Посмотрите направо: Каково быть владельцем экскурсионной фирмы в Сочи


Большие автобусы, обзорная по Сочи, бутылка вина в чёрном пакетике — экскурсионный дух Сочи видится примерно таким. Но что стоит за всем этим на самом деле? О туристическом бизнесе в Сочи образца 2017 года анонимно рассказал владелец одной из многочисленных экскурсионных фирм.

 

— Сколько действуют экскурсионных фирм в Сочи?

Где-то более сотни. Крупных из них, правда, примерно десять. На каждый район — Центральный, Лазаревский, Дагомыс — две-три компании.

 

— Из чего состоит экскурсионная компания?

Если обобщить, то это точки реализации и автобусы. Точка реализации — это та самая будка с фотографиями достопримечательностей, где туристы и приобретают билеты. На ней работает реализатор, оклад которого состоит исключительно из процента от продаж. Автобусный парк у фирм, в основном, не превышает трёх машин, так как за это налог увеличивается в два раза. Поэтому в разгар сезона, когда машин требуется значительно больше, все арендуют их на стороне. Каждый автобус должен иметь кондиционер и быть не старше семи лет. Ну и, собственно, персонал фирмы — экскурсоводы, водители и диспетчеры, которые всё координируют.

 

— А как вообще распределяются точки реализации?

Точки являются муниципальными, выдаёт их администрация города. Каждая фирма проходит конкурс, сдаёт все свои документы, получает за это баллы. Исходя из этих баллов и определяется количество и расположение точек. У нас, например, таких точек 25. Есть, конечно же, и те, кто ставит свои пункты продаж в обход администрации. Это приводит к своеобразной «войне» между компаниями.

 

— С администрацией сложностей не бывает?

Практически каждое новое постановление администрации только усложняет ведение бизнеса. Например, три года назад появился новый критерий при конкурсе — состоишь ли ты в Ассоциации туризма. Членство в ней стоит не самых малых денег (итоговая цифра зависит от доходов фирмы), а пользы же практически никакой. Кроме того самого дополнительного балла.

 

— Разве один балл стоит этих денег?

Да, стоит. Один балл — это две точки. Плюс, если ты отказываешься вступать в Ассоциацию, то у тебя забирают самые ходовые точки, которые в сезон приносят куда больше денег. Да и к документам придираются намного больше. В общем, типичная добровольно-принудительная история.

 

 

— Насколько сейчас выгодно вести экскурсионный бизнес?

Наша фирма одна из самых старых и крупных, так что у нас всё вполне неплохо. Точную цифру выручки за летний сезон назвать не могу, но это где-то в районе 10 миллионов рублей. Чистыми остаётся процентов десять, из которых ещё треть идёт на подготовку к следующему сезону и рекламу. В зимний сезон всё намного скромнее, выручка уменьшается аж в десять раз.

 

— Какая средняя стоимость экскурсии?

У нас — 300 рублей, без дополнительных услуг. В сезон за день мы отправляем три-четыре маршрута по 150 человек в среднем. Минимальная посадка — восемь человек. Если не набирается, то переносим экскурсию на следующий день. Чтобы не было такого простоя, стараемся сотрудничать с некоторыми другими фирмами, объединяя маленькие экскурсионные группы в одну большую.

 

— Кажется, или практически все маршруты очень сильно устарели?

Да, практически так и есть. Большинство туров осталось ещё с советских времён, когда было единое экскурсионное бюро. Разумеется, за все эти годы многие фирмы открывали свои уникальные маршруты, которые впоследствии становились общей ценностью. Мы, например, в своё время открыли для города каньон «Прохладный». Все прекрасно понимают, что маршруты устарели, но с этим ничего не сделать. Ещё не задействованные красивые локации находятся в труднодоступных местах. Увы, но наш турист не готов идти в гору полтора километра ради условного водопада.

 

— Какие самые популярные маршруты у туристов?

Всё банально: Олимпийский парк, Красная Поляна, обзорная по вечернему Сочи. Ну и 33 водопада.

 

— Очень многое в туре зависит от экскурсовода?

