне зависимости от целей пребывания в лесу, мужчины прививали их на месте. Так появлялись в лесах Причерноморья обширные окультуренные лесосады, лишь малую часть из которых через один-два года после прививки переносили на собственный придомовой участок.

Сады располагаются на возвышенных участках холмов вдоль речных долин на расстоянии от трёх-пяти до 10-30 км от моря, чем выше в горы, тем чаще и ниже. Исключением являются южные склоны, где до 1864 года чаще всего располагались поселения черкесов (адыгов). В ближайшей к морю части сады располагаются не ниже 200 м, далее снижаются до 100. У самого моря они встречаются редко и только на высоких обрывистых берегах. Выбор местности связан с губительным влиянием холодных морских туманов в зимнее, и особенно весеннее время, когда всё цветёт. Для защиты от них берег Чёрного моря обсаживали специальными лесополосами, ныне исчезнувшими. В низинах рек сады не располагали по причине болотистой тенистой местности, которая в летний сезон с июля по сентябрь была рассадником малярии.

Открытая местность создавала угрозу вымывания почвы дождевыми потоками, поэтому поперёк хребтов в несколько этажей высаживали ряды защитных лесополос, которые ещё в начале прошлого века виднелись, например, около аула Большой Кичмай. Для укрепления почвы на полях оставляли несколько крупных деревьев, у которых окольцовкой повреждали кору. Так у дерева на десяток лет сохранялись крепкие корни, хотя само оно сверху усыхало.

Каждую весну с наступлением сезона прививки деревьев все черкесские (адыгские) мужчины, от подростка до последнего старика, собирали набор из острого ножика, обвязочных и обмоточных материалов и черенков культурных сортов. Такие наборы носили с собой всегда, когда выходили за пределы аула. Если в пути попадались дикие плодовые деревья, вне зависимости от целей пребывания в лесу, мужчины прививали их на месте. Так появлялись в лесах Причерноморья обширные окультуренные лесосады, лишь малую часть из которых через один-два года после прививки переносили на собственный придомовой участок.

Сады располагаются на возвышенных участках холмов вдоль речных долин на расстоянии от трёх-пяти до 10-30 км от моря, чем выше в горы, тем чаще и ниже. Исключением являются южные склоны, где до 1864 года чаще всего располагались поселения черкесов (адыгов). В ближайшей к морю части сады располагаются не ниже 200 м, далее снижаются до 100. У самого моря они встречаются редко и только на высоких обрывистых берегах. Выбор местности связан с губительным влиянием холодных морских туманов в зимнее, и особенно весеннее время, когда всё цветёт. Для защиты от них берег Чёрного моря обсаживали специальными лесополосами, ныне исчезнувшими. В низинах рек сады не располагали по причине болотистой тенистой местности, которая в летний сезон с июля по сентябрь была рассадником малярии.

Открытая местность создавала угрозу вымывания почвы дождевыми потоками, поэтому поперёк хребтов в несколько этажей высаживали ряды защитных лесополос, которые ещё в начале прошлого века виднелись, например, около аула Большой Кичмай. Для укрепления почвы на полях оставляли несколько крупных деревьев, у которых окольцовкой повреждали кору. Так у дерева на десяток лет сохранялись крепкие корни, хотя само оно сверху усыхало.

Сады выращивали везде, где было хоть какое-то ровное место, вплоть до самых вершин. Там они располагались порой на невероятных уклонах, где человек для обработки должен был привязывать себя к дереву, чтобы не упасть. Такой формат террасного земледелия сегодня можно встретить в горах Южного Китая и Новой Гвинеи. В силу сложности рельефа сады высаживали группами по два-четыре дерева каждой породы с помощью прививки за кору седлом (яблоко, груша, черешня, слива), корневыми отпрысками и отводками (фундук, айва, слива), стеблевыми черенками (инжир), семенами (грецкий орех, персик, слива).

Наибольшее число садов встречается в долине реки Шахе от района Бабук-аула до самого её впадения в Чёрное море. Богаты на сады склоны Макупсинского ущелья, вокруг Архипо-Осиповки, между реками Псезуапсе и Аше. Жители Большого и Малого Кичмаев на реке Шахе перенесли их из старых садов Мугухабля выше по реке. Жители ашейских аулов брали черенки из бывших садов Наужей, Захатляша, Бекишей, Остыгокей и Хаджуко — притоков рек Аше и Псезуапсе. Жители аула Агуй-Шапсуг на реке Агой брали черенки из старых садов урочищ Хорохотам, Жатехац, Чеплук и Колехо. На северных склонах сады распространены в Майкопском плодопитомнике (ВИР), по рекам Цице и Гогопс, притокам Пшехи, в районе Хадыженска, Апшеронском, Тульском, Абинском, Крымском, Анапском и Северском районах, вокруг Горячего Ключа.

Некоторые русские поселенцы сумели адаптироваться к местным условиям и воспринять эту садовую культуру в Пшаде (на Михайловском перевале), Архипо-Осиповке, Дефановке, Джубге, Тенгинке, Новомихайловке, Ольгинке, Небуге, Георгиевке. Здесь сады занимали ещё недавно от 35 до 50% сортовых культур. До революции местные плодовые станции рекомендовали поселянам использовать некоторые черкесские сорта яблок и фундука. Сады тогда заложили в Кринице, Дагомысе, Лоо и в Тахтамукае. Часть их до сих пор плодоносит.

Современный черкесский сад отличается от того, каким он был в прошлом. Всё так же популярны в нём яблоки и груши, виноград и слива (как и алыча), инжир и черешня, фундук и грецкий орех, каштан в лесу, немножко табака во дворе, но остальных видов деревьев и кустов значительно меньше. Это уже личный выбор хозяина. К новым видам прибавились гранат, унаби, фейхоа и особенно японская шоколадная хурма, которая даёт обильные урожаи в осенних садах прибрежных аулов. Она заменила старый местный сорт кавказской хурмы – более мелкой и вязкой. Как видите, в легенде оказалось больше правды, чем выдумки.

Об авторе

Виталий Штыбин родился в Белореченске. С 2003 года живёт в Краснодаре. Популяризатор науки, магистр исторических наук, этнограф, а также журналист и экскурсовод, исследователь истории Кавказа и черкесской (адыгской) культуры. Основатель регионального туристско-просветительского проекта Insight Travel. Автор и ведущий YouTube-канала «Этнографика» и Instagram-канала @shtybin_on_air. Автор научно-популярного труда о культуре и истории причерноморских черкесов (адыгов) Краснодарского края «Танцы, горы и каштановый мёд».