Можно съездить на один и тот же маршрут с тремя разными экскурсоводами и получить абсолютно разные эмоции и знания. Да, «скелет» экскурсии один, но у каждого гида свой стиль: кто-то делает акцент на флору и фауну, кто-то давит на историю, а кто-то — на местные легенды.

 

— Кстати, о легендах. «Турция с вершины Ахуна» всё ещё в тренде?

Разумеется, как и «мёртвая невеста». Все мифы активно используются, но в шуточной форме. Основная цель экскурсовода — это развлечение туристов, поэтому мы им и рассказываем свои версии происхождения тюльпанового дерева, а затем предлагаем всем вместе обхватить ствол и загадать желание. И отдыхающие это с радостью делают.

 

— Вы же понимаете, что это полный бред?

Конечно! Да и сами туристы понимают, но им это правда нравится.

 

— Самый большой бред от экскурсовода, который ты слышал?

Как-то раз при мне рассказывали о 100-килограммовых тунцах в Чёрном море. Вот это уже, по-моему, полный перебор.

 

 

— Сколько зарабатывает экскурсовод?

У нас ставка 1 000 рублей, плюс проценты с дополнительных услуг (канатная дорогая, питание и прочее). За сезон экскурсовод зарабатывает 150 — 500 тысяч рублей, но это при очень жёстком графике, чуть ли не на износ. По сути, это сугубо сезонная работа.

 

— Может ли экскурсовод заработать «левак»?

Да, может. Например, вместо положенной канатной дороги, где он получает 100 рублей за человека, повезти туристов, которые и не знают об этой канатной дороге, в гору на автобусе и взять за такой «подъем» 500 рублей. Или чуть более «честный» вариант, когда экскурсовод в обход фирмы договаривается о проценте с каких-либо дополнительных услуг. Но от таких работников сразу избавляются и вносят их в своеобразный чёрный список.

 

— Как часто на экскурсиях пьют?

По регламенту пьяных на маршрут брать запрещено, но все всё прекрасно понимают. Если человек в адекватном состоянии, речь чёткая, то мы его на рейс допускаем. Если же пьянство происходит во время экскурсии, то особо буйных пассажиров оставляем в автобусе.

 

— А пьяные экскурсоводы?

Только после окончания экскурсии. По сути, на обратном пути экскурсовод уже не находится на работе, так что если он захочет выпить с отдыхающими — его право. На удивление, такие случаи идут только на пользу компании. Отзывы «сдружившихся» с экскурсоводом туристов всегда исключительно положительные.

 

— Теряются ли туристы на экскурсиях?

Регулярно. Так происходит у всех. Как это случается: по регламенту у нас 20 минут на место, после чего уезжаем. Если кто-то опаздывает, то ждём ещё 20 минут. После составляем акт, что человек не явился к положенному времени, собираем подписи тех, кто сидит в автобусе, звоним диспетчеру, который даёт отмашку, и автобус едет дальше. В этом нет ничего страшного, «потерявшиеся» добираются сами. Перед началом экскурсии все проходят инструктаж, что делать в подобной ситуации.

 

 

— Самый жёсткий загул на твоей памяти.

Это было не у нас. Экскурсия на 33 водопада, муж и жена. Жена пропала, дозвониться никто не может. Объявившись спустя три дня, она рассказывает историю о том, как попала в плен адыгов, которые насильно держали её у себя. А потом выясняется, что она просто познакомилась с молодым парнем и абсолютно добровольно провела с ним эти несколько дней.

 

— Как сейчас выглядит типичный турист экскурсионного маршрута?

Сложно сказать. Типичный портрет туриста — семейки в майках с Путиным и в сандалиях на носках — умер ещё в году 2010. Сейчас контингент более культурный и образованный. На турах встречаются все — от пожилых пар до молодёжных компаний и иностранцев. Иностранцев, кстати, стараемся собрать в отдельную группу с англоязычным гидом.

 

— Я понимаю иностранцев и тем более пожилые пары. Но что делает молодёжь на таких турах, когда есть смартфон с абсолютно любой информацией и возможностью составить свой личный маршрут?

Потому что экскурсия порой гораздо выгоднее. Ещё раз, наша средняя стоимость — 300 рублей. А теперь вспомни, сколько стоит билет на «Ласточку».

 

Фото: Светлана Сергунцова

Добавить комментарий